Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Испанские капитаны Немо

Как известно, загадочный капитан Немо Жюля Верна был родом из Индии, которая в то время являлась британской колонией. Но, получив образование в Англии, он сумел создать удивительный корабль. Но были ли в истории примеры, когда подводные корабли, хотя бы в чем-то опережавшие свое время, создавались в реальности, а не на страницах романов? Оказывается, было и такое, и вот о двух таких подводных судах мы вам сегодня и расскажем.

«Рыба №1» и «Рыба №2»

Надо заметить, что до открытия Америки Колумбом Испания была процветающим государством Европы и славилась и своим овцеводством, и знаменитыми толедскими клинками, и вином. Зато потом, «сев на иглу» в виде непрерывного потока золота и серебра из Мексики, страна потеряла свои экономические преимущества, да и понятно почему. Зачем что-то делать самим, когда все можно купить за золото в другом месте?

Флот Испании, когда-то тоже первый во всем мире, к середине XIX века ослабел настолько, что уже не мог на равных противостоять ни Франции, ни тем более Англии. И вот тогда-то в Испании и нашелся человек, задумавший компенсировать количество принципиально новым качеством и создать не надводный, а... подводный корабль!

Нарсис Монтуриоль, инженер, художник и изобретатель, построил первую в Испании подводную лодку Ictineo I («Рыба») длиной свыше 7 метров и водоизмещением около 8 тонн. В 1859 году она совершила более полусотни погружений в порту Барселоны. И хотя глубина погружения в ряде случаев превышала 20 метров, существенных аварий лодка избежала, что уже само по себе в то время было большим достижением. Вот только ее оружие выглядело очень уж примитивным: это было расположенное в носу сверло, чтобы делать дырки в корпусах вражеских кораблей. Монтуриоль предполагал установить на субмарине пушку, способную стрелять под водой. Впрочем, планы его не сбылись, потому что обедневшее государство лодкой не заинтересовалось, а деньги спонсоров быстро закончились.

Тогда изобретатель решил построить Ictineo II, которую благополучно испытал. Она легко погружалась на 30 метров, а сам Монтуриоль считал, что корпус может выдержать и большую глубину, но предпочел не рисковать.

Новинки одна другой интереснее

Интересно, что механическая установка субмарины имела единый двигатель для надводного и подводного хода, то есть была вполне современной. Правда, это были две паровые машины, одна из которых выпускала дым через трубу, а вот вторая - для движения под водой - использовала пар в замкнутом контуре. Ictineo II имела и устройства обновления воздуха (стандартную для тех лет емкость с раствором щелочи для поглощения углекислого газа и баллон с кислородом), и очень оригинальное средство освещения. В специальном фонаре сжигался водород в кислороде, что давало яркое пламя, хотя и было чревато взрывом. Правда, запасы этих крайне взрывоопасных в совокупности газов хранились в металлических емкостях вне прочного корпуса. Но все же хорошо, что эта «бомба» на борту корабля так ни разу и не сработала. Вообще, полуторагодичные испытания, как и в случае с первой лодкой, прошли удивительно гладко. Видимо, это была судьба, и Монтуриоль оказался не только квалифицированным, но еще и весьма удачливым инженером.

Однако и вторая субмарина не имела будущего, а досталась кредиторам, которые не нашли ничего лучшего, как в 1867 году разобрать корпус на металл. Так исчез с лица земли этот интересный образец передовой технической мысли в угасающей империи. Но уже в наши дни энтузиасты изготовили по сохранившимся чертежам сразу две копии Ictineo II! И обе можно увидеть на их родине, в Барселоне: одну - на набережной, а другую - в музее промышленности.

Первая торпедная

Следующая оригинальная испанская субмарина была спущена на воду 125 лет назад в городе Кадисе - первая торпедная подводная лодка в мире! Ее создатель Исаак Пераль родился в Картахене в 1851 году в семье кадрового военного. По окончании Морской школы его произвели в офицеры, Исаак отстаивал интересы Испании в войнах на Кубе и Филиппинах и был за храбрость отмечен медалями. В 1884 году Пераль разработал проект торпедоносной субмарины, завершенный постройкой и спуском на воду в сентябре 1888 года.

Для того времени лодка «Пераль» была совсем немаленькой - 85 тонн в подводном положении. Правда, более трети массы занимала аккумуляторная батарея, состоявшая из более чем шести сотен 50-килограммовых «банок». Причем заряжались они только на базе, и требовалось на это больше суток! Два электромотора по 30 лошадиных сил, вращавшие каждый свой винт, позволяли развивать скорость в 7,8 узла на поверхности и только 3 узла - на глубине. Но главным недостатком «электрохода» оставалась даже не скорость, а дальность плавания, которая не превышала 500 километров.

Зато внутри «Пераля» таилось немало весьма перспективных новшеств. Прежде всего, это было вооружение: впервые в истории лодка получила внутренний торпедный аппарат. И именно субмарина Пераля оказалась подводным судном, впервые в истории выпустившим торпеду по реальной цели. 7 июня 1890 года 350-миллиметровая германская торпеда фирмы «Шварцкопф» с дистанции около 2 кабельтовых попала в стоящий крейсер «Кристобаль Колон». А через несколько дней ей удалось поразить ту же цель уже на ходу! Более того, испанским подводникам принадлежит и первенство в успешной ночной торпедной атаке. Субмарина подкралась к тому же крейсеру буквально вплотную и, хотя условный противник был предупрежден и активно освещал воду прожекторами, пустила в него торпеду!

«Современное приборное обеспечение»

Эти успехи не в последнюю очередь были связаны с «приборным обеспечением». Конструктор придумал не только субмарину, но и оригинальный перископ, выдававший изображение на горизонтальный экран, что позволяло оценивать курсовой угол цели и расстояние до нее. Это был своего рода прообраз современного боевого информационного поста, хотя и очень примитивный. Более того, на лодке, как и на «Наутилусе» капитана Немо, везде царило электричество. Оно приводило в действие лаг и освещало внутренние помещения: целых шесть лампочек на 12 членов экипажа - несказанная роскошь для того времени. Кроме того, пара специальных моторов вращали два вертикально расположенных в носу и корме винта, позволявших автоматически регулировать глубину погружения по данным от гидростатического датчика, то есть субмарина обладала еще вполне современными подруливающими устройствами. Лодка в погруженном состоянии имела практически нулевую плавучесть, как и большинство ее современниц.

Но нет пророка в своем отечестве. Морское министерство отвергло творение Пераля, хотя подлодке удалось благополучно пройти все испытания. В конце 1890 года субмарину разоружили и оставили ржаветь в порту Кадиса. Причины этого понятны: такая дорогая «игрушка» бедной Испании была не по карману. А вот ее создатель очень обиделся, подался в политику. Пераль, став депутатом парламента, разругался со всеми, кто вершил морскую политику страны. Понятно, что в таких условиях «техника» совсем ушла на задний план. В 1895 году Пераль выехал в Берлин оперировать прогрессирующий рак, но неудачное лечение вызвало менингит, от которого он и скончался.

Монета на память

В последствии подлодку Пераля установили напротив здания базы субмарин в порту Картахены, потом перенесли ближе к морю на площадь, а с 1992 года ее можно увидеть на главной набережной города - бульваре Альфонсо XII. Интересно, что к 125-летию спуска на воду лодки Пераля Королевский монетный двор Испании отчеканил специальную серебряную монету. На лицевой стороне монеты изображены портрет короля Испании Хуана Карлоса I, текст по окружности: JUAN CARLOS I REY DE ESPANA и год эмиссии, 2013-й.

На обратной стороне выгравирован портрет ученого и изобретателя Исаака Пераля. Снизу на фоне стилизованных волн - изображение подводной лодки, носящей его имя. В верхней части монеты указан ее номинал - 10 евро. Справа от портрета в две строки помещено имя изобретателя, а слева - знак Королевского монетного двора, коронованная буква «М».

Олег ШЕВЧЕНКО






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты