Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Триумф небесных «Наташ»

В 1936-1939 годах Испания была расколота гражданской войной между республиканцами и их противниками - националистами, возглавляемыми Франсиско Франко. Битва при Гвадалахаре стала самой яркой победой республиканцев и первым в мировой истории сражением, исход которого решили действия авиации.

Итальянские и германские фашисты - с одной стороны и Советский Союз - с другой рассматривали гражданскую войну в Испании как своего рода полигон, где можно было опробовать новые виды вооружений, тактические и стратегические приемы.

Испытательный полигон - Испания

Среди тысяч сражавшихся на стороне республиканцев добровольцев самой подготовленной группой были советские военные специалисты - преимущественно летчики и танкисты. Немцы послали на помощь Франко авиационный легион «Кондор», а итальянский диктатор Муссолини - целый экспедиционный корпус под командованием генерала Марио Роатты. Именно итальянцам и досталось при Гвадалахаре...

Прелюдией к ней стала битва за Мадрид. Франкисты пытались овладеть столицей Испании с октября 1936 года, атакуя ее с юга и запада.

Весной 1937 года план скорректировали, решив штурмовать с северо-востока. Основную тяжесть наступления возложили на Итальянский экспедиционный корпус, включавший четыре дивизии - «Литторио», «Божья воля», «Черное пламя» и «Черные стрелы». «Литторио» являлась переименованной дивизией регулярной итальянской армии «Ассиете». Три другие дивизии сформировали из фашистской милиции - «чернорубашечников», но их специальные и вспомогательные подразделения также состояли из кадровых солдат и офицеров. С учетом присланной Франко Марокканской дивизии численность ударной группировки достигала 50 тысяч человек.

На пути наступающих была всего одна 10-тысячная дивизия республиканцев. В дальнейшем под Гвадалахарой сосредоточились силы 4-го корпуса, что позволило задействовать до 20 тысяч человек. Но даже в самые тяжелые для себя моменты итальянцы превосходили противника по численности войск более чем в 2 раза, по оснащенности пулеметами - в 10 раз, по артиллерии - в б раз, по бронеавтомобилям - в 2 раза.

И только по авиации превосходство оказалось на стороне республиканцев (70 против 50). Их авиационной группировкой командовали комбриг Петр Иванович Пумпур (действовавший под псевдонимом полковник Хулио), а также главный советник республиканского правительства по авиации Яков Владимирович Смушкевич (генерал Дуглас).

Побоище на шоссе

Солдаты итальянского экспедиционного корпуса идут на Мадрид

Итальянское наступление началось 8 марта 1937 года вдоль так называемого Французского шоссе. Раскисшая из-за дождей почва ограничивала возможность обходных маневров, но плохая погода мешала и республиканцам задействовать свой главный и единственный козырь - авиацию.

11 марта фашисты вышли к Гвадалахаре, откуда до Мадрида оставалось всего 70 километров. Однако республиканцы своим упорным сопротивлением измотали противника и теперь готовились к контрудару.

Авиационная группировка состояла в основном из истребителей «И-16» (конструкции Поликарпова), отличавшихся высокой маневренностью.

Республиканцы называли эту машину ласково mosca (муха), франкисты со злобой - rata (крыса), советские летчики - ишачком. Но решающую роль в сражении сыграли штурмовики Р-5 и P-Z (конструкции все того же Поликарпова). Испанцы называли их соответственно rasante (исп. vuelo rasante - бреющий полет) и самым известным в Испании русским женским именем - «Наташа».

11 марта разведывательные самолеты обнаружили скопление противника в Бриуэге, после чего, несмотря на дождь, с аэродрома поднялись пять истребителей. Они и нанесли первый в этом сражении удар по итальянцам с воздуха.

Прикрываясь низко нависшими тучами, самолеты обрушились на два итальянских батальона, и хотя дождь снизил эффективность штурмовой атаки, паника в рядах противника воцарилась неописуемая.

На следующий день дождь и снег прекратились, что дало республиканским летчикам возможность разгуляться по полной. Полковник Хулио по своей инициативе поднял в воздух около 30 истребителей и атаковал двигавшуюся по дороге в грузовиках колонну одного из полков дивизии «Литторио». Одна за другой от бомб вспыхивали и взрывались машины. Те, кто успел, выскочили из них и пытались укрыться в поле, падали, пронзенные пулеметными пулями. В результате запланированное на этот день наступление дивизии «Литторио» оказалось сорванно.

Затем последовала вторая, аналогичная атака на другом направлении, после чего сорвалось наступление «Божьей воли». При этом на обратном пути республиканцы вступили в бой с 12 итальянскими истребителями «Фиат», сумев уничтожить две вражеские машины.

На следующий день республиканцы перешли в контрнаступление. В атаку ринулись 26 истребителей, перемолотивших вражескую пехоту и артиллерию в районе Трихуэке. Затем на расстроенные ряды фашистов устремились танки. Под их прикрытием бригада Энрике Листера ворвалась в Трихуэке и захватила город в ходе уличного боя.

Завершающий удар

14 марта Роатта попытался произвести перегруппировку, в самый разгар которой на итальянцев снова обрушилась республиканская авиация. Следующие два дня на фронте царило относительное затишье. Республиканские самолеты днем полностью господствовали в небе, но поскольку вражеская пехота сидела в окопах, а не тянулась по шоссе длинными колоннами, эффективность штурмовок оказывалась невысокой. Итальянские «Фиаты» орудовали только по ночам, но так и не смогли уничтожить ни одного самолета, ни одного танка, ни одного моста.

Серьезная работа началась 18 марта, когда республиканцы нанесли мощный удар по Бриуэге. Бомбы падали на запрудившие улицы грузовики с итальянцами. Вслед за бомбардировщиками ринулись эскадрилья штурмовиков, атаковавшая те же цели, а также скопления пехоты на окраинах города. Шедшие третьей волной истребители прочесали территорию очередями.

Налет еще не закончился, а в дело снова пошли танки. Смяв правый фланг противника, они обрушили всю вражескую оборону. В воздух поднялись полсотни итальянских самолетов, которые тут же угодили под огонь зениток, и, потеряв две машины, итальянцы вернулись на базу.

Но самую настоящую бойню республиканцы учинили противнику 20 марта. Французское шоссе на протяжении 10 километров оказалось забито машинами с отступающими итальянцами.

Атака началась с налета 14 штурмовиков на бреющем полете. При этом пошли на хитрость: одно звено напало на голову вражеской автоколонны с севера, а когда все внимание итальянцев отвлеклось в эту сторону, все остальные штурмовики обрушились на них с юга.

После штурмовиков вторым эшелоном прошлись 42 истребителя. И наконец третьей волной явились 11 бомбардировщиков, сбросивших свой смертоносный груз в места наибольшего скопления противника.

Летчики рассказывали, что им даже не пришлось выбирать цели, поскольку на протяжении всех 10 километров шоссе оказалось забито остановившимися при появлении самолетов машинами и мечущимися в поисках укрытий солдатами. Пули прошивали бензобаки, все громыхало, полыхало, вверх взметались языки пламени.

Когда третья волна скрылась за горизонтом, шоссе было завалено исковерканными машинами, трупами убитых и раненых солдат. Как организованная сила Итальянский корпус фактически прекратил свое существование, и только подход подкрепления от франкистов спас его от полного разгрома.

Битва при Гвадалахаре стоила Итальянскому корпусу примерно 3 тысяч убитых, 4 тысяч раненых и 800 пленных.

Впоследствии подобные методики штурмовых атак авиации против отступающих колонн противника станут обычными для Второй мировой войны. И пионерами подобных штурмовых действий будут считать немцев.

Но они были лишь талантливыми учениками наших летчиков, которые первыми в мире показали, что штурмовые действия самолетов могут стать решающим фактором в ведении боевых действий на земле.

Олег ПОКРОВСКИЙ








Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты