Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Штурм стереографии

Формат, получивший название 3D, за рубежом без излишней скромности называют изобретением Голливуда. При этом умалчивается известный историкам кино факт, что стереоскопические фильмы отличного качества демонстрировались в довоенном СССР, в довоенной Германии.

Что группа советских инженеров-оптиков в тридцатые годы минувшего столетия придумала способ просмотра фильмов с эффектом «выраженной» многомерности, следовательно, эффектом присутствия. Тогда такие киносеансы назывались сеансами стереографии.

Пик отечественного штурма стереографии пришёлся на семидесятые годы. А в 1990 году в СССР работало более 100 кинотеатров, показывающих 60 стереоскопических фильмов в так называемом формате поляризационных очков, снятых в роскошном цвете по системе «Стерео-70», разработки которой начались ещё в 1963 году, в НИКОИ, Андреем Болтянским и Ниной Овсянниковой. В 1990 году НИКФИ получил американского «Оскара» в номинации «За технические достижения». Самое время, не почив на лаврах, продолжить совершенствовать технологии.

Увы, с падением великой державы, работы были свёрнуты. Ныне мы довольствуемся импортной аппаратурой, не самой совершенной. Ведь грядёт формат 5D, дающий эффект почти полного погружения в кинематографические события. 5D тоже новация, давно просчитанная НИКФИ.

4 февраля 1941 года в Москве состоялся, воистину, сенсационный киносеанс. Без поляризационных очков, на так называемом растровом экране демонстрировался фильм «Концерт». Лента, не претендующая на то, чтобы стать откровением в искусстве кино, сорвала горячие аплодисменты зрителей. Да и как иначе, если растровый экран, скроенный из многих тысяч тончайших проволочек, позволял, отправившись в многомерность, воспринимать действующих лиц, неодушевлённые предметы, словно реальные, до которых можно дотронуться.

Придумал растр иллюзий Семён Иванов. Ныне «Концерт», который из-за утраты технологий невозможно посмотреть, оцифрован. Фильм станет доступным современному зрителю, лишь только завершится воссоздание экрана Иванова, уже с использованием современных композитных материалов. Тогда же, накануне войны, путёвку в жизнь стереокино дал Сталин, распорядившийся профинансировать новинки и продолжение исследований в области стереоскопической оптики.

А предложение посмотреть фильм, «в котором птицы летают у тебя над головой, а брызги морских волн плещут прямо в лицо», сделал главе Советского государства его личный киномеханик Александр Ганьшин. «Хозяин», как вспоминал Александр Сергеевич, посмотрев стереоскопические чудеса, промолчал. Но вскоре изобретатель стал лауреатом Сталинской премии, и «двери в кабинеты своего начальства, до этого его не слишком жаловавшего, открывал ногой».

Советское стереокино не «затормозилось» даже в годы военного лихолетья. Шло его непрерывное совершенствование. Сталин несколько раз звонил конструкторам, просил, чтобы те сделали всё возможное, чтобы наше стереокино стало лучше немецкого. О немецком стерео ничего никто из конструкторов не знал. Сожалели только о том, что германская цветная плёнка превосходила по качеству плёнку отечественную. После Победы кинематографисты, снимающие стерео, получили трофейную плёнку. Промышленность использовала уникальные трофейные технологии и оборудование для её производства.

Австралийский кинорежиссёр Филипп Мора, работая в берлинских архивах, недавно обнаружил коробки с киноплёнкой, датированные 1936 годом. В сопроводительных документах, подписанных нацистским министром пропаганды Геббельсом, говорилось, что это образцы рельефновыпуклого кино. Воспроизвести фильмы на стандартных 36-миллиметровых плёнках получилось отчасти. Каждый кадр содержал по две зеркально повторяющиеся картинки. Мора сразу понял, что это стереокино, снятое двумя независимыми камерами, перед которыми стояла сложная система призм.

Просмотреть немецкие фильмы удалось путём преобразования в компьютерный формат 3D. Мюзикл о забавных приключениях девчонок-подростков привёл Мора в восторг «полным эффектом вовлечения зрителей в происходящее на экране». Вторая лента с кулинарным уклоном заставила невольно вздрагивать, когда в лицо летели брызги раскалённого жира от жарившейся колбасы и пена, сдуваемая с наполненных пивом кружек. Кинофильмы просматривались через поляризационные очки. Из этого следует, что в довоенной Германии, в отличие от довоенного СССР, не существовало растровой, безочковой технологии. Следует и то, что стереокино - не «эксклюзивное» изобретение американцев 50-х годов. Приоритет на самом деле принадлежит русским и немцам, с существенной поправкой, что мы до войны продвинулись неизмеримо дальше, организовав первые в мире регулярные стереокиносеансы, доступные любому гражданину.

После Победы страна восстанавливала разрушенные города, сёла, заводы, фабрики, поднимала сельское хозяйство, что требовало огромных людских ресурсов, финансовых затрат. Тем не менее Сталин распоряжается на народный стереокинематограф денег не жалеть.

В 1945 году в Крыму разворачивается невиданный проект. По технологии так называемой бегущей петли начинается экранизация бессмертной повести Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Режиссёром и оператором выступили авторы довоенного «Концерта» Александр Андриевский и Дмитрий Суренский. В главных ролях были задействованы Павел Кадочников - Робинзон и будущий шеф Театра на Таганке - Юрий Любимов - Пятница.

Премьера «Робинзона Крузо», новаторского фильма Тбилисской киностудии, состоялась в московском кинотеатре «Стереокино» и ещё пяти кинотеатрах страны - астраханском, киевском, одесском, алма-атинском, ленинградском. Успех был оглушительным. Казалось бы, технология петли с применением растровых экранов укоренена прочнее некуда. Но её сочли слишком затратной и сложной, что действительно так. Поэтому на зрителей стереозалов в 60-х годах надели поляризационные очки. Но опять незадача. Эффект пространственной реальности не видели люди с дефектами зрения, к примеру, с косоглазием. Снова начались поиски идеальных возможностей растровых экранов и высокотехнологичной съёмочной и проекционной техники.

Работы эти так и не довели до конца. Импортная техника 3D ворвалась в российские кинотеатры. Техника, с точки зрения гигиены зрения и гигиены психики, отнюдь не безопасная. В этом на практике убедились за рубежом, когда зрители покидали кинозалы с сильнейшими головными болями. Оттого в США была поставлена задача - оснастить кинотеатры безочковыми панорамными растровыми экранами, для здоровья совершенно безопасными.

Александр ВОЛОДЕВ







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты