|
Венера каменного векаБезголовая фигурка, представляющая женщину с пышными формами, является, пожалуй, самым древним на Земле символом плодородия. Фигурка женщины вырезана из бивня мамонта. Она лишена головы и имеет очень скромные размеры — всего десять сантиметров в высоту, и весит 33 грамма. Неказистое произведение древнего резчика стало, тем не менее, наиболее выдающимся открытием в богатой находками карьере немецкого историка и археолога из Тюбингена Николаса Конарда. Специалист по первобытной истории Конард нашел маленькую доисторическую «Венеру» в горном массиве Швабский Альб на юге Германии в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Археолог продемонстрировал находку коллегам и журналистам в Тюбингене и представил ее как «Венеру из Холе-Фельс». Автор находки оценил возраст бивня мамонта - материала, из которого изготовлена статуэтка - как примерно 35-40 тысяч лет. Он полагает, что это самое древнее изображение человека и первый в мире пример образно-реалистического искусства. «Венера» найдена в сентябре 2008 года в карстовой пещере Холе-Фельс под Шель-клингеном. Археологи нашли отдельные фрагменты и не вполне отчетливо представляли себе, что из этого получится. В обстановке строгой секретности ученые бережно очистили кусочки, тщательно подобрали один к другому и сложили из них фигурку. Николас Конард описал находку и процесс реставрации в научном журнале «Nature». Исследователь рассказал о том, в какое изумление привело их всех произведение первобытного художника. Статуэтка отличается «преувеличенными размерами женских прелестей»: у нее непропорционально огромные груди, чрезвычайно выпуклые ягодицы и подчеркнуто обозначенные наружные половые органы женщины. Несомненно, признаки пола «сознательно преувеличены», как подметил Конард. Американский археолог Пол Мелларс из Кэмбриджского университета написал в комментарии в журнале «Nature», что такое натуралистическое изображение женского тела по современным понятием граничит с порнографией. Археологические экспедиции под руководством Николаса Конарда работают в пещерах в горном массиве Швабский Альб уже двенадцать лет. Раскопки принесли немало замечательных древних находок. Когда археологи обнаружили шесть фрагментов безголовой «Венеры», сам Конард отсутствовал — он делал доклад на конгрессе во Франкфурте-на-Майне. Ему позвонили по телефону, и руководитель экспедиции сразу же примчался на место находки и не поверил собственным глазам, различив крошечные ручки в запачканных и потемневших кусках кости. «Я просто онемел», - признается исследователь. Выдающийся бюст, но головы нет. Надев тонкие белые хлопчатобумажные перчатки, Конард бережно вынимает хрупкую драгоценность из алюминиевого контейнера. В его руках находка кажется со стороны маленьким темным камешком. Фигурку нашли в двадцати метрах от входа в пещеру в содержащим глину слое. Находка происходит из так называемой ориньякской культуры — археологической культуры раннего этапа позднего палеолита. Культура получила свое название по раскопкам в пещере Ориньяк в департаменте Верхняя Гаронна во Франции. Ориньякская культура впервые выделена в начале XX века. Эта самая древняя культура в Европе, непосредственно связанная с современными людьми. Она началась 40 тысяч лет назад. Для своего солидного возраста «Венера из Холе-Фельс» удивительно хорошо сохранилась. У нее, к сожалению, нет не только головы, но и левой руки и левого плеча. «Венера из Холе-Фельс» это подчеркнутое, выразительное изображение женского тела с намеренно преувеличенными признаками пола. Ноги очень короткие, остроконечные. На плечах у основания шеи осталось вырезанное кольцо на месте головы, которой, вероятно, и не было. Множество мелких линий обозначают одежду — накидку или набедренную повязку. Впрочем, одежда почти не скрывает голое тело, даже пупок очень хорошо виден. Фигурка отчасти напоминает ученым найденную в Австрии «Венеру из Виллендорфа», которая тоже очень старая (28 тысяч лет), но моложе этой, как минимум, на семь тысяч лет. Ученые полагают, что легкую маленькую фигурку носили на шее в качестве подвески. О символическом значении «толстомясой Венеры» можно только строить догадки. «Меня здесь не было 40 тысяч лет назад, так что я понятия не имею, что она значила», - говорит Конард. Историк только высказал осторожное предположение, что «первобытная Венера», возможно, являлась символом плодородия и плодовитости. Может быть, фигурку носили беременные женщины. Но все это «чистой воды произвольные толкования». Можно придумать целую массу правдоподобных интерпретаций. Символ плодородия?Несомненно, по крайней мере, то, что эта находка существенно обогатила ведущиеся в кругу специалистов дискуссии о первоначальных попытках изображения человека в искусстве. До тех пор, пока археологи не обнаружили представляющие людей статуэтки, изготовленные людьми каменного века, считалось, что образно-реалистическое, фигуративное искусство зародилось в Европе значительно позднее. «Венеру» обнаружили не на пустом месте, а на участке, где найдено немалое количество каменных и костяных орудий и предметов быта, типичных для ориньякской культуры. К тому времени первобытные люди прибыли из Африки в Европу. С точки зрения анатомии и генетики они были современными людьми, которые в эпоху верхнего палеолита жили на планете одновременно с неандертальцами. «Первобытная Венера» это не первое сенсационное открытие, принадлежащее Николасу Конарду. В 2006 году археологическая экспедиция под его руководством нашла в пещере Фогельхердхеле в долине Лонеталь в горах Швабский Альб вырезанную из кости фигурку мамонта. Это миниатюрное произведение древнего резчика еще меньше, чем «Венера» — всего 3,7 сантиметров. За последние 150 лет в тех местах найдено множество изделий, вырезанных из бивней доисторических животных, в том числе древнейший в мире музыкальный инструмент - костяная флейта. Можно надеяться, что «полногрудая Венера» тоже не останется последней значительной находкой ориньякской культуры. Галина СИДНЕВА Предыдущая     Статьи     Следущая |
|