|
Используя вращение планеты«И все-таки она вертится!» Это приписываемое Галилею утверждение напоминает нам о том, что наша Земля ни мгновение не пребывает в покое, а вместе со всем, что на ней находится, вращается вокруг собственной оси, причем с немалой скоростью. Резервы ЗемлиКак известно, линейная скорость любой точки вращающегося тела прямо зависит от ее удаления от оси вращения: чем больше удаление, тем выше скорость. Применительно к Земле это означает, что наибольшую линейную скорость имеют точки земной поверхности, расположенные на экваторе. Естественно, что и воздействующие на размещенные здесь предметы центробежные силы тоже наибольшие. Этим очевидным преимуществом решили воспользоваться при запуске в космос спутников. Известно: чтобы вывести спутник на околоземную орбиту, его необходимо разогнать до первой космической скорости (7,9 километра в секунду), на что расходуются тонны ракетного топлива, а это все - деньги. Поэтому грех не воспользоваться той частью энергии, что безвозмездно дает нам сама Земля, на своей поверхности предварительно разгоняя ракету со спутником. А чтобы эта добавка была наиболее весомой, надо запускать ракету с экватора, где центробежные силы наибольшие. Казалось бы, что может быть проще. Но взгляните на глобус: экватор протяженностью более 40 000 километров опоясывает Земной шар на 360 градусов, и только 60 из них приходятся на сушу. Поскольку 5/6 экватора пролегают по океану, стоило задуматься, как осуществлять запуск ракет с его поверхности. ПредысторияИдея не так уж и нова. С 1967 по 1988 год США и Италия совместно осуществили несколько запусков американской ракеты «Скаут» с плавающей стартовой платформы Сан-Марко, поставленной на якоря в Индийском океане в экваториальных водах Кении. Все пуски прошли успешно, но технические параметры как платформы, так и «Скаута» не могли обеспечить вывод на высокие орбиты полезного груза массой более 200 килограммов, а это по нынешним меркам маловато. Первый в мире коммерческий (то есть не военный) запуск в космос объектов с находящейся в море подвижной стартовой позиции произошел 7 июля 1998 года. В этот день с находящейся в подводном положении российской атомной подводной лодки «Новомосковск» ракетой «Штиль» были выведены на орбиту два телекоммуникационных спутника суммарной массой всего 12 килограммов. В мае 2006 года с АПЛ «Екатеринбург» был запущен спутник массой уже 86 килограммов. Однако для запуска востребованных ныне многотонных космических аппаратов различного назначения требуются куда более мощные ракеты-носители, разместить которые в пусковых шахтах АПЛ невозможно. Учитывая это, ученые нескольких стран пришли к мысли о совместном создании нового морского космодрома с неизмеримо большими возможностями, чем могли обеспечить Сан-Марко и российские АПЛ. Рождение Sea LaunchВ 1993 году Россия и США начали консультации по вопросам, связанным с их участием в новом космическом проекте. Опыт успешных совместных операций в космосе имелся - программа полета ЭПАС в 1975 году. Договорились быстро. К ведущему дуэту присоединились еще две страны. В итоге сложился квартет исполнителей: американский «Боинг», российская ракетно-космическая корпорация «Энергия», норвежская судостроительная компания «Квэрнер» и украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Помимо названных основных участников альянса к работе в качестве контрагентов привлекался еще ряд мощных российских и американских фирм. Штаб-квартира «Морского старта» разместилась в калифорнийском Лонг-Бич, ставшем также портом приписки судов консорциума. Начальная стоимость проекта составила 3,5 миллиарда долларов. Роли и обязанности участников распределились следующим образом: вклад Украины был очень весом - в основу комплекса взяли ракету «Зенит-28», разработанную в днепропетровском КБ «Южное». Однако «Зенит-28» не способен разогнать запускаемый объект до первой космической скорости, а лишь выводит его на суборбитальную траекторию. Далее необходимое для вывода в космос ускорение спутнику придает разработанный и изготовляемый РКК «Энергия» разгонный блок. Головную часть ракетного комплекса - блок полезного груза - создал «Боинг». Норвегия (при участии России) обеспечила морскую составляющую проекта. Она предоставила свою крупнейшую морскую нефтедобывающую платформу OCEAN ODYSSEY, которая была радикально перестроена в России на Выборгском судостроительном заводе и превращена в плавучий космодром. Норвегии также принадлежало сборочно-командное судно (СКС) Sea Launch Commander, построенное специально для «Морского старта» и дооборудованное в Санкт-Петербурге. На борту СКС имеется сборочный цех, в котором во время стоянки судна в Лонг-Бич происходят монтаж ракеты и проверка всех ее систем. Затем ракету в горизонтальном положении перегружают на Odyssey в ангар, представляющий собой весьма внушительное сооружение длиной 133 метра. На верхней палубе платформы размещаются также емкости с компонентами ракетного топлива (экологически чистые керосин и кислород), пусковая установка, вертолетная площадка и многое другое. Собственные двигатели платформы позволяют ей передвигаться со скоростью до 12 узлов. Добравшись до места старта, плавучий космодром заполняет свои понтоны забортной водой, увеличивая осадку с 7 до 21 метра и обретая при этом высокую остойчивость. После старта вода из понтонов откачивается, и платформа, всплыв в походное положение, своим ходом отправляется в порт приписки. Весь участвовавший в предстартовой подготовке персонал в целях безопасности перед стартом покидает платформу и переходит на СКС, который удаляется от площадки на 6-8 километров. Оттуда подается команда на старт ракеты и осуществляется управление ее полетом. «Морской старт» действует20 июня 1998 года Odyssey покинул Выборг (для чего пришлось углублять фарватер в Выборгском заливе) и, пройдя три океана, прибыл в Лонг-Бич. Туда же, но более коротким путем (через Панамский канал) прибыло СКС. Здесь они встретились со всеми частями ракетного комплекса, доставленными из России, Украины и США. Выполнив необходимые подготовительные работы, суда вышли к месту будущего старта, которое было выбрано в точке с координатами 0 градусов северной широты (т.е. непосредственно на экваторе), 154 градуса западной долготы. Ближайший к месту старта клочок суши в Тихом океане - остров Рождества. 27 марта 1999 года был успешно выполнен первый демонстрационный запуск ракеты со спутником массой 4,5 тонны. Затем в октябре того же года также успешно прошел первый коммерческий пуск. Всего с платформы состоялось 36 запусков. При этом большинство спутников выводилось на высокие (до 36 000 километров) геостационарные орбиты. Большинство запусков прошло успешно, но случались и аварии. Первая из них произошла 12 марта 2000 года, когда у нормально стартовавшей ракеты не сработала вторая ступень, ракета отклонилась от курса и была подорвана имеющейся на ней автоматической системой ликвидации. Вторая авария оказалась намного серьезнее. Она произошла 30 января 2007 года, в 13-й лунный день, когда астрологи не рекомендуют совершать что-либо важное. Но ученые - народ несуеверный, и в два часа ночи по московскому времени команда на старт была дана. Ракета со спутником взорвалась прямо на пусковой установке. Столб черного дыма поднялся над океаном более чем на километр. Когда он рассеялся, с СКС с удивлением увидели, что Odyssey почти не пострадал. Если бы подобное произошло при наземном старте (как это случалось и на Байконуре, и в Плесецке), последствия были бы гораздо тяжелее. A Odyssey смог своим ходом вернуться в Лонг-Бич. Однако финансовые потери в результате этой аварии были очень велики. В 2010 году была проведена радикальная реорганизация концерна, после которой держателем 95% его акций стала одна из дочерних компаний российской РКК «Энергия». Оставшиеся 5% поделили между собой «Боинг» и «Квэрнер». В мае 2012 года был успешно выведен на орбиту американский телекоммуникационный спутник. При этом основной доставляющей комплекса служила уже новая ракета - «3eнит-3SL». Беда настигла Sea Launch 1 февраля 2013 года. Через 40 секунд после старта ракеты, несущей американский спутник связи, был отмечен сбой в работе двигателей ее первой ступени, а еще через 10-15 секунд произошла их аварийная остановка. Ракета со спутником рухнули в океан. Ни платформа, ни люди, управлявшие пуском с СКС, не пострадали. Как обычно в подобных случаях, выяснением причин аварии занялась комиссия специалистов, а теперь (с учетом неоднократных неудач Роскосмоса в последнее время) еще и «компетентные органы». О результатах расследования не сообщается. Хочется надеяться, что в любом случае этот уникальный, прекрасно задуманный и осуществленный проект продолжит свое существование. Константин РИШЕС Предыдущая     Статьи     Следущая |
|