Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












В тени «Титаника»

Самым знаменитым за всю историю мореплавания было кораблекрушение лайнера «Титаник». О том, как его искали и нашли на дне Атлантического океана на глубине 3800 метров, о поднятых с него различных предметах написаны сотни книг и десятки тысяч статей в газетах и журналах, сняты документальные и художественные фильмы. Обнаружил его американский океанограф и специалист в области морской геологии Роберт Баллард.

Забытый на дне морском

До гибели «Титаника» самым знаменитым было кораблекрушение колесного парохода «Сентрал Америка» 12 сентября 1857 года у восточного побережья Северной Америки, в трехстах милях от Норфолка, во время ужасающего осеннего шторма. Гигантские волны захлестнули паровой котел, и неуправляемый пароход быстро затонул на глубине 2500 метров, унося с собой четыре сотни пассажиров и более 20 тонн золота. По иронии судьбы, на пароходе плыли в Нью-Йорк немногие счастливчики, разбогатевшие во время калифорнийской «золотой лихорадки», и каюты были забиты слитками, самородками, золотым песком и монетами. Но людям не суждено было насладиться благами, которые дарует богатство. Подоспевшему бригу «Марина» удалось спасти только 153 человека. Поднять «золотой пароход» с такой глубины с помощью водолазной техники того времени не было никакой возможности. Как к любой сенсации, интерес к «Сентрал Америке» постепенно угас, оставив сведения в газетных подшивках и архивах.

Кладоискатель

В конце XX века американский инженер и изобретатель Томас Томпсон, изучив много архивных документов, решил найти «Сентрал Америку». Томас родился в штате Индиана и с детства увлекался не только подводным плаванием, но и физикой и математикой. Его отец, талантливый инженер, привил сыну главный жизненный принцип: делать все своими руками. Во время учебы в университете Томпсон переоборудовал свой автомобиль в амфибию, прослушал курс лекций по подводным исследованиям. Затем он участвовал в поисках подводных сокровищ затонувших испанских галеонов у побережья Флориды, организованных богатыми любителями кладов. Но работа в относительно мелководном Карибском море, где работало много кладоискателей, его не увлекла. Сильные подводные течения и бури уносили обломки кораблей далеко в сторону от мест погружения, их быстро заносило песком, и приходилось искать наугад. Поиск нужно было согласовывать и делиться найденными сокровищами с властями прибрежных государств, в чьей акватории они находились. Томпсон решил начать самостоятельные поиски в океане, на большой глубине, где нет сильных подводных течений, а затонувшие корабли лежат на твердом скальном грунте. К тому же на находки в океане не может претендовать ни одно государство. Надо было найти спонсоров, так как своих средств у кладоискателя не было. Предприимчивый и веривший в удачу Томпсон предпринял энергичные усилия, чтобы осуществить свои планы.

Подготовка экспедиции

Необходимо было заинтересовать богатых людей, обещая большую прибыль от вложенных в подводную экспедицию средств. Объект поиска должен был отвечать многим требованиям. Главное - на нем должен быть ценный груз, известно место катастрофы, и все это подтверждено документами, поэтому Томпсон и остановил свой выбор на пароходе «Сентрал Америка». Было известно и место его гибели, и то, что там тонны золота. Томпсон два года искал средства на экспедицию, обещая спонсорам баснословную прибыль, но их отпугивала большая глубина, они сомневались в возможности находки парохода в безбрежном океане и подъеме с него золота. В 1985 году американский исследователь Роберт Баллард нашел «Титаник» и с помощью специальной глубоководной аппаратуры сделал первые снимки корабля, облетевшие газеты и журналы по всему миру. Они убедили сомневающихся богачей, и две сотни акционеров организовали общество «Колумбус-Америка-Дискавери-Груп». В отличие от «Титаника» поиск парохода «Сентрал Америка» и все подводные работы, связанные с ним, держались в строжайшей тайне. Томпсон отличался упорством в достижении цели и скрупулезностью подготовки экспедиции. Стоимость подводных работ оценили в несколько миллионов долларов, а прибыль ожидали в десятки раз больше. Томпсон стал подбирать команду, умевшую выполнять подводные работы, под экспедиционное судно переоборудовали старую баржу. Район поисков разбили на квадраты, учитывая все возможные факторы, от скорости течения Гольфстрим до погрешностей навигационных приборов, используемых в то время капитанами судов. Математически рассчитали процент вероятности находки в каждом из квадратов. Смоделировали несколько возможных видов корабля, пролежавшего на морском дне 130 лет, с учетом воздействия различных факторов.

Поиск «золотого парохода»

Пароход «Сентрал Америка»

В работе, начатой в июне 1986 года, использовали глубоководный зонд «Симарк», сканировавший морское дно, над которым он проплывал, и передававший информацию на корабль. Зонд медленно двигался в одну сторону, делал 30 миль, затем разворачивался и сканировал соседнюю полосу. Когда зонд обнаруживал на дне крупный предмет, на экране появлялись его очертания. Оказалось, что дно океана завалено металлоломом: немецкие подводные лодки, смытые волнами с палуб кораблей во время штормов контейнеры, сброшенные в океан бочки с радиоактивными отходами и т.п. Однажды «Симарк» обнаружил объект, по очертаниям похожий на колесный пароход. Спущенная видеокамера подтвердила, что на дне лежат обломки корабля. Но пришлось возвращаться в порт, так как закончились отпущенные на работы деньги, и на этом завершился первый этап поисков. Осторожные акционеры выдали лишь часть средств. Увидев на экране обломки судна, спонсоры выделили деньги снова. Команда Томпсона вышла в море и с помощью робота-манипулятора стала исследовать обломки найденного корабля. Но работы велись чрезвычайно медленно. На спуск и подъем робота уходило более трех часов. Журналисты засекли выходы судна Томпсона в океан и, сопоставив исторические факты и просочившиеся в прессу сведения, поняли, что он ищет затонувший корабль. Надо было спешить, чтобы не появился конкурент с более совершенной техникой. Уговорив спонсоров, Томпсон приобрел уникального робота с механическими «руками», теле- и видеокамерой, роющим инструментом и всасывающим аппаратом, с 12 прожекторами. Работа с этим чудом подводной техники пошла значительно быстрее, но так же быстро исследователи убедились, что найденные обломки явно не от «Сентрал Америки». Были видны обгорелые мачты, а сведений о пожаре на нем не было, вокруг не было и следов угля, обязательного для пароходов. Изменив квадрат поиска, нашли что-то, напоминающее колесный пароход, деревянные обломки и куски угля. Но тут рядом с баржей Томпсона ночью появился корабль «Либерти Стар».

Конкурент

Это было прекрасно оборудованное судно агентства NASA для подъема из воды отработанных ступеней ракет-носителей. В свободное от работы время его сдавали в аренду фирмам и частным лицам. Корабль зафрахтовал знаменитый кладоискатель Берт Уэббер, нашедший и поднявший сокровища с серебряного испанского галеона «Консепсьон». Томпсон решил срочно «застолбить» свою находку. Роботом-манипулятором захватили кусок угля с характерным выступом, сняли его подводной видеокамерой в момент захвата рядом с лежащим кораблем. На вызванном гидросамолете Томпсон доставил этот кусок угля и фотографии в суд города Норфолка, и судьи несколько дней спустя на своем заседании признали за ним исключительное право на проведение работ на затонувшем судне. Корабль NASA ушел.

Счастливый финал

Робот поднимал со дна находки одну за другой, но среди них не было золота. Томпсон понял, что это снова не «Сентрал Америка», и решил возвращаться. Он понимал, что уговорить спонсоров раскошелиться еще раз будет трудно, но ему это удалось на бурном собрании акционеров. Это был его последний шанс. Летом 1988 года, тщательно изучая все найденные аномалии, они обнаружили объект, мало похожий на затонувший корабль, скорее напоминающий какое-то геологическое образование. Подводный робот, скользя над «скалой», передал на корабль ее изображение. Были отчетливо видны под слоем белых придонных осадков металлические детали, похожие на шатуны паровой машины, и остатки палубы. Робот нашел и корабельный колокол с надписью «Сентрал Америка», и все сомнения отпали. Они нашли «золотой пароход»! Пришла удача, которую они так долго ждали. На одной из фотографий все увидели груду золотых монет и несколько слитков золота. А на другой стороне обломков корабля дно океана было буквально усеяно золотыми слитками. Редко кому удавалось увидеть столько золота, собранного в одном месте. Подъем клада занял немало времени. Каждый предмет перед подъемом на поверхность робот фотографировал и снимал на видео. На судне находку помещали в специальный ящик с пронумерованными ячейками. Правда, так и осталось секретом, сколько тонн драгоценного груза подняли с «золотого парохода».

Валерий КУКАРЕНКО







Предыдущая     Статьи    







Интересные сайты