Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












История харакири

К знаменитому обряду харакири во всём неяпонском мире относятся по разному. Для одних это проявление исключительного мужества, для других - неоправданная глупость. Право, а иногда и священная обязанность делать харакири принадлежало самураям. Первоначально это звание присваивалось тем, кто охранял знатных людей.

Основой для службы самураев были не деньги, а кодекс чести воинов «бусидо», поэтому в современном японском языке слова «буси» и «самурай» стали синонимами. Буси не просто защищали своих хозяев, но и отстаивали их интересы. Эта служба не была для них работой, а являлась образом жизни.

Самураи, как особое сословие, появились в Японии в начале VIII века. Буси сразу же объявили себя людьми чести. Вскоре народ убедился, что это не просто слова. Стоило самураю совершить недостойный поступок, как он наказывал себя сам - сводил счеты с жизнью, делая харакири. Поводов для сведения счетов с жизнью буси придумали себе предостаточно. Они кончали самоубийством, если им казалось, что задета их честь, если совершали недостойный поступок или умирал их господин.

Последний вид самоубийства назывался «оибара». После смерти значительного японского гражданина с ним вместе хоронили драгоценности, оружие, все необходимое для умывания, несколько смен одежды, а также ближайших слуг. В их число обязательно входили самураи. Долгое время и буси, и обычным слугам приходилось совсем плохо, ибо их хоронили заживо. Позже было разрешено просто кончать с собой на могиле господина.

Сердобольный император Суйнин запретил, наконец, подхоранивать к усопшим слуг, что вызвало радость среди обычных людей, но оскорбило буси. Они еще очень долго продолжали делать себе при этом харакири.

Бывали, конечно, случаи, когда самураю отказывало мужество. Так, например, буси Токугава, который испугался и не сделал харакири после смерти своего хозяина в городе Камакуре, вынужден был скрываться от презрения своих «коллег». Ему пришлось на несколько лет покинуть родные места. Не выдержав разлуки с семьей, Токугава вернулся в отчий дом. Но встретил такое отношение к себе со стороны жены, детей и родителей, что в конце концов все же сделал харакири. Для того, чтобы соответствовать духу бусидо одного морального долга было недостаточно, нужна была еще и сверхъестественная вера. И она была. Самураи не сомневались, что харакири - прямой путь в му - небытие, откуда, отработав свою карму, они снова вернутся на землю. Не стоит забывать и о том, что буси к мысли о возможности харакири, как и к вообще к кодексу чести «идеального воина», приучали с самого детства. К тому же самураи были уверены, что с помощью собственной крови смывают с себя бесчестие.

Следует учитывать, что вскрытие брюшной полости - наиболее мучительный способ самоубийства, ведь благодаря средоточию множества нервных окончаний, это одно из самых чувствительных мест человеческого тела. Но таким образом самураи доказывали свое презрение и к смерти, и к боли. Как мы понимаем, это совершенно противоречит взглядам европейцев, в глазах которых самоубийство, наоборот, является признаком слабости.

Начиная с 1627 года совершивших преступление самураев приговаривали к харакири уже официально, через суд. И все же недостойные поступки буси совершали достаточно редко, больше они были известны в Японии своим мужеством и благородством. Самураи имели право без суда и следствия, прямо на месте убить любого человека низкого сословия, который их оскорбит. Так, например, в 1633 году в городе Сендае некий Хосокава поспорил на улице с прохожими и тут же зарубил сразу шесть человек. С XVII века буси пользовались уже почти неограниченными правами, по крайней мере, по отношению к простым людям. Но самое главное, они пользовались и безграничным уважением населения. Именно тогда появилась в Японии поговорка, которая существует до сих пор: «Нет цветка, равному сакуре, нет человека, лучше самурая».

Но если о харакири слышал каждый, то о другом виде самоубийства буси мало кто знает. А ведь существовало и откусывание самураями собственного языка. Этот способ применялся тогда, когда самурай попадал в плен. Откусывание языка в этом случае считалось необходимым, ведь существовала теоретическая возможность не выдержать жестоких пыток и выдать важные тайны. Разумеется, любой противник об этом знал, но, как ни странно, предотвратить подобный поступок был не в состоянии. Заткнуть рот так, чтобы буси не мог дотянуться зубами до собственного языка, разумеется, несложно. Но как долго человек может прожить в таком состоянии? К тому же в подобном положении он все равно говорить не мог.

Нужно было откусывать язык максимально близко к его основанию, а затем еще и проглатывать этот кусок собственного мяса. После значительной потери крови наступала смерть. Этот способ требовал долгой тренировки, так как должен был доводиться до автоматизма. Тренироваться на самом себе - верная смерть. Единственным выходом из этой ситуации являлась тренировка на животных. Для этого самураи откусывали им языки и, насколько это возможно, заполняли кровью несчастных жертв свои желудки. Немалого труда стоило и научиться доставать до основания языка, но для этого существовали специальные упражнения.

Женское харакири

Бытует мнение, что харакири - это чисто мужской удел. Ничего подобного. Таким же правом обладали и женщины. Правда, касалось это лишь жен и дочерей буси. Дамы могли покончить с собой в случае нанесенного им тяжкого оскорбления, смерти мужа или даже при нарушении данного супругом обещания. Хорошо, что этого обычая нет в России, ибо найти у нас мужчину, выполняющего все данные жене обещания, практически невозможно.

Галантные японские мужчины значительно облегчили женщинам процесс харакири. Им разрешалось не вспарывать живот, а всего лишь перерезать себе горло или вонзать в сердце специальный кинжал (кайкэн), которым сердобольный муж обязан был наделить свою супругу в качестве свадебного подарка. Не побывавшие еще замужем дочери самураев пользовались короткими мечами. Ими буси наделяли своих дочерей при достижении теми совершеннолетия. Если женщине не удавалось при самоубийстве покончить с собой по всем правилам кодекса бусидо, то на самурая, их ближайшего родственника, ложилось пятно позора. А для того, чтобы смыть его, мужчина должен был вспороть себе живот. Поэтому женщин тоже на всякий случай учили правилам дамского харакири. Если для буси позором являлось умереть после самоубийства со скорбной миной на лице, то женщина должна была уйти на тот свет в целомудренной позе. А для этого ее тщательно обучали правилам связывания коленей. Если же ноги родственницы оказывались раздвинутыми, то посрамленному этим самураю и самому приходилось следовать за ней в мир иной.

Многие страшные на наш современный взгляд обычаи разных народов навсегда остались лишь достоянием их далекой истории. Казалось бы, такова должна быть и участь харакири, тем более, что в 1868 году этот обряд законодательно запретили. Но оказалось, что остановить разбушевавшихся самураев не так-то просто. На запрещение обряда харакири гордые японские мужчины ответили... множественными протестными харакири. Волна этих самоубийств продолжалась почти два года, но бездушное правительство никак на них не реагировало. Суициды по этому поводу прекратились, но протесты продолжались вплоть до начала XX века.

Последний известный скандал во имя «возврата законного права на харакири» датируется 1900-м годом.

Некий господин Симадзу, «потомственный самурай», обратился к министру иностранных дел комуре Дзютаро с требованием вернуть «это славное, освященное веками, доблестью и восхищением народа право» или же самому члену правительства сделать себе харакири. Но Дзютаро лишь посмеялся над Симадзу, сообщив, что не может нарушать законы страны, решительно не советовал делать этого и Симадзу. «Потомственный самурай» обряд харакири не совершил, но через полгода оказался в психиатрической больнице, до которой его довело, видимо, раздвоение личности - Симадзу так и не смог решить, что ему следует соблюсти - обычай или закон. Обычай не смог ничего сделать с законом, но и закон весь XX век напрасно боролся с обычаем. Уже не в таких масштабах, но обряды харакири продолжались.

В 1912 году после смерти императора Мэдзи, произошло посвященное этому печальному событию нашумевшее самоубийство генерала Ноги и его жены. В 1946 году, когда в Японию вошли американцы, тысячи буси публично совершили харакири прямо посреди Токио. Массовая истерика охватила Японию, когда на следующий год император поведал своему народу, что он на самом деле никакой не потомок богов, а обыкновенный человек. Император пожалел о своей откровенности только тогда, когда узрел ее результаты. Несколько тысяч самураев, потеряв после речи императора всякий интерес к жизни, совершили свой древний обряд. С тех пор освященный обычаем массовый суицид пошел на убыль, и совершали его уже только отдельные граждане. Например, олимпийский чемпион по дзюдо Инокума решил расстаться с жизнью по той причине, что руководимая им компания несла огромные убытки.

В 1970 году сделал себе харакири и известный японский писатель Юкио Мисима. Кстати, этот поступок писателя вызвал у сограждан гораздо больше уважения, чем все его литературное творчество. Харакири по-прежнему совершается, правда, все реже и реже. Иногда его делают даже разочаровавшиеся в жизни японские старшеклассники. И происходит это в стране, знаменитой своими величайшими научными достижениями. Вот такова она, таинственная Япония, все еще малодоступная нашему европейскому пониманию.

Илья БУТМАН







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты