Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Кому поклонялись тамплиеры?

С орденом тамплиеров или храмовников связано много тайн. Одна из них - это мёртвая голова, которой поклонялись рыцари-храмовники. В своих подземных убежищах они проводили тайные собрания, на которых совершались обряды поклонения таинственной силе, материальным воплощением которой и стала мёртвая голова

Существует гипотеза, что тамплиеры поклонялись голове Иоанна Крестителя. Во время своего пребывания на Востоке рыцари-храмовники, прибывшие в Палестину для защиты Церкви и Гроба Господня, заразились так называемой мандейской ересью, которая объявляла Иисуса ложным пророком, а Иоанна истинным мессией. Отрубленная голова Иоанна была символом этой веры. Именно по этому посвященного в мистерии ордена рыцаря опоясывали поясом Иоанна - белым шерстяным шнурком, который становился отличительным знаком его принадлежности к тайному союзу.

Откуда же появилась эта бородатая голова, в течение полутора сотен лет, бывшая одной из самых сокровенных реликвий тамплиеров? Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно проследить путь еще двух реликвий - знаменитой Туринской Плащаницы и Спаса Нерукотворного.

Туринская плащаница

Впервые Туринская Плащаница таинственным образом оказалась во французском городе Лире у графа Жофрэ де Шарни. В 1353 году граф публично объявил о нахождении у него уникального доказательства смерти Христа и передал полотно, в котором он был погребен, в приход местной церкви. Это вызвало резкий протест местного епископа. Дело осложнялось тем, что Жофрэ де Шарни не мог объяснить, откуда у него Плащаница.

В 1389 году, сын Жофрэ де Шарни, заручившись поддержкой Папы Римского, сделал вторую попытку выставить Туринскую Плащаницу в храме. Реликвия была помещена в специально выстроенной церкви в Лире, владениях де Шарни близ Парижа. Этому снова воспротивился местный епископ Пьер д'Арси, который официально объявил, что Туринская Плащаница - дело рук какого-то художника. Его меморандум оказался первым официальным документом о Туринской Плащанице.

В 1390 году папа Климент VII вынес специальный вердикт: Плащаницу можно показывать в церкви, но только в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а его художественное воспроизведение - икона.

В 1452 году внучка графа Жоффруа, Маргарита де Шарни, передает Плащаницу герцогу Савойскому, который хранил ее в соборе французского города Шамбэри до момента перенесения столицы в Турин. С 1578 года по сей день плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Джованни Батиста в Турине.

А теперь перенесемся в православный мир. Как ни странно, в течение многих столетий в России не знали ничего о Плащанице. Зато в Византии хорошо известна и очень почитаема другая святыня - Нерукотворный Спас из Едессы. Известно, что Плащаница стала выставляться в храме на Страстной Неделе в XI—XII веках до своего исчезновения. До последнего времени считалось, что это две различные святыни. Они отличаются размерами. На одной изображен лик, на другой - все тело. Однако, внимательно изучив исторические сведения о Нерукотворном Спасе, исследователь из Оксфорда доктор Ян Вильсон и другие ученые пришли к выводу, что Туринская Плащаница и Нерукотворный Спас - это один и тот же предмет, но в разные моменты своей истории.

Впечатления императора Константина о Нерукотворном Спасе из Едессы сохранил для истории царский писарь. В 944 году Константин, будучи еще мальчиком, в узком кругу, при свечах, разглядывал развернутый Нерукотворный Спас.

Образ оказался монохромным, а не цветным, как предполагал Константин. Изображение - нечеткое. Однако, отойдя на несколько шагов от него, можно было различить лик Спасителя. Архидиакон храма Святой Софии Георгий в своих воспоминаниях свидетельствует, что на образе имелись следы от крови.

Историкам Византии было известно, что Нерукотворный Спас из Едессы называли и греческим словом - tetradiplon, что означает «сложенный вчетверо».

Каким же образом Нерукотворный Спас попадает в Едессу? Об этом повествует легенда о царе Авгаре V, правителе Едессы, современнике Иисуса Христа. Однажды царь Абгар послал своего слугу к Иисусу с просьбой об исцелении. Слуга был царским секретарем и одновременно художником. Иисус, видя безуспешные попытки слуги запечатлеть его образ, взял у него плат и, приложив к лицу, запечатлел на нем свой лик. Из Палестины образ Спасителя попадает в Едессу. Однако потомок царя, сын Авгара VIII, обратился к язычеству, следствием чего и стало захоронение Нерукотворного Спаса, который был обретен в 525 году.

А теперь сравним Нерукотворный Спас с Туринской Плащаницей. По следам от пожара, в котором четырехметровая Плащаница сильно пострадала, можно определить, что она была сложена четыре раза так, чтобы лик оказался посередине и на поверхности сложенной Плащаницы, высота которой составляла в таком виде 50 сантиметров. Именно в сложенном состоянии Плащаница хранилась в Едессе. Поэтому Нерукотворный Образ был известен именно как образ одного лишь лика Спасителя. Согласно церковному преданию, Святая Плащаница хранилась в Константинополе в храме Святой Софии в XI—XII веках и выставлялась для поклонения на Страстной Неделе. Известно также, что во время бунта императорской гвардии в 1201 году Николай Мазарит спас Святую Плащаницу от огня.

Из Константинополя Плащаница исчезла во время разгрома города крестоносцами в 1204 году. Куда-же попала она затем? Доктор Ян Вильсон обратил внимание на странное совпадение: основатель Ордена тамплиеров состоял в родстве с руководителем первого крестового похода. А глава Ордена тамплиеров Нормандии, казненный во время гонения на орден королем Франции Филиппом Красивым в 1314 году, носил то же самое имя - Жофрэ де Шарни - что и первый официальный обладатель Туринской Плащаницы. Имеются косвенные свидетельства, что она действительно хранилась у тамплиеров.

В 1951 году в Англии при реставрации старинного здания, ранее принадлежавшего тамплиерам, было обнаружено изображение этой таинственной головы. Под штукатуркой на потолке нашли доску с изображением лика, очень похожего на образ с Туринской Плащаницы. Эта доска по своим размерам могла служить крышкой деревянного ковчега, в котором тамплиеры хранили Плащаницу.

Жофрэ де Шарни «тамплиер» был родственником Жофрэ де Шарни «второму», и во время гонения на орден передал ему на хранение Святую Плащаницу, которая была захвачена в Константинополе 150 лет тому назад. Жофрэ де Шарни «второй» не мог объяснить тайну приобретения им Плащаницы - прошло всего 42 года после казни тамплиеров, и они продолжали оставаться вне закона.

Ученые так и не ответили на вопрос: «Почему тамплиеры, считающие Христа ложным мессией, использовали Плащаницу в своих мистических обрядах?»

Храмовники, проходя обряд посвящения, кощунственно плевали на крест. Но, как уже упоминалось, они поклонялись голове Иоанна Крестителя. В честь него они носили белый шерстяной шнур на поясе. Следовательно, для обрядов Плащаница с образом Христа им была не нужна. Ответ может быть простой: а если на той, привезенной из Константинополя Плащанице, было изображение не Христа, а Иоанна? Ведь именно в этом городе существовали церкви Иоанна Крестителя, и его там почитали.

Михаил ТАРАНОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты