Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Конец парагвайской лаборатории

Советскому Союзу история отмерила всего 69 лет жизни. Коммунистическая утопия, основанная иезуитами в Южной Америке в XVI веке, продержалась вдвое дольше. Историки и церковные иерархи до сих пор спорят, что же именно строили в парагвайской сельве святые отцы-иезуиты. То ли Царство Божие на земле, то ли запасной аэродром на случай опалы. Но на 150 лет Парагвай стал гигантской лабораторией, где ставился эксперимент по построению социалистического общества.

На лицо ужасные

Территорию современного Парагвая европейцы заняли в 1537 году. Испанец Гонсало де Мендоса опередил португальцев. успев построить несколько опорных пунктов, и назвал новую провинцию Гуайра. Местное население составляли индейцы гуарани, которых насчитывалось от 500 тысяч до миллиона. Это были развитые племена земледельцев и скотоводов, не слишком враждебные к европейцам.

Поначалу считалось, что гуарани цивилизовать не удастся. Один епископ утверждал, что это «глупые создания, неспособные понять христианское учение». В заблуждение европейцев ввела история первооткрывателя Гуайры, Хуана Диаса де Солиса. Он начал покорение гуарани в 1516 году, но погиб в бою. Его останки были съедены индейцами в соответствии с их погребальными ритуалами. Однако белые посчитали гуарани каннибалами.

Португальцы рассматривали их как рабов на плантациях Бразилии. Набеги бэндейрантов (охотников за индейцами) опустошали целые районы. Такая практика вызывала протесты католических священников.

В 1580 году францисканский монах Луис де Боланьос пошел наперекор предубеждениям. Он изучил язык аборигенов и разработал письменность на основе латиницы. На собранные пожертвования монах учредил несколько деревень гуарани, в которых пытался насадить европейские обычаи, привить методы хозяйствования и морали.

Вскоре в долине Парагвая появились иезуиты. Целью Общества Иисуса была проповедь христианства там, где оно не было главенствующей конфессией. Оказалось, что гуарани охотно переходят в христианство, а их кругозор позволяет вести осмысленные диалоги о религии и других отвлеченных предметах.

«Город Солнца»

Потомки индейцев гуарани

Боланьос оставил иезуитам, подхватившим его начинание 13 деревень. В 1608 году появилась первая миссия со своеобразным центром - конгломератом общественных построек. Такие поселения называли редукциями. В 1620 году их было уже 18, и в них проживало более 100 тысяч индейцев, принявших христианство. Называли эту территорию Мисьонес - «Земля миссий».

В 1639 году иезуиты добились от испанского короля Филиппа III для гуарани права создавать ополчение, вооруженное огнестрельным оружием. Теперь у индейцев были собственное государство с территорией примерно 200 тысяч квадратных километров и возможность его защищать.

Еще современники окрестили Мисьонес «республикой иезуитов». Считается, что основные идеи ее внутреннего устройства принадлежат святым отцам Машета и Катальдино и заимствованы у Томмазо Кампанеллы. Его произведение «Город Солнца» было опубликовано в 1623 году и стало ярким образчиком коммунистической утопии.

Основным слагаемым успеха иезуиты считали полную внешнюю изоляцию редукций. Они добились права запрещать въезд в миссии любым чужакам, и, даже имея разрешение, находиться там можно было не более трех дней. Индейцам тоже было запрещено покидать редукции, за исключением работ или сопровождения духовных лиц. Во избежание контактов с европейцами иезуиты отказывались обучать индейцев испанскому, а сами пользовались языком гуарани. «В каждом испанце сидит демон, алчущий золота», - учили они.

В 1645 году, когда Филипп III очередным указом подтвердил автономию иезуитской республики от духовной и светской власти. Мисьонес состояла из 30 редукций с населением от двух до 30 тысяч человек. В каждую назначались кюре и его помощник (викарий) из числа святых отцов.

Формально во главе миссии стоял вождь-касик (коррехидор) с заместителем (теньенте). Полицейской стражей руководид альгвазил, ему помогали четыре надзирателя (алькальды), хозяйством ведали эконом и его четыре помощника (регидоры), имелись также королевский знаменосец и секретарь. На все общественные должности, кроме религиозных, раз в год назначались выборы, в которых участвовало все взрослое население редукции.

Все выборные - исключительно индейцы, из числа самых толковых. Они составляли городской совет - кабильдо. В каждой редукции было сформировано по восемь рот с капитаном во главе. Офицеры, как правило, были европейскими наемниками, во главе стоял касик. Регулярно устраивались маневры, ополчение было призывным, так что все гуарани-мужчины были обучены военному делу.

Редукции были обнесены оборонительными сооружениями, имели запасы провианта и снаряжения на случай осады. Для индейцев, ничего не знавших ни об Испании, ни о вице-королевстве Перу, высшей властью были иезуиты. Они пользовались своей властью аккуратно, без излишнего деспотизма.

Абамба и тупамба

Жилые дома представляли собой одноэтажные, крытые соломой кирпичные постройки на семью из 4-6 человек. В центре каждого поселения имелись площадь с костелом, здание совета, склад-магазин, коллегия иезуитов, школа, аптека, тюрьма, арсенал, мастерские и богадельня для стариков.

Вся земля считалась принадлежащей Богу. Большая часть обрабатывалась сообща всей редукцией, небольшие наделы закреплялись за каждой семьей (абамба). Работать на таких участках разрешалось не более трех дней в неделю. Остальное время - работа на общественное хозяйство (тупамба), примерно как в колхозах. В выходные и праздничные дни все работы запрещались.

Сельскохозяйственная продукция помещалась в общественные склады, откуда всем выдавалось по потребности. Процветали различные виды ремесел, в том числе ювелирное, часовое, швейное, литейное, ткацкое, обувное, судостроительное. Гуарани спускали на воду корабли покрупнее тех, что строились на лондонских верфях. Имелись художественные промыслы: ткачество, резьба по дереву и камню, гончарное дело.

Гуарани научились возводить удивительные каменные церкви с барочными барельефами. Во времена иезуитов Парагвай был единственной промышленно развитой страной в Америке. В редукции Кордова имелась типография, печатавшая религиозную литературу.

Денег гуарани не имели, как и собственности: ничего нельзя было продать, завещать, подарить. Лишь при вступлении в брак мужчина получал золотую монету, которую дарил невесте. После церемонии монеты возвращались в казну. Внешняя торговля находилась в руках иезуитов. Ежегодно они выручали до двух миллионов франков золотом.

Охота пуще неволи

Нельзя сказать, что гуарани в редукциях жили припеваючи. Подъем по колоколу в семь утра, завтрак, затем молитва, после нее - работа. В разгар дневной жары - обед и часовая сиеста, затем снова работа до 16:00. Затем следовали ужин и молитва. Богослужения были строго обязательны, пищу принимали коллективно. После наступления темноты действовал комендантский час.

Образование сводилось к навыкам письма и чтения, изучению жизнеописаний святых, поверхностному знакомству с церковной музыкой и освоению какой-нибудь профессии. С 12 лет каждый обязан был полноценно трудиться. В 16 лет юношам надлежало жениться, девушкам в 14 лет - выйти замуж.

Согласия родителей не требовалось, как зачастую и жениха с невестой. Браки заключались два раза в год, и если к означенному сроку молодые люди, достигшие нужного возраста, не могли сделать выбор, их разбивали на пары произвольно. Вдов и вдовцов всячески побуждали к повторным бракам.

Все развлечения и праздники носили религиозный характер. Это, безусловно, смягчало нравы индейцев, но вкупе со строгим распорядком делало их жизнь в редукциях однообразной.

Однако население стремительно росло, иезуиты и касики пользовались непререкаемым авторитетом, а преступность практически отсутствовала. Потому и система наказаний была очень мягкой. В основном ограничивались церковной епитимьей и постом. Браконьеру или вору могли присудить 20 ударов палками. За самые тяжкие преступления - убийства - полагалось 10 лет тюрьмы. Смертной казни не было.

Видимо, плюсы коммунистической утопии настолько перевешивали минусы, что гуарани готовы были защищать свою республику и святых отцов с оружием в руках. В 1641, 1672, 1726 и 1729 году их ополчение громило португальские войска и бандейрантов, а в 1754 году встало на защиту самого Общества Иисуса. В 1750 году Испания и Португалия договорились о новой границе. Семь восточных редукций предстояло эвакуировать на испанскую территорию.

Проделать это с 30 тысячами людей и миллионом голов скота было практически нереально. Иезуиты тянули время, на словах соглашались с правительством, а на деле отговаривали население переезжать.

В 1754 году иезуиты формально отказались от управления этими миссиями, но оставшиеся индейцы подняли восстание под руководством касика Хосе Тиаражу. Дважды его отряд разбивал посланные испанцами и португальцами войска, но в стычке Хосе был убит. Гуарани проиграли решающее сражение, но еще два года вели партизанскую войну.

В 1767 году иезуиты были запрещены в Испании и ее владениях. На тот момент в редукциях жило около 180 тысяч индейцев. Они подняли мятеж, пытаясь защитить святых отцов. В ответ прислали войска. 84 иезуита были казнены как зачинщики, 664 отправлены на каторгу, более двух тысяч высланы из Парагвая.

Без их участия «республика» была обречена. Гуарани быстро стали возвращаться к жизни в лесах. Уже через 10 лет в миссиях жили едва ли пять тысяч индейцев. От большинства редукций остались одни развалины. Так прекратила существование лаборатория, в которой пытались построить социализм.

Марк АЛЬТШУЛЕР







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты