Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Герайи - состязания для женщин

В Древней Греции на Игры, проводившиеся один раз в четыре года в Олимпии, ни женщины, ни девушки не допускались. Исключение было сделано только для одной женщины - верховной жрицы богини Деметры, что, конечно, «погоды не делало». И все же в Греции женщины могли состязаться между собой на стадионе практически в тех же самых видах спорта, что и мужчины. Эти соревнования назывались Герайи, или Герейские игры, и были посвящены супруге повелителя богов и людей Зевса - богине Гере.

Боги - худшие из людей!

Надо сказать, что боги у греков были чрезвычайно похожи на людей. Причем, как заметил еще мыслитель Сократ, боги являлись, судя по мифам, «худшими из людей». И правда, все свои божественные силы они расходовали на склоки, предавались разврату друг с другом и со смертными, объедались амброзией и упивались нектаром. Никто, по мнению Сократа, не хотел походить на этих богов, хотя поклонялись им весьма охотно! Тот же Зевс, как известно, имея жену Геру, постоянно изменял ей, превращаясь для этого то в лебедя, то в быка. Гера же в ответ наказывала то одну его пассию, то другую. Зевс очень круто обходился со своей законной супругой и, видимо, этим подавал пример другим грекам. Так, однажды он сковал жену золотыми цепями, подвесил между небом и землей, прикрепив к ее ногам две тяжелые бронзовые наковальни, и вдобавок подверг бичеванию!

Ни хорошего, ни плохого

В большинстве греческих городов-полисов положение женщин мало чем отличалось от рабского. Им полагалось вести себя скромно, гостям мужа лишний раз на глаза не попадаться, чтобы о них не могли сказать ни хорошего, ни дурного. Зато хозяйство женщины должны были вести на отлично. Муж мог целыми днями беседовать с философами в тени портиков, гулять по рынку либо заниматься гимнастикой в палестре (частной гимнастической школе). Но к его возвращению супруга, либо сама, либо с рабами, должна была привести дом в полный порядок. Ну а если что не так, супруг был вправе и поколотить свою половину. Зато греки кичились тем, что первыми в Древнем мире отказались от многоженства - обычая варварского и недостойного благородного эллина!

Женщинам предписывалось в праздник Диониса посещать театр. Но и тогда они имели право смотреть только трагедии, а не комедии, поскольку считалось, что последние написаны на злобу дня и женщинам непонятны, а кроме того, очень грубы. Отправляясь в театр, да и вообще, выходя из дому, женщины должны были закрывать лицо краем плаща.

Спарта - город, где все не так

Зато в древней Спарте все было наоборот! Здесь женщины обладали широкими юридическими правами и наравне с мужчинами могли распоряжаться собственностью, иметь землю, а главное - должны были развиваться физически, чтобы производить на свет здоровое и крепкое потомство. Поэтому девушкам не только не возбранялось, а прямо-таки предписывалось вместе с юношами участвовать в спортивных состязаниях.

В палестрах девушки занимались бегом, борьбой (!), метанием копья и диска, причем все упражнения выполнялись ими в обнаженном виде. При этом, как писал Плутарх, «в наготе девушек не было ничего неприличного. Они были по-прежнему стыдливы и далеки от соблазна», поскольку все на свете зависит от воспитания! Правда, в результате такого воспитания спартанки были остры на язык, независимы в суждениях и не прощали мужчинам их пороков и слабостей.

Игры в честь Геры

Но и гречанки добились все-таки права участвовать в спортивных состязаниях на стадионе в Олимпии, посвятив их богине Гере. Отсюда и пошло название - Герайи. По одной из легенд, их учредителем стала Гипподамия, жена царя Пелопа. По другой - 16 женщин-представительниц городов области Элида. Впоследствии Герайи как раз и проходили под руководством именно 16 жриц. Во время их проведения объявлялся священный мир между всеми полисами, ну и, конечно, на них не допускались мужчины!

Начинались игры с жертвоприношения богине, поскольку спорт в то время воспринимался греками как одна из форм служения божеству. Проводился обряд очищения кровью овцы и водой. Затем богине приносились в жертву цветы, фрукты, вино и оливковое масло, после чего на ее алтарь возлагали главный дар - специально сотканный и вышитый пеплос - традиционную женскую верхнюю одежду. Далее начинались состязания в беге - агоны, в которых участвовали девушки трех возрастных категорий: совсем еще девочки, подростки и молодые незамужние женщины. Дистанция бега была на одну шестую короче, чем у мужчин. Если перевести это расстояние в современные меры длины, то получится примерно 160 метров - что-то среднее между дистанциями 100 и 200 метров. Позднее к бегу добавились и другие состязания, так что собравшимся на Герайи женщинам было и на что посмотреть, и за кого поболеть.

Во что они были одеты?

Не надо думать, что если на стадионе присутствовали одни женщины, то спортсменки на Герайях бегали обнаженными. Нет, для них существовало подобие спортивного костюма, хотя он и был выполнен в древнегреческих традициях. До нас дошла бронзовая статуэтка бегущей спартанки, относящаяся к 550-520 годам до нашей эры, которая хранится сегодня в Британском музее.

На спортсменке хитон, немного не доходящий до колен и открывающий правую грудь. Волосы, видимо, чтобы они не мешали, стянуты сеточкой. Практически точно так же выглядит и скульптура бегуньи из ватиканского музея, относящаяся к 460 году до нашей эры. Вот только хитон у нее стал короче, а его подол - в складочку.

Чем награждали победительниц?

Как и в состязаниях среди мужчин, женщинам в качестве награды доставались венок из оливы и право поставить свою статую с написанным на постаменте именем в священной олимпийской роще. Вот только ставить эту статую следовало за собственный счет. Так что желающим увековечить себя в мраморе нужно было раскошелиться либо заручиться поддержкой богатого покровителя. Кроме того, победительницам доставалось мясо жертвенных животных. Оно делилось между выигравшими после того, как жрицы проводили ритуал благодарственного жертвоприношения Гере, которым по традиции заканчивались женские олимпийские игры.

Румяны и упитанны

В античной истории сохранилось множество имен женщин - победительниц в состязаниях. Так, известно имя Хлориды, дочери фиванского царя Амфиона, в честь которой были даже названы одни из семи городских ворот. Эта девушка славилась не только своей силой, но и красотой.

Аталанта аркадская не только была быстрой бегуньей, но еще и метко стреляла из лука, а также состязалась в борьбе, где снискала себе лавры победительницы. Кстати, она же стала и единственной из женщин, участвовавшей в походе аргонавтов за золотым руном в Колхиду. И хотя это, скорее всего, не более чем миф, то, что в нем о такой женщине вообще упоминается, уже само по себе очень показательно.

Ну а уж спартанкам побеждать в Герайях велела сама судьба. Известно, например, имя Киниски - дочери спартанского царя Архидама, многократно побеждавшей в состязаниях на ипподроме и недрогнувшей рукой правившей колесницей. Потом в этих конных состязаниях побеждали и другие женщины, но такой славы, как она, не удостоились. А сатирик Аристофан в одной из своих комедий вложил в уста афинянки Лисистраты такие слова, обращенные к спартанке Лампито:

Какою красою блещешь ты, любезная!
Румяна и телом упитанна!

На что Лампито ей отвечает:

Ну еще бы нет!
Не зря ж борюсь я, прыгаю и бегаю!

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты