|
Король истребителей,или красные звёзды Николая ПоликарповаНиколая Николаевича Поликарпова называли королём истребителей. Он прожил всего 52 года, но успел спроектировать 80 самолётов разных классов: У-2 (ПО-2), более известный по прозвищу «кукурузник», Р-5, И-16, И-153 «чайка»... Выбор путиРодился Николай Поликарпов 10 июня (28 мая по старому стилю) 1892 года в селе Георгиевское Орловской губернии в семье священнослужителя. После окончания начальной школы поступил в Орловскую семинарию. Довольно быстро юноша понял: карьера священника - это не его стезя. В 1911 году Коля Поликарпов поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт. В 1914 году у него пробудился интерес к авиации, и он стал изучать аэродинамику на кораблестроительном факультете вышеозначенного учебного заведения. В 1916 году Поликарпов получил диплом инженера и поступил на работу в авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). Там он проработал до 1918 года. Его непосредственным начальником был никто иной, как создатель первого в мире четырёхмоторного самолёта И.И. Сикорский. После революции Сикорский настойчиво уговаривал Поликарпова эмигрировать на Запад. Николай Николаевич решил остаться в России. И, наверное, не зря. Ведь в период с марта 1918 по октябрь 1929 года под его руководством было построено и запущено в серийное производство не менее десяти типов самолётов, включая знаменитый У-2. Истребитель-монопланВ 1923 году в возглавляемом Поликарповым конструкторском бюро был выведен на испытания первый в мире истребитель - свободнонесущий моноплан. Первый испытательный полёт закончился неудачно. Из-за потери управляемости и отказа двигателя самолёт, парашютируя, плашмя ударился о землю. Неудача первого полёта не обескуражила Поликарпова и его помощников - начальника технического отдела завода И.М. Косткина и заведующего производством А.А. Попова. Они твёрдо оыли убеждены, что выбранная ими принципиальная схема прогрессивна, а потеря управляемости произошла по другим причинам. Выяснив их, конструкторы сместили двигатель вперёд, поставили новый радиатор, несколько увеличили размах и площадь крыльев и оперения. Профиль крыла сделали более тонким, нервюры изготовили не из дерева, а из кольчугалюминия. Через год лётчики А.И. Жуков и А.Н. Екатов приступили к испытаниям нового истребителя в воздухе. Они прошли успешно. Правда, выяснились и некоторые недостатки. Их конструкторы учли при постройки третьего варианта самолёта, в котором обшивка крыла и оперения была фанерной. Самолёт И-1 показал очень большую для тех лет скорость - 264 км/ч. Его передали в серийное производство. Было построено 33 таких истребителя. Взлёты и паденияВ 1926 году Управление Военно-Воздушных Сил поставило перед авиационными конструкторами задачу - создать для лётных школ простой в производстве и обслуживании, надёжный самолёт первоначального обучения. Коллектив Поликарпова выпустил опытный экземпляр такого самолёта уже на следующий год. Испытания показали, что машина по своим данным не удовлетворяет предъявляемым требованиям. Конструкторы приготовили новый вариант. В 1928 году У-2 вышел на испытания. Его опробовал в воздухе знаменитый испытатель М.М. Громов, затем - ещё несколько лётчиков-испытателей. Все они были восхищены новой машиной. В 1929 году по стране прокатилась первая волна репрессий. В число «врагов народа» попал и Поликарпов. Николаю Николаевичу вменялось в вину то, что он является сыном священника, а потому не способен проникнуться марксистко-ленинской идеологией уверовать в светлые идеалы коммунизма. Официально конструктору вменили в вину «контрреволюционный саботаж в авиационной промышленности». В декабре 1929-го Поликарпову разрешили организовать КБ в узилище Бутырской тюрьмы. Бюро получило наименование ЦКБ-39 ОГПУ. Вместе с Поликарповым там работали Д.П. Григорович, И.М. Косткин, А.Д. Надашкевич, Е.И. Майоров. Работу КБ обеспечивал завод № 39. Неудивительно, что спустя некоторое время конструкторское бюро перевели в ангар № 7 заводского аэродрома. Компания заключённых разработала очень удачный истребитель, принятый на вооружение ВВС РККА под обозначением И-5. В марте 1931 года Поликарпову был подписан приговор - десять лет заключения. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолёта И-5, пилотировавшегося Чкаловым и Анисимовым, было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. Вернувшись к работе на свободе, Поликарпов создал в тридцатые годы целый ряд эпохальных самолётов, таких как И-15, И-16 и И-153 «Чайка». Именно тогда его стали называть королём истребителей. «То, что красиво выглядит»...Поликарпов всегда стремился к тому, чтобы самолёты, которые проектировал вверенный ему коллектив, были красивыми. «То, что красиво выглядит в авиации, - говорил он сотрудникам, - всегда выгодно лётчику. Лучшая форма и отделка - значит выше скорость. Кроме того, красивую машину и на земле больше берегут». И-15 был спроектирован как истребитель-биплан для маневренного боя, и, как показала практика, действительно не имел себе равных по маневренности на горизонтали. Вираж на И-15 выполнялся всего за восемь секунд. Лётчики очень любили этот самолёт за его устойчивость на всех режимах полёта, простоту пилотирования и хорошие взлётно-посадочные качества. У земли он развивал скорость 315 км/ ч, на высоте 3 километра - 367 км/ч. На облегчённом варианте И-15 лётчик В. К. Коккинаки 21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъёма на высоту без груза - 14 575 метров. Моноплан И-16 проектировали как скоростной истребитель. По своему внешнему виду и лётным качествам И-16 резко отличался от большинства серийных современников. Минимальные размеры, «бочкообразный» толстый фюзеляж, маленькое крыло, заголовник кабины лётчика, переходивший в вертикальное оперение. Истребитель непрерывно совершенствовался, менялся в деталях, оснащался более мощными двигателями и сильным вооружением. Но его основная схема, размеры, формы и обводы фюзеляжа, крыла и оперения оставались неизменными. Самолёты производства 1939 года, с двигателем М-62, летали на скоростях до 460-490 км/ч. Вооружение И-16 тип XXIV выпуска 1939 года состояло из двух 20-мм пушек и двух пулемётов, тогда как первые машины были оснащены лишь двумя пулемётами. В годы войныСамолёты конструкции Николая Поликарпова широко использовались в начальный период Великой Отечественной. На И-16 сражались и одержали немало побед дважды Герои Советского Союза Б. Ф. Сафонов, Г. П. Кравченко, С. И. Грицевец, А. В. Ворожейкин и другие лётчики. Причём «ишачки» последних производственных серий достойно противостояли даже «мессерам». И-15 и И-153 использовались в качестве лёгких штурмовиков. Р-5 летали на разведку. У-2 (По-2), способные нести до 350 кг бомбовой нагрузки, оказались на всю войну востребованными в качестве лёгких ночных бомбардировщиков. В дело порой шли даже старенькие И-5. С них снимали глушители, окрашивали полностью в чёрный цвет, и они своим натужным рёвом тоже не давали немцам спокойно спать по ночам. В январе 1941 года взлетел поликарповский И-185 - первый отечественный истребитель по требованиям 1940 г. с двигателем воздушного охлаждения. В 1942 году он прошёл государственные и войсковые испытания на Калининском фронте. По оценке НИИ ВВС самолёт превосходил все отечественные и немецкие истребители. Однако несовершенство двигателя М-71, катастрофа, в которой погиб лётчик-испытатель В. А. Степанчонок, и отсутствие завода для его производства не позволили запустить самолёт в серию. Вокруг конструктора складывалась нездоровая атмосфера, вновь началась его травля, но снова под свою защиту его взял Сталин. Умер Николай Николаевич Поликарпов в июле 1944 года от рака желудка. Одной из последних его работ стал проект ракетного истребителя «Малютка». Виктор БУМАГИН Предыдущая     Статьи     Следущая |
|