Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












«Стюарты» и «Чаффи»

Если в проектировании средних и тяжёлых танков заокеанские конструкторы особо не преуспели, то, являясь глубокой «тыловой базой» антигитлеровской коалиции, США могли позволить себе создавать такую вспомогательную бронетанковую технику, на которую у союзников и противников просто не было ни времени, ни средств.

Лучшим средним танком Второй Мировой войны подавляющее большинство специалистов считает советский Т-34. Как лучшему тяжелому танку того времени приоритет чаще всего отдают немецкому Pz. Kpfw. VI «Тигр». Как лучший же легкий танк многие склонны оценивать американский М24 «Чаффи». Действительно, если в проектировании средних и тяжелых танков заокеанские конструкторы особо не преуспели, то, являясь глубокой «тыловой базой» антигитлеровской коалиции, США могли позволить себе создавать такую вспомогательную бронетанковую технику, на которую у союзников и противников просто не было ни времени, ни средств.

Ещё в XIX веке, воюя с индейцами и мексиканцами, американцы особое внимание уделяли маневренным действиям легких кавалерийских соединений. Первая Мировая война слишком разительно отличалась от предыдущих. Позиционный тупик - замершая линия окопов от Ла-Манша до предгорий Альп, ощетинившаяся орудиями и пулеметами, стала непреодолимым препятствием для пехоты и кавалерии. Лишь появление танков позволило пехоте пробивать бреши в обороне противника. Впрочем, первые гусеничные бронированные машины были крайне тихоходными и рассматривались только как средство сопровождения пехоты. В 1919 году член англо-американского бронетанкового комитета майор Р. Е. Карлсон писал: «Основная задача танка заключается в оказании огневой поддержки при непрерывном продвижении пехотных частей и подразделений в наступательном бою».

В 1928 году министр обороны США Дуайт Девис посетил Великобританию, где ему была предоставлена возможность присутствовать на учениях совсем недавно сформированных экспериментальных механизированных частей. В состав небольшой, но передовой в организационно-тактическом отношении бронетанковой бригады входили легкие и средние танки с поддерживающими их самоходками и моторизованными пехотными подразделениями. В рамках данного соединения британские механизированные войска моделировали тактику и методы ведения маневренных боевых действий. Учения произвели на министра обороны США настолько сильное впечатление, что он немедленно приказал создать подобные механизированные войска и в американской армии. Генерал Макартур, ярый сторонник танков, называл это начинание созданием «механизированной кавалерии».

Вскоре в США появились первые легкие танки, созданные специально для ведения маневренных боевых действий. Например, вышедший в 1933 году на испытания Т2. Этот легкий танк при массе 6,5 тонн был вооружен одним крупнокалиберным и двумя обычными пулеметами. Главной его изюминкой было то, что двигатель «Континентал» мощностью 250 л. с. позволял ему развивать весьма необычную для почти сплошь тихоходных танков того времени скорость - 56 км/ч. После ряда доработок под маркой М2А1 в 1936 году в арсенале Рок-Айленд было выпущено 19 таких машин.

Когда началась Вторая Мировая война, немцы удивили весь мир своими танковыми блицкригами. Это заставило американцев взяться со всей возможной энергией за разработку новых бронированных машин. Помимо прочего, взяв за основу М2А4, они создали новый легкий танк МЗ. Он был вооружен 37-мм пушкой и пятью 7,62 мм пулеметами. Орудие и два пулемета размещались в граненой клепаной башне, а узкие гусеницы из-за возросшей до 12 тонн массы создавали излишнее удельное давление на грунт, что существенно снижало проходимость танка. Чтобы устранить эти недостатки, танк стали подвергать доработкам. Сначала башню сделали сварной, затем изменили ее форму на цилиндрическую. Установили подвесные топливные баки, что позволяло существенно увеличить запас хода. Позже у пушки появился стабилизатор, а два пулемета в спонсонах над подкрылками перестали устанавливать, поскольку прицельный огонь из них вести было невозможно.

Американский танк «Стюарт»

Впервые МЗ побывали в бою в ноябре 1941 года в составе 8-й английской армии в Северной Африке. Там выявились слабость их вооружения и бронирования даже по сравнению с итальянскими танками М13/41. Однако надежность ходовой части и механизмов позволили продемонстрировать «Стюартам», как вскоре прозвали МЗ англичане, прекрасные скоростные качества и подвижность. Только они смогли обеспечить высокий темп и непрерывность преследования отступающих итало-германских войск. В боях против японцев на островах Тихого океана МЗ и вовсе зарекомендовали себя исключительно с хорошей стороны.

Всего по сентябрь 1943 года было выпущено 13 499 МЗ «Стюарт» нескольких модернизаций. По ленд-лизу они поставлялись не только в Великобританию, но и в СССР. Параллельно с весны 1942 года начался выпуск его улучшенного образца М5 «Стюарт VI». Новый танк получил более мощный двигатель, корпус с наклонным лобовым листом толщиной 51 мм и увеличенных размеров башню. Его развитием стал М5А1, получивший новые оптические приборы и турель зенитного пулемета, улучшенную радиостанцию и защитные экраны по бортам. По июнь 1944 года было произведено 8 884 М5 и М5А1. Эти машины вполне унаследовали все достоинства и недостатки первых «Стюартов» и наилучшим образом подходили для ведения разведки и боевого охранения.

В октябре 1943 года фирма «Кадиллак», входившая в состав корпорации «Дженерал Моторс», представила опытные образцы принципиально нового легкого танка Т24. Его ходовая часть во многом копировала конструкцию советского тяжелого танка KB, а в просторной трехместной башне с рациональными углами наклона броневых листов располагалась 75-мм пушка Мб, созданная на основе крупнокалиберного авиационного орудия, применявшегося на бомбардировщиках B-26G «Митчелл». Два двигателя мощностью по 110 л. с. позволяли бронированной машине массой 18,4 тонны разгоняться до скорости 55 км/ч. Гусеницы шириной 40,6 см обеспечивали хорошую проходимость. Американские конструкторы несколько самонадеянно считали, что сочетание чудо-пушки, хорошей оптики и высокой подвижности позволят новому танку чуть ли не на равных сражаться даже с немецкими тяжелыми «Тиграми» и «Пантерами». Все это, конечно, оказалось полнейшим блефом.

Тем не менее, в мае 1944 года Т24 был стандартизирован под обозначением М24 и поступил на вооружение. Его предусматривалось использовать как разведывательный и авиадесантный танк. Боевое крещение новые машины получили уже в декабре, отражая в составе 740-го танкового батальона 82-й парашютно-десантной дивизии немецкое контрнаступление в Арденнах. В первых же боях выяснилось, что М24 совсем не плох при поддержке пехоты, особенно при проведении операций в городских условиях, так как он мог вести огонь не только бронебойными, но и фугасными снарядами, были на их счету и победы над немецкими танками, в том числе - и столь ожидаемые - над «Тиграми» и «Пантерами». Пусть подобное и случалось совсем нечасто. Всего с апреля 1944 по июнь 1945 гг. было выпущено 4070 М24. 300 этих танков были переданы англичанам, от которых и получили свое название «Чаффи» - в честь первого командующего бронетанковыми войсками армии США.

Уже после Второй Мировой войны «Стюарты» и «Чаффи» широко поставлялись в страны «третьего мира», где получили самое широкое признание. Что любопытно, более старые «Стюарты», порой неоднократно модернизированные до неузнаваемости, состоят на вооружении ряда армий до сих пор.

Виктор БУМАГИН






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты