Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Первым делом - самолёты без пилотов!

Нет, в данной статье речь пойдёт не о дистанционно управляемых аппаратах. Мы расскажем о лётчиках, чьи машины в один прекрасный момент расставались со своими хозяевами прямо в воздухе, но полёт продолжали!

Норовистый аэроплан

Первый известный случай такого рода произошел на заре авиации, во время героической попытки пересечения Ла-Манша французской супружеской парой Эдит и Анри Дюран. Подняв свои аэропланы в воздух, они взяли курс на английское побережье. Супруги не успели даже долететь, до пролива, как двигатель в самолете Эдит зачихал, а вскоре и вовсе заглох. Женщина беспомощно оглянулась на мужа, и тот жестами показал — прыгай с парашютом! Недолго думая, она последовала совету. Самолет, потеряв центровку и опустив нос с тяжелым мотором, ринулся в пике.

Однако винт от встречного воздушного потока начал раскручиваться, и двигатель завелся вновь! По-видимому, причиной остановки послужила воздушная пробка, образовавшаяся в карбюраторе. Так или иначе, через несколько минут аэроплан самостоятельно выровнялся и продолжил полет к Великобритании. Благополучно перелетев Ла-Манш, необъезженная машина в конце концов рухнула в частном парке...

Похожий случай произошел во время Великой Отечественной войны. Алексей Шевцов, бывший летчик-истребитель, как-то раз вылетел на латаном-перелатаном биплане «У-2» с грузом для партизан. Без проблем долетев до замаскированного аэродрома, Алексей уже было собирался идти на разворот и посадку, как вдруг самолет угодил в воздушную яму, да так «удачно», что потерял управление. Видя, что «уточка» ему изменила и летит по прямой к немцам, ни на что не реагируя, летчик плюнул и выбросился за борт с парашютом.

Приземление прошло удачно. Спрятав под ближайшую корягу парашют, Алексей заковылял в сторону своих, как вдруг с неба послышался до боли знакомый рокот мотора. Вскоре показался и его источник: над летчиком, почти касаясь колесами верхушек деревьев, важно проплыл его собственный «У-2». Поравнявшись с началом взлетно-посадочной полосы, самолет клюнул носом, у него выключился двигатель и он начал самостоятельную посадку!

Пролетев почти 2/3 полосы, биплан наконец плюхнулся на землю и, прокатившись по ней до конца, с жутким треском врубился прямо в заросли кустарника. Оторопевшие партизаны бросились к самолету, предполагая, что пилота во время перелета ранили, но их ожидало настоящее потрясение — в кабине летчика вообще никого не оказалось! Правда, строить догадки и обмениваться мнениями было некогда — нужно было выгружать боеприпасы и медикаменты, чем партизаны немедленно и занялись.

Шевцов добрел до партизан только через два часа и долго отказывался верить в произошедшее. Поверил он только тогда, когда ему показали врубившийся в переплетение кустов самолет с покореженным от столкновения винтом.

Конечно, по нормам мирного времени «У-2» ремонту не подлежал еще до этого полета, но шла война, и Родине был нужен даже такой хлам. Поэтому спустя два дня Алексей уже летел обратно, пристально вглядываясь в мутный круг вращающегося винта. Пропеллер представлял собой шедевр русской мысли в экстремальных условиях — он был целиком сделан из дерева...

Пауэрс, но не Остин

Следующая история произошла с летчиком ВВС США, который тоже летел на «У-2» (правда, американский U-2 не имел ничего общего, кроме названия, с советским бипланом). Вы об этом, конечно же, слышали: 1 мая 1960 года самолет-разведчик, пилотируемый Гарри Пауэрсом, сделал круг над сверхсекретным объектом Челябинск-40 и в 8.55 по московскому времени был сбит в районе Свердловска.

Дождавшись, пока самолет снизится до 5 тысяч метров, Пауэрс открыл колпак кабины и выбросился с парашютом. U-2, вопреки его ожиданиям, не рухнул вниз, а планировал до самой земли и относительно благополучно приземлился.

А вот что пишет Вольтер Красковский в книге «На службе неповторимой отчизне», вспоминая о своей службе в 179-м истребительном авиационном полку: «На вооружении полка в 1965 году были самолеты «Су-9» и «Як-25П». Учебных самолетов или «спарок» типа «Су-9» долго не было. Затем получили одну «спарку» «Су-9У».

Однажды на ней вылетели заместитель командира эскадрильи Е.Николаев и командир звена капитан Мельников. Полет был «по кругу». На участке между вторым и третьим разворотами на высоте 800 метров летчики по непривычному в работе двигателя шуму решили, что он отказал, и не долго думая катапультировались. После катапультирования самолет в течение 11 минут без летчиков продолжал полет, а затем аккуратно приземлился на ровной заболоченной площадке на глазах удивленных, благополучно катапультировавшихся летчиков. Представьте себе самочувствие пилотов, которым еле-еле хватило высоты для раскрытия парашютов, а теперь наблюдавших с земли такое чудо, как заход на посадку и приземление самолета без летчиков...»

Советский рекорд

Самый же необычный случай произошел 4 июля 1989 года с полковником Н.Е.Скурндиным, в тот день пилотировавшим «МиГ-23». Взлетев с аэродрома полка, который базировался неподалеку от города Колобжег (Балтийское побережье Польши), на 41-й секунде полета Скурндин почувствовал, что самолет сильно тряхнуло. Сразу резко упала скорость, а так как до земли было всего лишь 90 метров, то летчик только и успел, что повернуть самолет в сторону Балтики и катапультироваться. «МиГ» быстро затерялся на горизонте, а Скурндин, прихрамывая, отправился обратно на аэродром. Вслед самолету-беглецу вылетела дежурная пара истребителей, но найти его не удалось. Сопоставив это с данными локаторщиков, которые потеряли «МиГ» где- то на границе территориальных вод, командование успокоилось — самолет упал и затонул, пилот жив, и ладно.

Однако истребитель без пилота в этот момент уже вовсю бороздил воздушное пространство ФРГ. Пока немцы, обалдев от такого наглого нарушения границ, поднимали в воздух перехватчики, неуправляемый «МиГ-23» уже влетел на территорию Бельгии.

Наконец, выработав все горючее, самолет начал планировать, и чем дольше он находился в пике, тем большую скорость набирал, что позволяло автопилоту вновь вернуться в горизонтальный полет. Но в конце концов сила земного притяжения взяла свое, и на финальном участке траектории «МиГ», притершись к земле, врезался в частный дом на окраине Брюсселя...

Самовзлет

27 декабря 2001 года произошло еще одно интересное событие. Пилот и хозяин самолета Aeronca Champion, как обычно, возился с профилактическим ремонтом своей железной птицы. Вдруг винт пришел в движение, быстро раскрутился, самолет поехал по полосе и... взлетел! Хозяин только и смог, что проводить глазами свою внезапно взбунтовавшуюся собственность. Пролетев около 20 миль, самолет выработал все горючее и рухнул на пустыре.

Кстати, это не первый подобный случай в истории компании Aeronca. Как-то раз пропеллер самолета той же марки, стоящий на взлетно-посадочной полосе, от сильного встречного ветра также раскрутился, завел мотор, и самолет начал разгоняться. Для жены хозяина самолета, которая в тот момент сидела в кабине, это было неприятной неожиданностью - она не только не знала, как управлять железной птицей, но даже не представляла, где находится тормоз. Правда, другой частный самолет, оставленный кем-то посреди полосы остановил продвижение норовистого «Чемпиона»...

Евгений ВАСИЛЬЕВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты