Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Свет для фараонов

После Второй мировой войны, когда были возобновлены археологические раскопки в Ираке, там, где некогда находился античный город Селевкия, учёные обнаружили небольшие глазурованные глиняные сосуды, напоминающие цветочные вазы.

Размером около 10 сантиметров, «вазы» имели в себе запаянные медные цилиндры с железными сердечниками внутри, изъеденными коррозией. В некоторых сосудах сохранились также кусочки битума. Для пайки цилиндров применяли сплав свинца и олова в той же пропорции, что и в современной технике. Сомнений не оставалось. Это были остатки гальванических, точнее — электролитических элементов, которыми пользовались шумеры — народ древнейшей на планете цивилизации.

Вместо медного купороса, как полагают эксперты, шумеры, скорее всего, применяли в качестве электролита лимонную или уксусную кислоту. Они дают менее высокое напряжение, чем медный купорос, который древние, по-видимому, не знали. Но они могли соединять электрический элемент в батареи и получать желаемое напряжение — до 6 вольт. Предполагается, что электроэнергия могла использоваться в гальвано-пластике при производстве украшений, в лечебных целях при электроакупунктуре, а также для освещения.

Если в древнем мире существовали электрические источники тока, образцы которых найдены в Двуречье, то можно допустить существование приборов, устройств, использовавших полученную электроэнергию. Но какие это были приборы?

Фрески храма Хатхор

Почти пятьдесят лет шумерские батареи оставались единственным образцом древней электротехники. И вот в 80-е годы XX столетия Рейнхард Хабек сделал сенсационное открытие в египетском храме Хатхор. Храм находится в селении Дендера (у древних египтян оно называлось Иун-та-нечерт) в среднем течении Нила, примерно в 500 километрах южнее Гизы и в 50 километрах к северу от Фив. Он был построен в IV-I вв. до н.э. и прославлял богиню, чье имя означает «Жилище бога Ра», те. бога Солнца, подателя света.

На рельефах храма Хатхор изображены несколько грушевидных предметов с волнистыми линиями в виде стилизованных змей внутри них. Поскольку никакого рационального объяснения этим предметам дать нельзя, то египтологи просто считают их ритуальными атрибутами и символами. Тем не менее, это не решает вопроса о происхождении и назначении подобных изображений. Здесь же, рядом с «лампами», можно видеть шланги или кабель, а также стойки, служащие подпорками грушевидных прозрачных предметов, занимающих центральное место в композиции.

Подпорки, получившие название «столбы Джед», имеют сложную конструкцию. Рельефы храма Хатхор, по мнению Р. Хабека, в целом изображают сложное осветительное устройство. Грушевидные объекты с волнистыми линиями внутри — лампы электрического света, «столбы Джед» — высоковольтные изоляторы, о чем говорит весьма характерная для них конструкция.

Австрийский инженер-электрик Вальтер Гарн ничего не знал о храмах Дендеры. Впервые увидев фотографии древнеегипетских рельефов, он был очень удивлен, поскольку, по его мнению, «столбы Джед» выглядят точно так же, как современные высоковольтные изоляторы. Змеи могут быть нитью накаливания или светящимися разрядами, которые под действием высокого напряжения выходят из чашечки цветов лотоса, изображающих держатель стеклянной колбы светильника. Без знаний электротехники создать этот рисунок было бы невозможно.

Вальтер Гарн готов допустить, что древнеегипетские жрецы пользовались электролампами, но каковы были источники энергии? Батарея, подобная той, что нашел Кениг под Багдадом, для столь мощных светильников, соизмеримых по своим размерам с ростом человека, явно маломощна. Но на египетском рельефе хорошо видно, что от баллонов светильника идут толстые провода, кабели или шланги, которые соединяются с баком. Содержание и назначение этого «бака» остается пока неясным, ибо текст иероглифических надписей под изображением еще не расшифрован. Но очевидно, что этот «бак» исполнял функции генератора.

По этому поводу инженер Гарн рассуждает так: поскольку для питания светильников было необходимо высокое напряжение, жрецы, возможно, использовали ленточный электростатический генератор, который применяется в ядерной физике. Заряды вводятся внутрь шара на изолированной ленте и снимаются наконечниками. Таким образом, шар заряжается и находится под большим напряжением. Даже при помощи простых электростатических генераторов легко получить напряжение в сотни тысяч вольт. Возможно, что «столб Джед», считает Гарн, заряжался изнутри горячим воздухом и пылью. Может быть, поэтому на рельефе изображен бог воздуха Шу, восседающий на «генераторе» (заметим, что бог Шу считался супругом Хатхор). На токопроводе изображен символ «напряжения» и символы положительного и отрицательного начал, прекрасно выражающие физическую природу электричества.

В композиции присутствует и покровитель науки бог Тот, как бы освящая своим присутствием это таинственное деяние. Он держит в руках два ножа, символизирующих, вероятно, электрический рубильник. В одной из сцен ножи разведены — рубильник разомкнут, в другой сцене ножи сведены — рубильник включен.

Вальтер Гарн, посвятивший немало времени разгадыванию египетских символов на рельефе из храма Хатхор, опубликовал книгу «Свет для фараонов», в которой он описывает реконструированные по изображениям на рельефах две действующие модели. Одна из них представляет собой электродуговой разрядник, при работе которого возникает интенсивный световой эффект. Вторая модель изображает стеклянную колбу длиной 40 сантиметров с двумя металлическими штифтами. Известно, что древние египтяне были очень искусны в изготовлении стекла.

«Если из этой колбы выкачать воздух, то даже при невысоком напряжении наступает разряд, — пишет Гарн.

— При давлении примерно 40 миллиметров ртутного столба светящаяся нить изгибается. Если и дальше откачивать воздух, то змееобразная линия растягивается, пока не заполнит всю стеклянную колбу. Вид этого процесса соответствует изображениям на древних рельефах».

До сих пор остается загадкой, какими осветительными средствами пользовались художники Древнего Египта, создавая прекрасные многоцветные росписи и ювелирной работы рельефы во мраке камер пирамид и храмов. На стенах и потолках нет никаких следов копоти от факелов, которые, могли быть единственным средством освещения.

После проведенных экспериментов исследователи могут с большой долей уверенности утверждать, что создатели пирамид и храмов пользовались электрическим освещением. Почему же в распоряжении историков так мало прямых свидетельств применения электроэнергии в древнем мире?

Прежде всего потому, что, являясь достоянием жрецов и правителей, знания и технические секреты хранились в глубокой тайне. И все-таки некоторые тайные знания древности просачивались в общество, но почти не воспринимались общественным сознанием и не становились объектом изучения науки, ибо этому препятствовала церковь. Тем не менее, во множестве легенд об алхимиках, каббалистах и волшебниках говорится о вечных лампах, горевших в течение веков. Одни из них были настолько холодными, что к ним можно было прикасаться; другие — ослепительны и опасны.

Знаменитый рабби Иехиель, великий каббалист и непревзойденный врач, жил в царствование французского короля Людовика Святого, те. в XIII веке. О нем рассказывали любопытные истории. Когда приходила ночь, жилище Иехиеля осеняла сияющая звезда, свет которой был столь ослепителен, что смотреть на него было почти невозможно. Испускаемые ею лучи отливали всеми цветами радуги. Светильник никогда не угасал без ведома хозяина и никогда не заправлялся маслом или иными веществами. Однажды назойливость и болезненное любопытство заставили праздношатающихся зевак настойчиво ломиться в дверь; тогда рабби ударил по «гвоздю», забитому в стенку кабинета и извлек искру одновременно из головки «гвоздя» и головы стучащего. Остальные осаждавшие повалились друг на друга, крича будто ошпаренные.

Людовик Святой, желая познакомиться с Иехиелем, пригласил его к своему двору, где несколько раз имел с ним долгие беседы. Король был полностью удовлетворен объяснениями каббалиста и защитил старика от врагов и недоброжелателей.

В воспоминаниях сэра Джона Эвелина, английского дворянина, оставившего очень интересный дневник, есть рассказ о его пребывании в начале XVII века в Риме. Как-то на улице к нему обратился один человек с предложением «продать чудо». Неизвестный показал ему перстень, в гнезде которого светилась чрезвычайно яркая точка. Незнакомец запалил ею трубку Джона Эвелина. Затем он назначил цену.

Эвелин хотел поторговаться, но незнакомец сухо возразил: «Милорд, я никогда не торгуюсь», — и скрылся в толпе. Найти его Эвелину уже не удалось.

Современные ученые готовы биться об заклад, что никому не удастся даже используя радиоактивные изотопы вложить в гнездо перстня источник тепла, которым можно было бы запалить трубку! Сигарету — может быть, но не трубку, которая требует более высокой температуры. Возможно, алхимикам действительно удалось добыть источники холодного и «горячего» света и даже более того. Многочисленные свидетельства показывают, что алхимикам в средние века, а позднее графу Сен-Жермену, жившему в XVIII веке, удавалось очищать алмазы, которые нередко имеют цветные включения, снижающие их ценность. Теоретически, как считают ученые-химики, подобная операция возможна лишь при условии обесцвечивания цветных включений. Например, превращения железа в титан. Но это потребовало бы очень мощного атомного реактора, при помощи которого можно было бы бомбардировать алмаз нейтронами. Однако ни алхимики, ни граф Сен-Жермен не располагали атомным реактором. Как же они поступали?

Ирина СТРЕКАЛОВА






Предыдющая     Статьи     Следущая







Интересные сайты