|
Как добраться до МКС?«Куда едем? Дешевле, чем на такси!» — эти стандартные предложения услуг от частных извозчиков можно услышать возле вокзалов и аэропортов, а то и просто на улице. С полётами в космос, естественно, все не так просто. Однако частники уже активно работают на этом рынке, планируя в ближайшем будущем зарабатывать десятки миллионов долларов. Конкурент государстваОсвоение космического пространства, как известно, дело исключительно дорогостоящее. Для того чтобы получить хоть какую-то отдачу (причём в весьма отдалённой перспективе), в дело необходимо вложить десятки, если не сотни миллионов долларов. Долгое время в космические полёты вкладывались исключительно государственные структуры. Но несколько лет назад пришло время и частных компаний. Самая известная из них — американская SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation). Правда, пока существование частных компаний невозможно без поддержки со стороны государства. SpaceX — не исключение. Если бы не финансовые вливания со стороны NASA, компания, возможно, обанкротилась бы ещё в 2008 году — Но благодаря госпомощи SpaceX не только встала на ноги, но и вышла на принципиально новый уровень. В ближайшие годы, возможно, именно частная компания SpaceX станет выводить на орбиту большинство космических аппаратов. Сейчас пальма первенства принадлежит России. Финансовый гений из ПреторииОснователь компании SpaceX Илон Маск в 2008 году был включён журналом Esquire в список 75 наиболее влиятельных людей 21-го века. В 2011-м он получил премию Хайнлайна за успехи в коммерциализации космоса. Сумма вознаграждения — 500 тысяч долларов. В ноябре 2013 года влиятельный журнал Fortune Magazine присвоил Маску звание бизнесмена года. Но обо всём по порядку. Будущий основатель SpaceX родился в 1971 году в Претории (ЮАР). В 10-летнем возрасте он на собственные сбережения купил свой первый компьютер и самостоятельно научился программированию. Через два года Илон уже продал первую созданную им программу за 500 долларов. В 17 лет он переехал в Канаду, где поступил в университет. Потом Илон перешёл в Стэнфорд, но не окончил его. У Маска — удивительное чутьё к деньгам. Всё, за что он брался, приносило ему прибыль. Например, в 1995 году Илон на пару с братом основал фирму, которая специализировалась на программном обеспечении новостных компаний. Четыре года спустя Маск продал её, заработав 22 миллиона долларов. В марте 1999 года Илон создал ставшую ныне знаменитой платежную систему x.com. В октябре 2002-го он продал своё детище и заработал 165 миллионов долларов. Третьей созданной Маском компанией стала пресловутая SpaceX. И успехи, которых она достигла на данный момент, дают основания ожидать, что через некоторое время состояние Илона будет измеряться уже миллиардами. Довезу дёшево! В SpaceX Маск вложил 100 миллионов долларов из своего кармана. Космос — его давняя страсть. Илон признаётся, что мечтал о нём с детства, зачитываясь книгами Айзека Азимова. Поэтому, едва появилась возможность, он и занялся любимым делом, впрочем, конечно, не забывая и о собственном кармане. Понимая, что 100 миллионов долларов в такого масштаба делах — сущие копейки, Маск предложил на рассмотрение NASA интересный проект, а именно финансовое участие в разработке SpaceX многоразовых ракет-носителей и космических кораблей. Главная «вкусность» проекта — удешевление запуска груза и человека в космос в 10 раз по сравнению с ныне существующими расценками!
В NASA решили, что идея заманчивая. Ведь история США знает немало примеров, когда частные компании действовали куда эффективнее государственных структур. Лимиты государства практически неисчерпаемы, а частник вынужден искать самые оптимальные пути — ведь второго шанса ему никто не предоставит. В декабре 2008 года (на тот момент SpaceX практически исчерпала собственные средства и находилась на грани банкротства) NASA выделяет компании 1,6 миллиарда долларов на 12 запусков ракеты-носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon («Дракон») к МКС. Ожиданий не обманулКстати, стоит отметить, NASA довольно сильно рисковало. Ведь первые три запуска ракеты-носителя Falcon 1, разработанной компанией Маска, закончились провалом. Зато в дальнейшем SpaceX не знала неудач. 2010-й — год прорыва. Для начала состоялся успешный запуск ракеты Falcon 9, более тяжёлой, чем её предшественница. А в декабре всё та же ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль Dragon. Через некоторое время Dragon успешно приводнился в океан. Таким образом SpaceX стала первой в мире неправительственной организацией, которая запустила орбитальный грузовой корабль и вернула его на Землю. А в 2012 году Dragon отправился на МКС и успешно состыковался с ней. После этого корабли SpaceX стали постоянно путешествовать на Международную космическую станцию. При этом конфигурация Dragon постоянно совершенствуется. Если первый грузовик МКС должна была ловить специальным манипулятором, теперь стыковка корабля и станции не требует использования специального оборудования. Dragon доставляет космонавтам полезный груз, а возвращается с оборудованием с результатами опытов. Но и это ещё не всё. Контракт NASA и SpaceX предусматривает доставку на МКС астронавтов. В 2014 году компания Маска представила пилотируемую версию «Дракона». В модуле грузовика могут находиться одновременно до семи астронавтов. В отличие от предыдущих моделей, он действительно напоминает корабль будущего. Парашютная система приземления предусмотрена лишь как резервная, в стандартном режиме грузовик будет тормозить двигателями. Предусмотрены у него и опоры для мягкой посадки на грунт. Ориентировочно первый запуск «Дракона» с людьми на борту состоится в 2015-2016 годах. Отрабатывая контракт с NASA, Маск не забывает и про «побочные» заработки. Ракеты-носители SpaceX периодически выводят на орбиту спутники. А иногда доставляют туда… прах для захоронения. Да, некоторые богатеи грезят звёздами и хотят хотя бы после смерти оказаться в космосе. Кроме того, Маск планирует развивать космический туризм — опять же, по расценкам ниже, чем может предложить «Роскосмос». И ещё один важный момент. В 2013 году SpaceX получила разрешение на строительство частного космодрома на побережье Мексиканского залива. Соинвестором строительства выступил штат Техас. Его губернатор Рик Перри в августе 2014 года заявил о начале финансирования проекта. Это ли не лучшее доказательство того, что SpaceX — не фирма-однодневка, а компания, которая пришла всерьёз и надолго? Видимо, действительно пришло время, когда дерзкие «космические частники» смогут потеснить неповоротливые госкорпорации, считавшие себя монополистами в деле освоения космоса. Евгений ИВАНОВ Предыдущая     Статьи     Следущая |
|