Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Опередившая время

Проект 705 стал ярким, но далеко не однозначным событием в истории кораблестроения. До сих пор среди моряков и кораблестроителей не утихают споры, что же это было - прорыв, опередивший время, или дорогостоящая техническая авантюра. Все началось в 1959 году, когда СКВ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») выступило с инициативным проектом новой атомной подводной лодки (АПЛ) «Малая скоростная подводная лодка-истребитель». Идея представлялась весьма актуальной - ведь флоты стран НАТО активно пополнялись АПЛ - носителями баллистических ракет с ядерными зарядами. Именно для борьбы с ними и потребовался подводный истребитель. В НАТО будущую советскую лодку окрестили «Альфа». Главным конструктором корабля стал Михаил Русанов, а научными руководителями проекта, учитывая его новизну, - сразу три академика: Анатолий Александров, Вадим Трапезников и Андроник Иосифьян.

Каким быть кораблю

Само предназначение лодки определяло основные требования к ней - высокие скорость и маневренность, мощные гидроакустика и вооружение. Очевидно, что для этого лодка должна была иметь минимально возможные габариты и массу, высокие гидродинамические характеристики и мощную энергетическую установку. Выполнить подобное было невозможно без принятия нестандартных технических решений. В качестве основного материала для корпуса корабля и многих его механизмов был выбран титан - металл почти вдвое легче и одновременно прочнее стали, к тому же абсолютно коррозионностойкий и маломагнитный. Но, увы, не одними достоинствами обладал этот еще недостаточно освоенный материал. Был он весьма капризен - возникли серьезные проблемы с его сваркой и механической обработкой. Но с проблемами удалось справиться и создать малогабаритный корпус ко- рабля с подводным водоизмещением всего 3180 тонн.

Другим радикальным новшеством стало резкое сокращение экипажа будущей ПЛ. В техническом задании на проект 705 было названо число 12, причем только офицеров. Однако в ходе проектирования численность будущего экипажа росла и достигла 30 человек, включая одного матроса, на которого возлагалась роль кока, а по совместительству дневального. Сочетать малочисленность экипажа с массой оружия и механизмов корабля можно было лишь путем автоматизации всего и вся. Недаром, когда лодки проекта 705 поступили на флот, их сразу стали называть «автоматами». Создаваемая впервые в стране (возможно, и в мире) комплексная автоматизация корабля охватывала управление его движением, оружием, главной энергетической установкой и всеми системами.

Атомное сердце судна

Главной новацией, в итоге определившей судьбу всего проекта, стало то, что в качестве энергетической установки был выбран атомный реактор с жидко-металлическим теплоносителем (ЖМТ). Все атомные корабли, по сути, являются пароходами, поскольку их гребные винты приводятся в движение паровыми турбинами. Отличие от знакомых нам с детства пароходов лишь в том, что источником тепла, необходимого для получения пара, служат не котлы с топками, сжигающими уголь или мазут, а атомные реакторы. Огромное количество выделяемого в реакторах тепла выводится теплоносителем, в роли которого обычно выступает вода. Чтобы вывести больше тепла, вода в реакторе нагревается до 200 и более градусов. При этом превратиться в пар ей не позволяет поддерживаемое в реакторе высокое давление. Но энергетики в погоне за максимально возможным отбором тепла из реактора давно ведут поиски замены воды как теплоносителя, видя альтернативу ей в жидких расплавах металлов. Их можно нагревать до более высоких температур, не создавая при этом в реакторе высокого давления, что позволяет отказаться от сверхпрочного и тяжеловесного оборудования. В общем, с помощью ЖМТ можно снять с реактора больше энергии либо для получения того же количества энергии использовать реактор меньших размеров. АПЛ проекта 705 стали первыми в мире серийными лодками, оснащенными реакторами с ЖМТ, получив при этом существенный выигрыш в водоизмещении. 40 тысяч лошадиных сил турбины обеспечивали лодке предусмотренную техническим заданием скорость под водой до 41 узла (76 километров в час). Важнейшим преимуществом реакторов с ЖМТ была также их способность почти мгновенно выходить на полную мощность, что сделало АПЛ необычайно маневренными. «Альфа» на деле доказала, что способна часами «висеть на хвосте условного противника, а если надо, уйти от выпущенной в ее направлении торпеды. Из шести отсеков АПЛ обитаемыми были только два, над одним из которых размещалась созданная впервые в мире всплывающая камера, рассчитанная на спасение всего экипажа.

«Самая длинная в мире»

Подводная лодка истребитель проекта 705

Всего по проекту 705 было построено семь АПЛ. Первая (опытная) лодка К-64 была заложена в июне 1968 года на Но-во-Адмиралтейском заводе Ленинграда в эллинге, где в начале XX века строился крейсер «Аврора». Выбор завода уже тогда вызвал недоумение: как строительство суперсовременной титановой АПЛ доверили заводу, не имеющему серьезного опыта в строительстве субмарин? В 1930-е годы здесь было построено лишь несколько лодок-малюток, похожих на К-64 не более, чем топор на станок с программным управлением. Строительство проходило с большими трудностями, но было завершено, и в декабре 1971 года корабль передали флоту. На базу в Западную Лицу его повел первый командир капитан 1-го ранга Александр Сергеевич Пушкин. Все годы строительства опытной АПЛ он, как и весь его экипаж, находился на заводе-строителе либо у разработчиков оборудования строящейся лодки, изучая будущий непростой корабль. В 1972 году началась опытная эксплуатация АПЛ, проходившая со сложностями. Основные проблемы были связаны с реактором, который требовал повышенного внимания от еще не имевшего опыта персонала. Сказывалось принципиальное отличие реакторов с ЖМТ от хорошо освоенных водяных реакторов.

Как известно, для перехода в твердое кристаллическое состояние воду нужно охладить до 0°, что в условиях АПЛ практически нереально. Но даже если это и случится, то при последующем нагреве вода вновь станет жидкой, в то время как ЖМТ (расплав свинец-висмут) кристаллизуется уже при +145°, образуя нерастворимую пробку в трубопроводе. Т.е. при эксплуатации реактора с ЖМТ ни в коем случае нельзя допускать снижения температуры до этого значения. Именно в результате несоблюдения данного требования в трубопроводах, выводящих ЖМТ из реактора, возникли пробки из кристаллизовавшегося ЖМТ. В итоге - нарушение герметичности трубопровода и радиоактивное загрязнение лодки, стоящей на своей базе. Реактор был загублен.

К-64 вывели из состава флота и разрезали на две части, каждую из которых было решено использовать для тренировки экипажей и отработки новых технологий. Носовую часть лодки отбуксировали в Ленинград, а кормовую с реакторным отсеком - в Северодвинск. Сразу родилась шутка-загадка о «самой длинной в мире ПЛ».

А в Ленинграде и Северодвинске уже велось строительство серии, и в период с 1978 по 1981 год флоту было передано шесть кораблей проекта 705, которые успешно несли службу в составе Северного флота.

Короткий век «Альфы»

Учитывая печальный опыт К-64, на серийных кораблях дополнительно установили так называемый электрокотел, задачей которого было поддерживать необходимую температуру в первом контуре реактора, когда тот при стоянке АПЛ на базе выведен на минимальную мощность. При этом электроэнергия для котла подавалась с берега. С этим случались перебои, и экипажи, боявшиеся «заморозить» и погубить реактор, поддерживали его на уровне мощности больше, чем требовалось в условиях базы. Это ускоряло выработку ядерно-го горючего. Неудовольствие флотского начальства вызывала необходимость организации спецлабораторий для периодических проверок, регулировок и восстановления узлов автоматики, которыми были буквально нашпигованы лодки этого типа.

Одним словом, забот береговым службам ВМФ добавилось немало. Все чаще возникали разговоры на тему, что новые корабли излишне сложны, от них надо избавляться. И это несмотря на уникальные боевые качества, демонстрируемые «Альфами» в походах. Так, проект 705 неуклонно вытеснялся с флота. К 1990 году все (кроме одной) АПЛ этого проекта были выведены из состава флота, прослужив меньше срока, отведенного им проектантом.

На оставшейся в строю (до того вполне благополучной) К-123 в 1982 году произошла авария. АПЛ находилась в подводном положении в Баренцевом море. Ничто не предвещало беды, когда на пульте центрального поста засветился сигнал «Неисправность реактора». На разведку в реакторный отсек отправился лейтенант Логинов. Через минуту он доложил, что наблюдает серебристый металл, растекающийся по палубе. То был вырвавшийся из первого контура реактора высокоактивный ЖМТ. Одновременно включился сигнал «Загрязнение реакторного отсека. Покинуть отсек!». Как вспоминал один из членов экипажа, переживший аварию, «о Логинове подумали уже в прошедшем времени». Вернуть лейтенанта в обитаемый отсек было нельзя - он сам уже стал радиоактивным. Но Логинов выжил. Выйдя в тамбур-шлюз, через который реакторный отсек сообщается с остальными помещениями, он оставил там одежду и прошел основательную помывку. Реактор был заглушен, АПЛ всплыла.

Лодка была настолько загрязнена, что пришедший на помощь крейсер не решался приблизиться к ней, чтобы передать буксирный трос. В итоге трос все же завели с помощью вертолета с того же крейсера. После ремонта К-123 вернулась в строй и благополучно прослужила до 1997 года. С ее списанием закончилась, увы, короткая история проекта 705.

Константин РИШЕС






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты