Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Дирижабли будущего

Стремительное развитие авиации в XX веке вытеснило медлительные дирижабли. В наши дни реактивные лайнеры ежегодно принимают на борт сотни тысяч пассажиров и тонны грузов по всему миру. Казалось бы, громоздкому цеппелину вынесен окончательный приговор. Однако в последнее время начался процесс возрождения дирижаблестроения.

Фатальный разряд

Воздушные гиганты стали более безопасными, маневренными и надежными. Они не требуют длинных взлетных полос и незаменимы в тех регионах, где нет развитой инфраструктуры.

История дирижаблестроения уходит корнями в XIX век. Первый дирижабль взлетел в 1852 году. Его спроектировал и построил француз Анри Жиффар. Тогда не существовало мощных электродвигателей, и дирижабль был снабжен воздушным винтом, который приводился во вращение паровой машиной. Допотопное сооружение сумело преодолеть несколько сот метров и благополучно приземлилось.

В дальнейшем конструкция дирижаблей непрерывно совершенствовалась, и уже в 1901 году парижанин Альберто Сантос-Дюмон облетел столицу Франции на серебристом аппарате, оснащенном двигателем внутреннего сгорания. Больших успехов в деле освоения небес достигли немецкие конструкторы и инженеры. В 20-е годы прошлого века они занимали лидирующие позиции в строительстве воздушных гигантов.

Долгое время самым большим недостатком дирижаблей считался взрывоопасный водород, наполнявший оболочку. Случалось, это приводило к страшным трагедиям. Самая громкая случилась с гигантским цеппелином «Гинденбург». Строительство этого воздушного судна было начато в 1931 году и заняло почти пять лет. Первый полет дирижабля состоялся 4 марта 1936 года. Тогда это было самое большое воздушное судно - 245 метров в длину с максимальным диаметром 41,2 метра; в оболочку было закачано 200 тысяч кубометров газа (водорода). Оснащенный четырьмя дизельными двигателями мощностью 1200 лошадиных сил каждый, «Гинденбург» был способен поднять в воздух до 100 тонн полезного груза. Его крейсерская скорость составляла 135 километров в час. К маю 1937 года цеппелин совершил более 30 рейсов через Атлантический океан, доставив в пункты назначения более трех тысяч человек.

3 мая 1937 года он вылетел из Франкфурта в Нью-Йорк. 97 пассажиров были размещены в комфортабельных каютах. Бары и рестораны манили отличной музыкой и разнообразным меню. Желающие насладиться сигарами могли расположиться в уютном курительном салоне, а для киноманов крутили комедии в просторном зале. Любители танцев показывали свое мастерство под живую музыку. Пассажиры (большинство из них были деловыми и весьма состоятельными людьми) предвкушали встречу с Нью-Йорком и составляли планы рабочих визитов и перспективных встреч с партнерами по бизнесу. Их спутницы щеголяли роскошными аксессуарами и бриллиантами, а журналисты брали у них интервью.

Погода во время полета была удовлетворительной, воздушный корабль успешно миновал грозовой фронт и приближался к берегам Америки. Однако когда причальный фал был сброшен на землю, по нему прошел разряд накопившегося статического электричества, отчего мгновенно загорелся водородный отсек цеппелина. За считанные секунды «Гинденбург» превратился в горящий факел. Тем не менее 61 пассажиру удалось спастись, остальные погибли в огне. Прессой тех лет упорно муссировалась и диверсионная версия, но она в ходе следствия не нашла весомого подтверждения.

Следователи и специалисты пришли к выводу, что причинами страшной трагедии стали технические недоработки дирижабля и роковое стечение обстоятельств.

Сельва и саванна

Использование негорючего гелия для наполнения оболочки дирижабля и появление экономичных и мощных реверсивных двигателей существенно повысили безопасность воздушных гигантов и дали толчок новым разработкам.

В настоящее время западные фирмы заняты строительством туристических дирижаблей, которые позволят любителям путешествий пролететь над лесами Южной Америки и Амазонкой, кишащей пираньями и крокодилами. Пассажиры смогут увидеть с небольшой высоты древние города индейцев, скрытые за горами и непроходимыми джунглями. Кроме того, им представится счастливая возможность не только детально рассмотреть это великолепие с высоты птичьего полета, но и посетить самые интересные места.

А сколько таинственного и загадочного смогут увидеть обитатели воздушного отеля, пролетая на небольшой высоте над африканской саванной или Великой Китайской стеной!

Пассажиров ждет куда более комфортное размещение, чем на серийном авиалайнере, а уж с теснотой вертолета и его шумовыми характеристиками практически бесшумный дирижабль и сравнивать не стоит. На борту огромного воздушного корабля может найтись место не только комфортабельным каютам, но и специальным смотровым площадкам с прозрачным полом. Бортовые кафе могут быть оборудованы панорамными окнами, что создаст прекрасные условия для кино- и фотосъемки.

Интересный проект претворяет в жизнь американская компания «Локхид». Под строительство «Стратосферной платформенной системы» (так американцы назвали этот дирижабль нового поколения) выделен огромный ангар на авиабазе Акрон (штат Огайо). Габариты воздушного судна впечатляют: 152 метра в длину, диаметр - 50 метров, объем - 1,5 миллиона кубических метров. Максимальная скорость - 150 километров в час, полетная высота - 20 километров.

Успешно используют дирижабли и спецслужбы разных стран. Полицейские Голландии имеют богатый опыт применения «воздушных сигар» для патрулирования во время массовых мероприятий (футбольных игр, концертов на стадионах и т.п.). В салоне размещаются восемь сотрудников, которые держат непрерывную связь с коллегами на земле. Использовали дирижабль для полицейских акций и греки во время афинской Олимпиады в 2004 году. 57-метровый гигант помогал служителям закона отслеживать обстановку на улицах и площадях.

Вполне естественно, что и военные ведомства разных стран стремились использовать дирижабли для решения самых разнообразных задач. Учитывая поразительную грузоподъемность цеппелинов, они способны доставлять к месту боевых действий целые танковые соединения с необходимым боезапасом. При этом непременным условием успешной операции является господство в воздухе по маршруту следования. Предполагается, что в условиях военных действий дирижабли будут прикрывать боевые вертолеты.

Надежда на возрождение

Российский дерижабль Au-30

Интересные и перспективные разработки велись в Советском Союзе в 1970-е годы. Тогда были созданы проекты дискообразных дирижаблей, способных осуществить так называемый ракетный воздушный старт. Предполагалось, что космическая (или баллистическая) ракета должна отправляться в полет не с земного космодрома, а со специального дирижабля. К сожалению, эти разработки в 1990-е годы были прекращены. Тогда прекратилось финансирование целого ряда военных проектов, научная школа была разрушена, опытные специалисты уволились, а здания НИИ сданы в аренду под банки, офисы, универмаги и склады. В результате ценные разработки были практически утеряны.

Однако в последние годы появилась надежда на возрождение отечественного дирижаблестроения. Отечественный дирижабль Au-ЗО оснащен двигателями, способными менять вектор тяги, что позволяет воздушному гиганту осуществлять вертикальный взлет и делает его весьма маневренным. При скорости 70 километров в час Au-ЗО способен пролететь 1600 километров. Современный дирижабль значительно более безопасен, чем реактивный лайнер. Даже если у него откажут двигатели, он просто зависнет в воздухе. Отечественные конструкторы создали особо прочную оболочку из композитного материала, которая допускает лишь минимальную утечку весьма летучего гелия. При создании оболочки применялись компьютерный раскрой, сварка токами высокой частоты и тщательные испытания сваренной оболочки. В результате Россия сумела занять приоритетное место в мировом дирижаблестроении.

Если Au-ЗО теряет лишь 30 кубических метров газа в месяц, то у немецких моделей эта цифра составляет дневную утечку.

Au-ЗО предполагается использовать для мониторинга трубо- и газопроводов, линий высокого напряжения. Они незаменимы в геологоразведке и для нужд МЧС.

Воздушные гиганты способны доставлять людей и грузы в труднодоступные регионы, что особенно актуально для обширных и пока мало обжитых районов Сибири и Дальнего Востока. В стадии проектирования находится воздушный гигант «Атлант», сочетающий в себе элементы самолета, вертолета и судна на воздушной подушке.

Эта информация подтверждает тот факт, что дирижабли вовсе не канули в прошлое. У них есть прекрасная перспектива в будущем занять свою достойную нишу в воздушных перевозках.

Владимир БАРСОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты