Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Гений одной ночи

Как был найден ключ к разгадке клинописных текстов

НЕОБЫЧНОЕ ПАРИ

А все же неисповедимы пути, по которым исследователь движется к постижению непознанного, к разгадке утерянной тайны!

Георг Фридрих Гротефенд

В начале XIX века, практически на одном временном отрезке, двумя молодыми людьми были сделаны фундаментальные открытия по расшифровке древних рукописей. Француз Жан Франсуа Шампольон в 1822 году расшифровал древнеегипетские иероглифы, а немец Георг Фридрих Гротефенд несколько ранее - в 1802 году - первым прочитал клинописные тексты. Но если Шампольон шел к своей цели упорно и настойчиво (этой идеей он загорелся еще в детстве и к семнадцати годам овладел греческим, латинским, коптским, арабским и еще целым рядом восточных языков), то Гротефенд сделал свое открытие фактически на пари, стремясь удивить приятелей.

Конечно же, Гротефенд тоже имел филологическую подготовку. Служа учителем в гимназии, он хорошо знал древнегреческую литературу, в которой значительное место уделялось истории Древней Персии. И все же о клинописи молодой учитель имел весьма смутное представление, разве только слышал, что многие маститые ученые беспомощно разводят руками перед этими текстами, секрет которых был утерян еще в глубине веков.

Следует учесть еще одно немаловажное обстоятельство. У Шампольона все же имелась существенная база - так называемый розеттский камень, найденный в Египте в 1799 году. На нем одна и та же надпись была начертана тремя разными текстами: греческим и двумя древнеегипетскими - иероглифами и скорописным письмом. То есть имелась реальная основа для анализа и сопоставления. А вот клинопись являла собой одно большое «белое пятно». Никто даже не знал толком, как же следует читать эти значки - то ли справа налево, то ли наоборот, то ли вообще сверху вниз, а может, и снизу вверх.

Трудно сказать, по какой причине Гротефенд взялся именно за это безнадежное дело. Но взялся за него он всерьез.

ТАЙНА ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧЕК

Как предполагают, клинопись возникла в третьем тысячелетии до н.э. в Двуречье, в благодатной долине, образованной Тигром и Евфратом. Именно здесь догадались писать острыми палочками на влажных глиняных табличках, которые затем обжигались. Обожженные таблички с запечатлевшимися на них значками, похожими на гвоздики или клинышки, можно было хранить сколь угодно долго. Вообще, глина - материал дешевый и доступный. Палочку для письма можно было в минуту смастерить из чего угодно. Благодаря доступности этих принадлежностей для письма грамотность в странах Двуречья распространилась весьма широко. На глиняных табличках записывали не только царские указы, исторические хроники и религиозные проповеди, но и, например, эпос о Мардуке - творце мира - и богине Иштар, олицетворении планеты Венера. Шедевр древней литературы - эпическая поэма о полулегендарном Гильгамеше, была написана на двенадцати больших таблицах, каждая из которых являлась отдельной главой этого произведения. Из Шумерского царства клинопись распространилась в Ассирию, Персию, Вавилон, страны Ближнего Востока. В течение веков целые народы, населявшие огромную территорию, пользовались клинописной системой письма.

Первая великая библиотека древности состояла именно из глиняных табличек. Ее собрал в VII веке до н. э. древнеассирийский царь Ашшурбанипал - «царь царей», «царь четырех сторон света». Библиотека располагалась в столице царства - процветавшем городе Ниневия, в роскошном царском дворце, ворота которого стерегли крылатые каменные быки с человеческими головами. Книгохранилище Ашшурбанипала насчитывало десятки тысяч глиняных «томов». В целом же счет клинописным табличкам в древнем мире шел на миллионы.

Но у глиняных книг был один существенный недостаток - большой вес. Ведь уже тогда существовали рукописи, представлявшие собой комплект из ста и более глиняных «страниц». Попробуйте поносить такую «книжечку» по городу, тем более отправиться с ней в путешествие! Поэтому с появлением пергамента, а затем и дешевой бумаги глиняные дощечки, а вместе с ними и клинопись, начали отходить в прошлое.

Библиотека Ашшурбанипала погибла при штурме Ниневии войсками Мидии и Вавилонии. Глиняные таблички не горели в огне, но нападавшие нарочно разбили их. Таким образом, значительная часть древних клинописных текстов была уничтожена либо утеряна. Европейские археологи начали находить их лишь на рубеже XIX века. Но все попытки прочитать клинопись были безрезультатны. Из всего массива загадочного текста историкам удалось лишь определить значение косого клина, являвшегося словоразделительным знаком. Дальше этого дело не продвигалось.

«ЦАРЬ ЦАРЕЙ»

Гротефенд представил себя на месте древнего писца. Понятно, что запись должна вестись в наиболее комфортной позе. Так как же удобнее всего писать палочкой по вязкой глине? В какую сторону должно направляться движение кисти, чтобы рука меньше уставала? Очевидно, острия вертикальных клиньев были направлены книзу, а горизонтальных - вправо. Иными словами, таблички следовало читать так, как европейцы читали книгу. То есть слева направо. Это был первый шаг к расшифровке.

Затем исследователь предположил, что древние клинописные тексты чаще всего рассказывали о царях и их деяниях. А что, если титулы древнеперсидских царей были идентичны уже известным титулам персидских властелинов Средневековья?

Гротефенд попросил прислать ему надписи с современных царских захоронений в Персии. Оказалось, что все известные надписи на могилах персидских владык очень похожи и отличаются только именем царя: «Великий царь (имя), царь царей, сын великого царя (имя), царя царей, который был сыном великого царя (имя), царя царей...» То есть в средневековых и даже более поздних эпитафиях повторялось одно и то же сочетание - «царь царей».

И вот Гротефенд принялся выискивать в клинописных текстах такие комбинации значков, которые повторялись бы попарно. И он нашел их довольно легко и в немалом количестве! Найденным словам предшествовали другие комбинации значков, которые должны были обозначать имя царя.

Изучив родословную персидских древних династий и оперируя целым рядом других остроумных догадок, Гротефенд в скором времени расшифровал клинописную форму записи имен знаменитых царей - Дария, Ксеркса и других. Но главное, он обосновал метод, посредством которого теперь поддавался расшифровке весь клинописный текст! Пари было выиграно.

Гротефенд подготовил доклад «К вопросу об объяснении персепольской клинописи» (Персеполь - одна из столиц Древней Персии). Но вот парадокс: сообщение осталось практически незамеченным научной общественностью. Лишь местная газета откликнулась на него коротенькой заметкой. Между тем светила европейской исторической науки продолжали бесплодные попытки расшифровать тайну клинописи.

Лишь через 13 лет один из профессоров Геттингенского университета включил подробный отчет Гротефенда в свою книгу «Мысли о политике, путях сообщения и коммерции основных народов мира». С этой книги и началось признание заслуг скромного учителя-филолога в научном мире.

Сам Гротефенд загадками клинописи больше не занимался. Окончательно расшифровали древние тексты на глиняных табличках другие ученые. Последнюю точку поставил английский востоковед и дипломат Генри Роулинсон, открывший в 1850 году на Бехистунской скале, в западной части Персии, огромную надпись царя Дария на трех языках, в которой упоминалось около двухсот собственных имен царей, стран и народов.

Что касается Гротефенда, то он учительствовал, написал немало филологических статей, дослужился до директора лицея и умер в 1853 году. Похоже, этого человека, напрочь лишенного честолюбия, можно отнести к тому типу исследователей, которых Стефан Цвейг образно назвал гениями одной ночи.

Валерий НЕЧИПОРЕНКО






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты