|
Абсурд великого объединенияКанада. Большая зажиточная эскимосская деревня Аньякуни. Жители промышляют охотой и резьбой по кости. Телефонной связи нет. Боеприпасы, предметы обихода, керосин, спички по зимнику доставляет мулат Джон Лаббель, состоящий в кровном родстве с вождём клана. Сделки осуществляются на основе полного взаимодоверия. Родственники никогда не подводят друг друга. Лаббель после двухнедельного отсутсвия, разжившись товарами, возвращается домой. И приходит в ужас от увиденного. Сохранился протокол полицейского дознания, датированный 23 ноября 1930 года, № 144466 RW, где Лаббель, как основной очевидец, излагает обстоятельства трагедии под субъективным углом зрения: - Подъезжая на упряжке к деревне, я сразу заподозрил что-то неладное. Над трубами домов не было дыма. Лая собак не слышал. Удивило отсутствие на погосте снега. Кровь застыла в жилах при виде вскрытых могил, в которых отсутствовали останки. Возле одного осквернённого захоронения мы с помощником Томасом Гудди собрали более пятисот отстрелянных гильз. Осмотр домов окончательно сбил с толку. Горячие котлы с варёным мясом висели над тлеющими углями очагов. Одеяла, одежда, в том числе верхняя, лежали аккуратно свёрнутые на лавках. Самое ценное у охотников - их карабины - были брошены в центрах комнат. Причём приклады были разбиты в щепки, детали спусковых механизмов покорёжены. Следов насилия мы не заметили. Трупы полутора с половиной тысяч ездовых собак с выколотыми глазами и перерезанными горлами кто-то зарыл в сугробы, пометив места расправы обгоревшими ремнями упряжей. Не сомневаюсь в том, что в мирной деревне произошло массовое убийство. Малейшее подозрение в акте ритуального самоубийства я исключаю. У эскимосов есть понятие, возведённое в закон. Человек естественным путём приходит в жизнь. Естественным путём уходит из жизни. А самый тяжкий грех, когда умышленно или по неосторожности тревожат могилы... Возглавлявший группу по расследованию инцидента высокопоставленный чиновник МВД Шарль Беко распорядился взять Лаббеля и Гудди под стражу. Эксперты-криминалисты поскользнулись на двух поистине мистических факторах. Первый, Из карабинов, принадлежащих эскимосам, стреляли, воспользовавшись боеприпасами, гильзы которых нашли Лаббель и Гудди. Второй. По центру и по краям соседствующего с деревней озера, в идеально прозрачном льду насчитали 189 идеально круглых лунок, вода в которых, несмотря на крепкие морозы, так и не замёрзла вплоть до весны. Шарль Беко, подводя итоги работы комиссии, сказал: - Это тёмное дело мы вынуждены положить на полку, потому что, кроме мистики, в нашем доказательном активе нет ровным счётом ничего. С Джо Лаббеля и Томаса Гудди подозрение «в организации банды с целью завладения имуществом убитых» сняли. Спустя шесть часов после того, как они покинули камеру изолятора временного содержания, пули, выпущенные из карабинов, сразили их наповал. Искусный стрелок попал каждому точно в правый глаз. Так в Канаде умеют стрелять только охотники-аборигены. Пули, впрочем, оказались диковинными - серебряными, заточенными под иглу, что не свойственно эскимосам. В России, в 1882 году, этнограф Н. Е. Циблуков в книге «Северные были» пишет: - Поездки мои по ледовитым землям вдохновляли до необычайности, теми необычайностями и пугая. Задержался я раз в стане Крыловых. Пурга дальше не пустила. Тут к Игнатию пришли с известием, что в трёх верстах, в стане Гульбиных, нечисто. С небес, выкраденными у них же зарядами, изрядно били, и пятерых положили. Крылов, скажу я, не шибко удивился таковой развязке. Мне рассказал давешний случай, когда на его глазах зимою молнии лошадей порезали и обуглили. Возничие получили по винтовочной пуле. Не хуже, чем белкам, в глаза. Кто проделал? Так уложиться ловчее с возвышения только. Вокруг-то плоскости, равнины. И народа шалого вокруг никогда не бывало. Из поклажи богатой, ни на что душегубы не позарились. В догон ехавшие промысловики видели игру огней над местом тем. Слышали рокот и звон. Крылов пригласил меня к Гульбиным, на разведку. Туда становой примчался. Смотрим и сходимся в том, что непонятно всё. Шибко северные «духи-злыдни» удружили, сделавши вот что... Как мы с Крыловым подъехали, стрельба раздалась. В нас целили и в нас попадали. Мы прозрачными стали, наверняка не живыми. Пули во множестве через нас проходили. Кровища хлестала. Заливалась кровь. Слышу, Игнатий кричит, оборотившись ко мне: «Продырявили, не жить нам, видать!» Мы по воздуху вместе с конями мчались. По низам огни змеились. Яркие-преяркие. «Всё, не могу более!» - вскрикнул я. О землицу больно ударился. Рядом Крылов поднимается на ноги. Мне говорит: «На том свете побывали мы, Николай. Там гульбинских парней повстречал. Не воротиться им...» Мы целы. Крови на нас нет. Стан давай проверять. Одни трупы. Бабка Гульбина твердит: «Не ходите тут, не следите. Вас огненные люди тоже приберут». Вот такая тёмная история. А становой не доехал. Подстрелили его. Крыловы от беды подалее в Архангельск перебрались. Досталось им в стане. Забыться не могут... Пора отвыкнуть от прямолинейного восприятия действительности. Чаще, чем мы думаем, она предстаёт как упрямый абсурд, как переведённая в жизненную плоскость фантастика», - считает канадский исследователь Стэнли Шэрроу. Именно он отыскал в архиве забытые материалы следствия по делу массового исчезновения аборигенов. Именно он подвёл итог тамошним мистическим событиям: «У наших эскимосов есть загадочный, кажущийся европейцам абсурдным, обряд. Обряд великого объединения с предками. Для чужих устраивается спектакль со стрельбой, световыми эффектами, похищением праха мёртвых. Часть племени добровольно принимает жертвенную, очистительную, смерть. Часть устремляется в глушь, где, отказавшись от воспроизводства потомства, доживает дни свои. Не так ли поступили эскимосы из Аньякуни, прибегнув к услугам своих шаманов?» Вопрос повисает в воздухе, потому что другого объяснения и для канадских, и для российских событий как не было, так нет. Владимир АЛЕКСАНДРОВ Предыдющая     Статьи     Следущая |
|