Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Секрет афинских гончаров

Древние народы средиземноморья использовали для хранения зерна, оливкового масла, вина большие глиняные остродонные сосуды - амфоры, или пифосы. Родиной их была Сирия. Именно там при раскопках древних городов Библа и Угарита были обнаружены эти сосуды, заменявшие на востоке цистерны, амбары и прочие закрома.

В Сирии пифосы наполняли вином или маслом и отправляли на кораблях в Египет и Грецию. На фресках египетских гробниц, относящихся ко второй половине II тысячелетия до н.э., изображены данники - сирийцы, сгибающиеся под тяжестью амфор, стоящих у них на плечах.

В VII—VI веках до н.э. разнообразные сосуды стали широко изготовлять в Греции и в греческих полисах, например, в Херсонесе, Пантикапее и Фанагории - греческих колониях, бывших когда-то на побережье Крымского полуострова.

На острове Березань, где возникло первое греческое поселение в VII—VI веках до н.э., был найден большой сосуд, завезённый сюда с острова Родоса в Эгейском море. Поверх белой обмазки вокруг всего сосуда нанесены рядами изображения идущих один за другим козлов с длинными витыми рогами, а на широких плечиках вазы видны фантастические львы. Эти изображения исполнены чёрной и пурпуровой красками, а всё пространство между ними заполнено звёздочками, розетками, чашечками цветов. Животные кажутся нарисованными на фоне ковра, а характер росписи вазы явно заимствован с Востока.

Вначале у греков преобладали коринфские и родосские вазы коврового стиля. На их ручках или горлышках появились клейма. По ним можно было узнать название города-изготовителя, имя чиновника, ведавшего производством или торговлей амфор, и даже имя мастера или владельца керамической мастерской.

Сосуд для хранения воды называли гидрией, сосуд для питья в виде плоской чаши на ножке с двумя ручками - киликом, вазу для масла цилиндрической формы с вертикальной ручкой - лекифом, кувшин для разливания вина - ойнохоей. Отличительным признаком последнего являлось горлышко, имевшее три стока, что позволяло наливать вино сразу в три чаши.

В VI веке до н.э. на первое место среди греческих городов выдвинулись Афины.

Красновато-оранжевая глина из Аттики была лучшей в Греции, а искусство афинских гончаров постепенно затмило их соперников из других греческих центров. Один из городских кварталов древних Афин - Керамик - был заселён гончарами, поэтому их художественные изделия из глины назвали керамикой, и она не имела себе равных на рынках тогдашнего мира.

Сюжеты чернофигурной росписи часто представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских богов; популярностью пользовались подвиги Геракла, эпизоды Троянской войны.

Одно из двух известных произведений Сосия, гончара VI века до н.э., хранится в Берлине. На внутренней поверхности чаши изображён Ахилл, перевязывающий раненого друга, Патрокла. Бесценными считаются Панафинейские призовые чернофигурные амфоры, которые изготавливали в Афинах с 566 года до н.э. На них изображались спортивные состязания, происходившие во время праздника Великих Панафиней раз в четыре года. Эти амфоры, наполненные маслом, до II века до н.э. выдавались победителям в качестве приза.

Чернофигурная роспись имела свои специфические особенности и трудности. Исполненные силуэтом фигуры не должны были наплывать одна на другую, поэтому выполнить многофигурную композицию было сложной задачей, с которой, тем не менее, легко справлялись афинские гончары. Со своей стороны, эти выдающиеся мастера оставили ряд секретов, над которыми до сих пор ломают головы исследователи их живописи.

Так, не разгадан способ получения чёрной краски, которая после обжига сосудов в гончарной печи напоминала своим блеском отполированный металл. Иногда ваза сплошь покрывалась такой краской, условно называемой лаком или глазурью. Такой, совершенно чёрный, отливающий зеркальным блеском «чернолаковый» сосуд с трудом можно признать глиняным.

Историки давно решили, что технология получения «чёрного лака», как и многие другие технологии древности, безвозвратно утеряна. Но химики и геологи Российской академии наук в содружестве с исследователями Харьковского университета в 2008 году сделали попытку с помощью новых физических методов раскрыть секрет древнегреческого «чёрного лака».

Для обследования были взяты шесть образцов керамики VI-I веков до н. э. Они были найдены археологами в двух местах - в Херсонесе и на раскопках скифского Бельского городища (Полтавская область).

Как показали исследования, древнегреческие вазы украшены вовсе не лаком, а покрыты слоем стекла или эмали толщиной 14-25 микрон с высоким содержанием железа и натрия. Вероятнее всего, древнегреческие мастера использовали для получения чёрной эмали шихту, в состав которой входил в качестве красителя магнетит, а также сода либо зола и каолин. Эта глинистая суспензия наносилась на керамику тонким слоем, а затем обжигалась. Открытие по праву можно считать сенсационным, поскольку оно ставит под сомнение сам термин «чернолаковая керамика».

Ирина СТРЕКАЛОВА







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты