Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












По какую сторону экрана мы живём?

Компьютер всё больше и больше входит в жизнь людей. Из экзотики он превратился сначала в рабочий инструмент учёных и инженеров, а затем дополнительно стал своеобразной смесью личного дневника, почтовой бумаги, забавной игрушки и справочника на все случаи жизни. Без него сегодня не представляют себе жизни множество людей в промышленно развитых странах.

Уже в самом начале пути компьютера по земному шару люди начали интуитивно придавать мыслящей машине человеческие черты. Одна девушка, например, назвала программу, помогающую ей упорядочить корреспонденцию и каталоги, именем своего друга, который её бросил. «Мне нравится видеть его бегающим передо мной на задних лапках», — сказала она. Машина получила имя в шутку, но эффект её психологизации был налицо.

Но вскоре от шуток первых программистов, дававших машине собственные имена и порой относившихся к ней как к живому существу, исследователи быстро перешли к серьёзным вещам.

Они с удивлением обнаружили, что вычислительные машины упрямо не желали быть переростком-арифмометром. Компьютер неожиданно для его создателей оказался в пограничной области человеческого существования. Это был уже ум, но ещё не разум. Это был предмет, но он мог самостоятельно мыслить, действовать и даже, в некотором смысле, понимать людей.

Уже в начале 80-х годов отдельные компьютеры и программы стали обескураживающе похожи на живых существ. Многие успокаивали себя, чем-то вроде: «Ну, это всего лишь машина...». Но время шло, программы усложнялись, появились самообучающиеся программы, и люди стали чувствовать определённое неудобство от «родства» с компьютерами. Ведь в них всё больше и чётче проступали черты, которые, как казалось человечеству, проводят чёткую границу между ним и остальным миром. Это двойственное чувство родства и отчуждения усиливалось по мере изучения самого человека.

В 1950 году английский математик Алан М. Тьюринг предложил нечто, что он назвал Иммитационной Игрой. Это игра должна была объективно определить: имеет ли машина интеллект? В Иммитационной Игре человек, пользуясь компьютерным терминалом, задаёт вопросы на любую тему таинственному собеседнику, скрывающемуся за экраном монитора. Причём, неизвестно было самое главное — человек этот собеседник или компьютер. Если за пять минут по ответам нельзя было определить: кем является твой собеседник компьютером или тоже человеком, то машину можно назвать имеющей интеллект. Тьюринг предсказал, что к 2000 году компьютер сможет одурачить среднестатистического собеседника настолько, что 3,5 минуты из 5 тот будет думать, что разговаривает с человеком. Так и случилось. Читая диалоги, которые ведут между собой компьютер и человек, порой невозможно понять, кто из них является машиной.

Миллионы людей в мире ежедневно общаются со своими компьютерами. Человек - существо социальное. Он нуждается не только в совершенном арифмометре, помогающем ему делать сложные расчёты, а и в понимающем его собеседнике. И в таком общении он постоянно сравнивает себя со своим партнёром собеседником, в том числе и с компьютером. В этом общении человек всё чаще видит и, главное, чувствует, что проигрывает машине не только как арифмометру, не только как эрудиту, но и как интеллектуалу, способному заворожить своей беседой.

Некоторые программы, названные «нахлебниками», вообще представляются вам как люди. Они помогают в управлении, передают сообщения и создают впечатление своей реальности. Когда пользователь компьютера, к примеру, заходит в виртуальное кафе, то «нахлебник», выполняющий обязанности официанта, любезно спрашивает: «Желаете ли вы выпить?», - и с улыбкой подает заказ.

Но вот пришёл XXI век, наступила эпоха проекта Генома Человека, и оказалось, что действия людей в значительной степени запрограммированы в их ДНК. Представления о природе мозговых процессов столкнулись с идеей мозга-программы и гена-программиста. Положения, разработанные в программировании, естественно вошли в биологию. Пройдёт ещё немного времени и если будет обнаружено звено нашего генетического кода, ответственного за болезни, то, возможно, будут открыты и генетические маркеры, определяющие личностные свойства, темперамент и сексуальную ориентацию. Учёные утверждают, что тогда с помощью генной инженерии можно будет не только избавляться от наследственных заболеваний, но и превращать маньяков-убийц в нормальных людей. И тогда, вполне возможно, что люди будут смотреть на себя, как на запрограммированных существ.

Человек шагнул за зеркало компьютерного экрана и обнаружил с обратной стороны других людей, похожих на программы, и программы, похожие на людей. По мере того, как стираются границы между реальным и виртуальным, назревает вопрос: «По какую сторону голубого экрана монитора мы живём»?

После осуществления в одной из лабораторий Министерства обороны США проекта «Компьютерный Маугли» ответить на этот, казалось бы, простой вопрос стало «очень не просто». В течение долгого времени этот проект относился к «совершенно секретным», и лишь сравнительно недавно одна из комиссий Конгресса США решилась ознакомить соотечественников, и не только их, с частью полученных результатов этого поистине эксперимента века. А произошло следующее...

Молодая американская семья ждёт ребёнка, но беременность у матери протекает очень тяжело. Врачи не уверены, что смогут сохранить младенца... И всё же они делают всё возможное и несколько дней поддерживают жизнь крохотного существа в реанимационном отделении больницы. В это же время группа учёных проводит уникальный эксперимент — с помощью специальной аппаратуры сканируется мозг ребёнка. Электрические потенциалы мозга переносят в компьютер. Но ребёнок, прежде чем работа была полностью закончена, всё же умирает,. Учёным удается просканировать всего около 60 процентов нейронов младенца. Но и этого оказывается достаточно. Перенесённая в компьютер информация начинает «жить» и саморазвиваться!

Существующие компьютерные программы уже сейчас способны творить чудеса: создавать мнимые, виртуальные миры, в которых с помощью специальной аппаратуры могут «побывать» люди. Вот в таких виртуальных мирах и живёт сейчас Сид — так родители хотели назвать своего мальчика. Учёные, осуществляющие проект «Компьютерный Маугли», оснастили компьютер, где находится «ребёнок», самыми совершенными системами мультимедиа и виртуальной реальности, дающими возможность родителям «ребёнка» не только видеть Сида трёхмерным и в натуральную величину, слышать его голос, но даже и «брать на руки». И вот «в руках» родителей под присмотром ученых Сид «живёт». Он стремительно умнеет и развивается.

В проекте «Компьютерный Маугли» человек буквально влез в компьютер, правда, выбраться из него Сид не сможет никогда. Но первый шаг сделан, и граница между реальным и виртуальным миром исчезла. За ставшим «компьютерным» Сидом могут последовать другие люди, способные жить по обеим сторонам голубого экрана.

Михаил ТАРАНОВ







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты