Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












К облакам - на платформе

Петр бросил взгляд на часы и понял, что нужно торопиться - до начала совещания оставалось всего полчаса. Быстро допил кофе, подхватил портфель и, чмокнув на прощание жену, выскочил на огороженную бетонную площадку пентхауса. Как он любил эти бодрящие утренние минуты. Когда сердце бьется от предвкушения полета, от сознания того, что впереди тебя ждут интересная работа и успех.

Фантастический роман

По-мальчишески ловко запрыгнув на платформу, он бросил портфель между обитым мягкой кожей сиденьем и никелированными рейками ограждения и быстро застучал по клавишам консоли. Через несколько секунд летающая платформа, слегка покачиваясь, словно лодка на озерной ряби, поднялась над стартовой площадкой. На мгновение она замерла в воздухе, а затем плавно, но с нарастающей скоростью понеслась в сторону виднеющихся вдали небоскребов московского Сити.

Так, наверное, мог бы начинаться роман о герое наших дней, успешном молодом столичном предпринимателе эпохи Собянина, если бы инновациям и остроумным изобретениям в нашей экономике действительно уделялось внимание. Но, увы, пока это возможно только в научно-фантастических романах. А как обстоят дела у них, на Западе?

Летающие ботинки

Мечта человечества о левитации (от лат. levitas - «легкость», «легковесность») как будто бы давно и успешно воплотилась в летательных аппаратах - дирижаблях, самолетах, вертолетах... Да что там самолеты, уже и ракеты бороздят просторы вселенной, а над Голубой планетой зависли спутники и космические станции. Но пока еще ни одно индивидуальное летательное средство не удостоилось серийного выпуска. Парашют не в счет.

Хотя и разработки такие есть, и попытки делались - и не раз. Например, американский инженер Чарльз Хортон Циммерман, работая в 30-х годах прошлого столетия в лаборатории аэронавтики города Хэмптон, штат Вирджиния, создал теорию кинестетического контроля, согласно которой человек с помощью своего тела вполне мог управлять небольшими летательными аппаратами.

Американец не только разработал основные принципы такого управления, но и построил аппарат, который получил шутливое название «Летающие ботинки» (Flying shoes). Да еще и патент получил в 1947 году. Конечно, ничего общего с ботинками у машины не было. Но сама идея была на удивление проста - как будто надел ботинки и пошел, то есть полетел. А фишка в том, что пропеллеры крепились не над аппаратом, как у вертолета, а под ним. Чтобы машина не просто парила над землей, а летела, Циммерман предусмотрел две пары крыльев, которые закреплялись на костюме пилота, делая его похожим на гигантскую летучую мышь. Энтузиаст собрал аппарат в собственном гараже, потратив на покупку материалов и деталей больше тысячи долларов из личных сбережений.

Последний из павни

Усовершенствование аппарата требовало вложений, но, увы, деньги у изобретателя закончились. И тут, как это часто бывает, помог случай. Чарльз познакомился с молодым калифорнийским бизнесменом Стэнли Хиллером. Тот как раз путешествовал по Восточному побережью в поисках подходящих идей, когда ему рассказали о том, что какой-то чокнутый инженер строит фантастическую машину. 21-летний калифорниец бредил вертолетами, и слово «пропеллер» подействовало на него как красная тряпка на быка. Он встретился с изобретателем, осмотрел аппарат, и идея Циммермана показалась ему интересной. Однако во время тестовых испытаний на заводе «Хиллер Хеликоптерс» (Hiller Helicopters) машина никак не хотела подниматься над землей выше чем на метр, и раздосадованный бизнесмен вернул ее автору.

Тем не менее слава о Циммермане уже вышла далеко за пределы штата, и вскоре талантливый ученый смог продолжить испытания на средства NACA (Национального консультативного комитета по воздухоплаванию). А спустя несколько лет Научно-исследовательское управление ВМФ США заказало Хиллеру партию летающих платформ по чертежам Циммермана. Работы проводились в строжайшей секретности. Из 900 человек, участвовавших в проекте, только 15 точно знали, что именно они строят. Наконец, 27 января 1955 года детище Циммермана и Хиллера - летающая платформа VZ-1 - поднялось в воздух. Аппарат ласково назвали «Павни» (Pawnee), по названию одного из племен североамериканских индейцев. Это был настоящий успех!

Большие проблемы маленького чуда

Стэнли Хиллер испытал чувство, похожее на головокружение. Еще бы, в стенах его завода создан летающий аппарат, о котором человечество мечтало со времен Леонардо да Винчи, - миниатюрный, удобный в управлении, простой по конструкции, а значит, недорогой. Алчный бизнесмен сразу подсчитал, что стоимость бытового «ковра-самолета» не будет превышать 500 долларов - сумма даже по тем временам вполне доступная для американской семьи.

Тут уже Хиллеру стало не до военных заказов. Ведь если запустить аппарат в массовое производство, то прибыли будут баснословными. Для начала он опубликовал статью во влиятельном отраслевом журнале Flight. Автор проекта Чарльз Циммерман к тому моменту уже как-то отошел на второй план. Затем бизнесмен продемонстрировал аппарат журналистам, и те были в восторге. А затем разразились хвалебными статьями, ведь, по их мнению, аппаратом смог бы управлять даже «дрессированный медведь».

Но специалисты не разделяли восторгов журналистской братии. Когда Хиллер поставил перед своими инженерами задачу в кратчайшие сроки довести летающую платформу до совершенства, те в задумчивости чесали головы. И было от чего. Аппарат должен был быть безопасным. А что делать, если один из двух двигателей откажет в полете? Ведь платформа не сможет спланировать на лужайку, как небольшой самолет, и просто рухнет. Кроме того, экспериментальный образец продержался в воздухе всего три минуты, а этого явно недостаточно, чтобы заинтересовать обывателей.

Лихой «Аэроцикл»

Хиллер не отказался и от сотрудничества с военными, ведь те всегда готовы были выложить кругленькую сумму на испытания. В 1956 году Управление ВМФ США заказало ему еще три летающие платформы VZ-1. Правда, военные попросили модифицировать аппарат, чтобы снизить риски падения. Третий, дополнительный двигатель вроде бы решил эту проблему, но добавил новую. Аппарат стал слишком тяжелым и потерял легкость в управлении. Пилот больше не мог поворачивать машину, просто наклонившись в нужную сторону. Кинестетический принцип управления, что называется, приказал долго жить.

Установили две пары стабилизаторов под лопастями винтов - не помогло, пилоту до них было не дотянуться. Подсунули пилоту под ноги пружины - опять не то. Соединили направляющие крылья с датчиком гиростабилизации - снова мимо. В конце концов, военные потеряли терпение и закрыли программу, оставив Хиллера без финансирования. Но бизнесмен не оставил попытки выжать из летающей платформы золотой дождь и даже умудрился в 1960 году запатентовать ее усовершенствованную модель.

Всего калифорниец сделал шесть аппаратов. Но и конкуренты не дремали. Почти одновременно с «Хиллер Хеликоптерс» еще одна американская компания - «Делакнер Хеликоптерс» (De Lackner Helicopters) - решила выйти на рынок индивидуальных вертолетов. Ее инженер Льюис Маккарти разработал и построил летающую платформу, очень похожую на детище калифорнийца, назвав ее «Аэроцикл» (HZ-1 Aerocycle). Эта машина имела одно существенное отличие - лопасти пропеллера не были защищены кожухом. От этого казалось, что пилот здорово рискует во время полета и если, не дай бог, он потеряет равновесие, то сразу лишится ног. Этот аппарат также использовал принцип кинестетической динамики, мог развивать скорость свыше 100 километров в час, подниматься на высоту до шести метров над землей и пролетать на одной заправке почти 300 километров.

Музей авиации Хиллера

Свой первый полет платформа «Делакнер Хеликоптерс» совершила в 1956 году, а управлял ею капитан ВВС США Сэлмер Сандби (Selmer Sundby). Аппарат продержался в воздухе около 20 минут, но воздушная болтанка полностью вымотала летчика. Его выводы были неутешительными: летать так, конечно, можно, но это очень изматывает. Тем не менее военные заинтересовались машиной и провели собственные испытания, на этот раз роль пилота выполнял вооруженный до зубов солдат. Неугомонный Сандби тоже продолжал полеты и пару раз был на волосок от гибели, когда платформа неожиданно ломалась. Причиной было то, что лопасти винта находились слишком близко друг к другу и при определенных условиях изгибались и сталкивались. В результате лопасти - в хлам, а пилот - на больничной койке. Военные не стали ломать голову, как устранить этот дефект, а просто закрыли программу, как и в случае с VZ-1.

И что в итоге? Герой Сандби получил крест «За летные боевые заслуги», а программы были свернуты. Почему? На дворе уже были 1960-е, и мировые державы начали гонку за господство в космосе. Стало не до индивидуальных вертолетов. Ракеты овладели умами конструкторов и генералов. Сегодня одну из платформ Хиллера можно увидеть в авиационном музее, носящем его имя. Судьба других его аппаратов, как и платформ «Делакнер Хеликоптерс», неизвестна. А жаль - какую идею похоронили!

Но ведь принципы кинестетики, использованные Циммерманом, никто не отменял. Может, найдутся и у нас желающие продолжить исследования? А вдруг волшебникам нанотехнологий некуда станет девать бюджетные деньги? А тут вот - практически готовые технологии с неограниченным горизонтом применения. По-моему, стоит подумать.

Сергей СУХАНОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты