Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




Франтишек Купка: художник-медиум

Выдающийся чешский художник Франтишек Купка (1871-1957 годы) проделал путь от символизма к полной абстракции. Наряду с занятиями живописью он был еще и медиумом и мог передавать парижанам сигналы с того света: какие-то отдельные слова и фразы их умерших близких. Принято считать, что у молодого живописца был контакт с тонким миром и это нашло отражение в его оригинальных полотнах.

Неудачный старт

Франтишек Купка родился в 1871 году в богемском городе Опочно в семье шорника. Он рано проявил способности к рисованию и мечтал поступить в Римскую академию художеств, но получил отказ. На его прошении было написано по-французски: «Отказать, потому что чех». Обида осталась у художника на всю жизнь.

Потерпев неудачу, он обучился искусству живописи в Академи изобразительного искусства в Вене, где процветал жанр символистской и аллегорической картины. Профессора привили ему глубокий интерес к античности, и он стал иллюстрировать греческие мифы. Затем Купка отправился во Францию и некоторое время обучался в частной академии Жюлиана.

В Париже Купка стал членом сообщества чешских художников, которые называли себя «чехи-парижане». Они жили очень бедно и нередко делили один батон на 10 человек. Парижские чехи часто собирались в кафе «У мадам Шарлотт», где вели диспуты о сущности живописи. Купка редко покидал Париж, но в его жизни была таинственная поездка в Швецию (по одной из версий, там он встретил большую любовь), и художник увидел пейзажи Скандинавии и северное небо, которые произвели на него сильнейшее впечатление.

Критик социального зла

В начале 1890-х годов Купка сблизился с художниками-сатириками и привнес во французскую социально-политическую сатиру элемент «биоморфной фантастики»: он представлял социальное зло в виде несуществующих монстров, составленных из частей тел разных зверей.

Накопленные художником знания легенд и леденящих душу историй об аномальных явлениях стали причиной возникновения рисунков и картин, на которых развернулось царство многоглавых чудищ. Они производили жуткое впечатление. Художник отлично разбирался в мифологии, и нарисованные им чудовища выглядели весьма натурально.

Люди, населявшие вымышленное царство Купки, были полностью беспомощными в лапах чудовищ. Молодой живописец имел отличную школу, и изображенные им люди нарисованы так тщательно, словно он писал жизнеподобную академическую картину, а не создавал социальную карикатуру. Это было необычно, ведь большинство карикатуристов отражали пороки общества через обыкновенные бытовые сценки. Сатирик с душой фантаста привлек к себе внимание.

Купка активно сочетал мифологию с социальной темой. Он одним из первых поднял в своих работах тему проституции. На улицах Парижа он встречал девочек-подростков, из бедности вынужденных пойти на панель, и художник не пожалел сатирических красок для изображения тех, кто пользовался услугами юных блудниц. Ему снова помогли в этом образы фантастических животных. На страницах журналов появилась целая галерея уродов, тянущих к юным существам безобразные клешни.

Представители буржуазии рано поняли, что в журнальную сатиру пришел профессионал высочайшего класса, и стали думать, как его «нейтрализовать». Художник был приглашен в буржуазные семьи, обласкан и осыпан почестями и престижными заказами. Скоро социальная сатира в его творчестве стала более мягкой.

Но образ уродливого капиталиста-хищника укрепился в мировом авангарде.

Художник утратил сатирический настрой лишь после знакомства со знаменитым французским географом и популяризатором науки Элизе Реклю (1830-1905 годы), который заказал ему цикл иллюстраций для многотомных изданий «Человек и Земля» и «Земля и люди» (именно благодаря русскому переводу этих книг графические произведения Купки стали известны в России). Молодой живописец увлекся этнографией, геологией и астрономией и отошел от социальной сатиры.

Живописец или медиум?

Рубеж веков был эпохой спиритических сеансов, а Купка еще в середине 1880-х узнал от одного из знакомых отца (ремесленника, изготавливавшего седла), что существуют ритуалы общения с душами умерших. Не исключено, что он в детстве присутствовал при отправлении таких ритуалов у себя на родине.

Находясь во Франции, Купка неожиданно проявил способности медиума. До сих пор неизвестно, как были выявлены его способности и кто в Париже обратил внимание на медиумизм художника. Однако уже в середине 1890-х годов он имел репутацию человека, который может вступить в контакт с душой умершего. Слухи о талантливом чехе, умевшем «входить в тонкий мир» и беседовать с усопшими, распространились по Парижу.

По свидетельствам современников, он умел погружаться в состояние транса и говорить чужими голосами. Жители Парижа, которые просили художника поговорить с их умершими родственниками, слышали в словах Купки детали и подробности жизни, о которых медиум не мог узнать ни от кого, кроме как от самих усопших. Более того, они узнавали голоса умерших. За короткое время молодой живописец завоевал авторитет настоящего медиума и мог бы и далее практиковать как спирит, но не стал этого делать. Бросить живопись было выше его сил.

Можно предположить, что Купку познакомил со спиритами крупнейший чешский художник-символист Альфонс Муха (1860-1939 годы), который проектировал мебель для спиритических сеансов, в том числе знаменитые вращающиеся столики для вызова духов. Они были так хороши, что Муха стал получать заказы на проектирование целых интерьеров комнат, предназначенных для общения с духами. Купка видел эти интерьеры, но сам изготавливать мебель для общения с духами не стал - от него ждали услуг медиума.

Муха и Купка дружили, и тонкий мир, образы духов и бесплотных существ нашли отражение в творчестве обоих художников. С них началась мистическая тема в искусстве Чехии. В 1936 году в Праге состоялась совместная выставка двух талантливых чехов: их творчество понемногу возвращалось на родину.

Дружба с авангардистами

Живя во Франции, Купка обосновался в городе Пюто, причем его соседями оказались знаменитые авангардисты братья Дюшан (Раймон, Гастон и Марсель). Началась дружба, причем наиболее плодотворные контакты были у Купки с одним из братьев - Марселем (1887-1968 годы). Эта дружба оказалась взаимообогащающей. Купка много рассказывал коллегам о магии, мистике и аномальных явлениях, и Дюшан охотно слушал эти рассказы.

Однако Дюшан не стал подражать биоморфным построениям Купки и не увлекся темой биологического уродства. Он взял у коллеги идею астрального и эфирного тела, мистической ауры и по рекомендации своего чешского друга прочитал труды Елены Блаватской, а может быть, и других теоретиков спиритизма. Блаватская описала в своих книгах тонкий мир, и Дюшану нравилась идея существования этого мира рядом с миром материальным. Это не могло не повлиять на его живопись: художник стал изображать предметы, окутанные какой-то облачной средой.

Не без влияния Купки Дюшан в 1912 году написал и в 1913-м выставил в Нью-Йорке свое самое дискуссионное полотно «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». Идя по лестнице, изображенная героиня оставляет на каждой ступеньке какие-то клочья энергетических облаков, снопы света и сгустки энергии. Из-за этого вместо одной ее фигуры изображены сразу несколько «деформированных окружающей средой» тел. Традиционные очертания фигуры невозможно различить. Это сразу же вызвало шквал возмущения, но никто и не догадывался, что образ создан под влиянием идей Елены Блаватской, о которых рассказал Дюшану его чешский коллега.

Основоположник космической темы

Благодаря Элизе Реклю Купка соприкоснулся с миром планетариев и астрономических музеев. У него был мандат на бесплатное посещение любых обсерваторий, планетариев и музеев, связанных с астрономической темой. Войдя в астрономический музей города Гента, он увидел один экспонат, который поразил его. В музейной витрине лежала... горсть песка. Из пояснительного текста художник понял, что это модель лунного грунта, созданная в земных условиях на основе астрономических наблюдений за Луной. Он был потрясен увиденным и решил создать цикл работ, посвященных лунному и солнечному свету. Они сильно отличались от иллюстраций из учебников астрономии. Не исключено, что эти полотна, связанные с небом, были чисто абстрактными благодаря знакомству Купки с великим русским авангардистом Василием Кандинским.

Интересуясь космосом, Купка восторженно приветствовал появление в Италии манифестов футуристического искусства. Ему нравились красота скоростей и космические масштабы изображения мира, за которые ратовали футуристы. Можно с уверенностью сказать, что Купка был одним из основоположников космической темы в живописи. После первых же работ на тему неба он больше не вернулся к миру монстров и мифологических грез. Тема безграничности Вселенной, образы лучей и облаков, а также дисперсия света до конца жизни завладели его сердцем.

Космические полотна Купки отличаются изысканной цветовой гаммой. Эти необыкновенно красивые картины маслом напоминают снимки, сделанные в 1960-1970-е годы со спутников и космических станций. Художник словно побывал в космосе. Он чудодейственным образом предвидел цветовые и световые эффекты космической фотографии и видеосъемки.

Купка скончался в 1957 году, несколько месяцев не дожив до запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Показательно, что самые первые цветные фотоснимки, сделанные в космосе, напоминали полотна футуристов и абстракционистов и прежде всего - живописца из города Опочно.

Андрей ДЬЯЧЕНКО








Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: