Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Подводная паутина

Создатель знаменитой азбуки Сэмюэл Морзе ещё в тридцатых годах XIX столетия высказал идею о возможности соединить Европу и Америку подводным телеграфным кабелем.

В 1850 году была проложена первая подводная телеграфная линия, правда, короткая: от французского города Кале до английского Дувра. Увы, прослужила она всего несколько минут, её случайно порвал своими сетями рыбак.

На следующий год по этому же маршруту пролегла новая линия с более мощным кабелем. В России первый подводный кабель соединил в 1853 году Ораниенбаум с Кронштадтом. Подводные кабели один за другим подключали к общеевропейской телеграфной сети изолированные прежде уголки континента. Но вся информация между Европой и Америкой по-прежнему циркулировала со скоростью парохода.

Между тем подводный кабель прокладывали и в самой Америке. Одна из линий должна была соединить Нью-Йорк с островом Ньюфаундленд, но для завершения работ не хватало средств.

Сайрус Уест Филд. 1858 год

Об этом случайно узнал удачливый американский предприниматель Сайрус Филд. Он отправился в Лондон, где встретился с изобретателем Морзе.

Тот как раз проводил масштабный эксперимент, соединив последовательно десять цепей телеграфной линии на участке Лондон - Бирмингем. Общая длина этой 10-кратной линии составляла 3200 км, что почти равнялось расстоянию от Ирландии до Ньюфаундленда. При этом Морзе уверенно передавал до 200 слов в минуту, то есть его сооружение работало надёжно.

Затем Филд посетил военного картографа Мори, знатока морских ветров, течений и океанического подводного рельефа. По уверениям Мори, между Ирландией и Ньюфаундлендом лежало вполне плоское «телеграфное плато», будто самой природой предназначенное для прокладки кабеля. Обнадёженный бизнесмен вернулся в Нью-Йорк и, благодаря своей способности убеждать, очень быстро собрал внушительные средства.

5 августа 1857 года в небольшом селении на берегу ирландской бухты Валенсия был закреплён конец кабеля, намотанного на барабан, который, в свою очередь, находился на борту парусно-парового американского корабля «Ниагара». Плавание, начавшееся на мажорной ноте, завершилось через 600 км пути, когда кабель внезапно оборвался и затонул на недоступной глубине. Следующая попытка была предпринята в июне 1858 года. К «Ниагаре» присоединился крупнейший британский военный фрегат «Агамемнон».

По плану, оба судна должны были встретиться на средней точке маршрута, срастить здесь два конца кабеля, а затем разматывать его в противоположные стороны. Но ещё до встречи в океане «Агамемнон» попал в жесточайший шторм, не прекращавшийся десять дней. Корабли всё же сошлись в океане, но все попытки наладить размеренную работу привели лишь к потере многокилометровых кусков кабеля. Дав непродолжительный отдых измученным людям, Филд в июле того же года предпринял третью попытку покорить Атлантику. Суда вернулись на старую точку, опустили на дно сросток двух половин кабеля со свинцовым грузом и начали расходиться. На этот раз всё протекало без ЧП.

Через неделю «Агамемнон» достиг ирландского берега, а «Ниагара» подошла к Ньюфаундленду. Первой телеграммой, точнее, каблограммой, пересёкшей океан, было поздравительное послание британской королевы Виктории американскому президенту. Филда встречали на родине, как триумфатора, чествовали, как национального героя.

Между тем сигналы постепенно затухали, а затем и вовсе пропали. Спустя ещё какое-то время в Америке началась Гражданская война между Севером и Югом, и теперь казалось, что идея подводной телеграфной линии через Атлантику похоронена навсегда.

Но, как это ни покажется удивительным, Филд не сломился под ударами судьбы. Более того, ему удалось привлечь к «безнадёжному проекту» новых акционеров!

Тем временем на арене событий появился паровой «левиафан», детище инженера Брюнеля - четырёхтрубный пароход «Грейт Истерн» («Великий Восток»), красочно описанный в романе Жюля Верна «Плавающий город».

Этот гигант, рассчитанный на 4 тыс. пассажиров, приносил одни лишь убытки, и теперь продавался за бесценок. Зато судно-великан могло принять в свои трюмы сразу весь кабель, требовавшийся для прокладки через Атлантику.

В июле 1865 года «Грейт Истерн» двинулся в путь из Ирландии. Казалось, были учтены все ошибки прежних экспедиций, но когда до американского берега оставалось всего 660 миль, кабель всё же порвался, и поднять его с морского дна не удалось, несмотря на многократные попытки. Минул ещё год.

И вот «Грейт Истерн» отправился в новый рейс. Для Филда это был последний шанс. Малейшая случайность, и энтузиаст полностью исчерпал бы свой кредит доверия. Но на этот раз судьба благоприятствовала упрямцу. «Левиафан» достиг берегов Ньюфаундленда. Убедившись, что линия работает безотказно, Филд, на том же корабле, снова вышел в Атлантику, к месту прошлогоднего обрыва кабеля. Через два месяца упорных поисков кабель подняли, присоединили к новому барабану и продолжили размотку.

Подводная линия Европа-Америка стала двойной, причём, по иронии судьбы, второй, «латаный», кабель показал себя в работе более надёжным, чем первый.

В последующие пять лет через Северную Атлантику пролегло ещё три подводных кабеля. Затем линии телеграфной связи были проложены под водными пространствами Тихого и Индийского океанов, в Южной Атлантике.

Но вот появилось ещё одно чудо техники - телефон. Телеграфный кабель для телефонной связи не годился, тут требовались принципиально иные технологии.

Первая подводная телефонная линия Великобритания - США открылась 25 сентября 1956 года.

Ещё через семь лет кабельный телефонный канал связал Северную Америку с Австралией по маршруту Ванкувер - Гавайи - Фиджи - Новая Зеландия - Сидней. Позднее подводный телефонный кабель пролёг между Австралией и Азией.

Между тем начался «оптический» период телефонной связи. Преимущество этого новшества заключалось в том, что по каждой паре оптических волокон можно было передавать одновременно почти 4 тыс. телефонных разговоров.

Две первые световодные подводные линии соединили США с Европой, а затем и с Японией в 1988 году.

Пётр МАКАРОВ







Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: