Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Китовая аллея - Стоунхендж эскимосов

Старейшина Амагук доволен. Сегодня в Китовой аллее будут пир, танцы и состязания. В этот раз Амагук, наполнивший убоиной пять мясных ям, получил право возглавить празднество. А это, однако, великая честь для любого эскимоса. Каждый младенец знает: духи предков благоволят тем, кто выставит гостям праздника самое обильное угощение... Увидев на берегу черепа китов, Амагук издал гортанный крик. Гребцы ускорили темп. Байдара, набирая скорость, подходила к Китовой аллее.

На берегу Ыттыграна

Остров Ыттыгран, расположенный в проливе Сенявина к северу от мыса Чукотского, и без того немноголюдный, окончательно опустел в 1950 году. Тогда жители поселка Сиклюк числом около полусотни оставили землю предков и перебрались на материк, в отапливаемые дома, предоставленные им советской властью.

Но удивительно не это. Эскимосы, которые очень бережно относятся к могилам предков и запоминают наизусть древние предания, словно забыли о древнем святилище своего народа - Китовой аллее. А ведь она находилась буквально в нескольких сотнях метров от поселка! Жители Сиклюка порой пристреливали в Китовой аллее винтовки, пасли там оленей. А матросы катеров, которые курсировали между островом и материком, набрасывали швартовы на священные столбы. И вот теперь кости китов лежали на берегу Ыттыграна, никому не нужные...

Китовая аллея

Интерес к Китовой аллее возник лишь в 1976 году, после того как ее заново открыли исследователи М.А. Членов, С.А. Арутюнов и И.И. Крупник. Их поразила мрачная красота Ыттыграна: скалистые берега, отвесно уходящие в свинцовое море, а между ними - небольшой кусок пологого берега, на котором что-то белело. Как оказалось, это были черепа и челюстные кости гренландских китов. Может быть, древние эскимосы разделывали здесь свою добычу? Но тогда побережье было бы захламлено и другими костями. А тут только челюсти и черепа, причем разложенные в определенном порядке.

Это явно сакральное сооружение, творение рук человеческих, по своим масштабам едва ли не превосходящее знаменитый Стоунхендж в Англии.

Находка стала настоящей сенсацией. Ведь считалось, что племена древних эскимосов существовали обособленно - по 100-200 человек в каждом. Но небольшое племя не могло создать столь величественное сооружение. Причем раньше Китовая аллея была еще больше - просто ее постепенно уничтожали ветра и морские волны. Над мегалитом явно трудилось множество рук, причем не одно десятилетие. Жизнь древних эскимосов открылась с новой стороны - и оказалась далеко не столь примитивной, какой виделась раньше.

Праздник предков

После многолетних исследований ученые высказали предположение о том, что представляет собой Китовая аллея. Вероятно, это было центральное святилище для жителей многочисленных эскимосских поселений, разбросанных по Чукотскому полуострову. Впрочем, полагают исследователи, здесь бывали также жители побережья Северной Америки - острова Святого Лаврентия и возможно, Аляски. Черепа, вкопанные в землю попарно на некотором расстоянии друг от друга, вероятно, обозначали место стоянки байдар и каяков каждого племени.

Уникальный комплекс делится на две части.

Первая находится непосредственно на побережье. Здесь ученым, помимо костей и ритуальных предметов, удалось найти несколько деревянных поплавков.

Судя по всему, они служили для транспортировки черепов китов на побережье Ыттыграна. Самих морских животных каждое племя разделывало в своем селении - землю святилища нельзя было осквернять кровью. На побережье происходили пиршества, состязания, общение с духами предков.

Вторая часть комплекса - для избранных. От побережья в глубь острова уходит рукотворная каменная дорога длиной около 50 метров. Она упирается в святая святых, большой жертвенный камень. Здесь, полагают исследователи, проходили встречи элиты - старейшин и шаманов, заключались союзы, обсуждались возможности совместной охоты на китов.

Каждый уважающий себя вождь набирал в команды своих байдар полных сил мужчин и крепких юношей, которым предстояло пройти на побережье Ыттыграна обряд инициации. На ежегодное празднество в Китовой аллее каждое племя отправляло 70-80 воинов (женщинам появляться на священном побережье было запрещено). Как полагают исследователи, на Ыттыгране одновременно встречались до 15 племен, то есть относительно небольшой кусок берега вмещал до тысячи эскимосов. Поистине человеческий муравейник!

Пока старейшины и шаманы приносили традиционные жертвы в главном святилище, рядовые китобои готовились к празднику. Из 150 мясных ям (по-эскимосски - «сиклюк», отсюда и название поселка, расположенного на Ыттыгране), обнаруженных исследователями на острове, извлекалась убоина, которая, вероятно, завозилась сюда заранее. В огромных котлах готовилось праздничное блюдо из китовых мяса и жира. Старейшины и шаманы возвращались после жертвоприношения - и начинался праздник. Любой мог зайти «на огонек», даже люди из враждебных племен, и получить свою порцию угощения. С учетом того что эскимосы часто недоедали, встреча превращалась в настоящий праздник живота. Старейшина, которому удавалось накормить наибольшее число гостей, избирался главой праздника, который будет проводиться в следующем году. Считалось, что ему особо будут благоволить духи.

Днем позже эскимосы с помощью шаманов общались с предками. Если черепа китов служили для швартовки суденышек, то челюсти на время праздника становились олицетворением умерших - на них развешивались ритуальные блюда с угощениями. Эскимосы спрашивали у останков китов совета (шаманы выступали в роли переводчиков). По окончании торжественной части начинались состязания в беге, борьбе и поднятии тяжестей. Юноши, проявившие себя в полной мере, отныне считались мужчинами.

Праздник продолжался около недели, затем его участники отправлялись в обратный путь.

Китовую аллею смело можно назвать своеобразной территорией мира. На берегу Ыттыграна запрещено было проливать кровь - не только китовую, но и, разумеется, человеческую. Если все же такое случалось, соплеменники святотатца должны были покарать его. В противном случае они не допускались к участию в празднике на следующий год.

29-е чудо России

Но почему же культовое место эскимосов пришло в упадок и перестало играть хоть какую-то роль в местной культуре? Исследователи сумели найти разгадку, изучая местные предания. В одном из сказаний есть упоминание о битве при Ыттыгране. Здесь якобы не на жизнь, а на смерть схлестнулись два могучих шамана. После этого берег и был проклят. Вероятно, на берегах Ыттыграна действительно произошло сражение. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем причину конфликта и его участников, но факт остается фактом: священная земля была осквернена кровопролитием. Эскимосы, как уже было сказано, крайне трепетно относятся к заветам предков. На Китовую аллею пало проклятье, и она уже не могла служить местом ежегодных сакральных празднеств.

Древняя культура китобоев Берингова пролива достигла расцвета к XVI веку. А затем наступило резкое изменение климата. Киты, спасаясь от похолодания, уходили в южные широты. Эскимосы сначала пытались мигрировать вслед за ними, но наткнулись на ожесточённое сопротивление других народностей. Им пришлось возвращаться на прежние места обитания. Источника благополучия - китов - здесь практически не осталось, и эскимосы вынуждены были охотиться на тюленей и моржей. Теперь ни о каких «праздниках живота» речи идти не могло - встал вопрос о выживании. Племена эскимосов словно забыли о соседях, каждый народ замкнулся в своем маленьком мирке. Возможно, именно в этом, а не в мифической битве шаманов, таится причина упадка Китовой аллеи.

Впрочем, сейчас на берегах Ыттыграна порой вновь бывает многолюдно. Посмотреть на заново открытое эскимосское святилище приезжают не только исследователи, но и многие жители нашей страны. Организуют экскурсии и для иностранцев. Ведь Китовая аллея включена в список «100 чудес России», где находится на 29-м месте.

Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ








Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты