Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Коринфское послание

Торговым центром Пелопоннеса, богатым процветающим городом, известным с VIII века до н.э. был когда то Коринф. Город, выгодно расположенный на берегу одноимённого залива, славился производством керамических изделий и изделий из бронзы.

Развивая экспорт своих товаров, коринфяне стремились поддерживать торговые отношения с Фригией, Лидией, Кипром и Египтом, а затем, устремившись к дальним берегам Средиземного моря, основали ряд колоний - Сиракузы, Керкиру, Потидею.

В 657 г. до н.э. тиран Кипсел сверг власть родовой знати и утвердил единоличное правление, при этом порядка в городе-государстве стало больше, Коринф достиг успехов в области внешней политики и высокого уровня благосостояния. Сын Кипсела Периандр построил сильный военный флот и активно занимался градостроительством. В это время рождается коринфский ордер - характерная форма колонны, впервые примененная при строительстве храма Аполлона местным архитектором Иктином. Коринфскую колонну отличает капитель стилизованная листьями аканта и завитками.

После смерти Периандра начинается череда беспокойных столетий, ибо греческие полисы ввергли себя в пучину бесконечных войн друг с другом за первенство в Элладе. Но и в этот период Коринф прославился, благодаря философу Диогену.

Мудрец жил в глиняной бочке у рынка, отбросами с которого питался, за что местные жители прозвали его Псом. Диоген был сыном менялы. В молодости он был изгнан из родного города (Синопа) по обвинению в изготовлении фальшивых денег. Много путешествовал, в Афинах набрался мудрости, после чего перебрался на постоянное жительство в Коринф, где стал проповедником весьма радикального образа жизни, ниспровергателем общественной морали. Он принципиально не хотел быть зависимым от кого бы то ни было, и прежде всего, от власти имущих, которая, по его мнению, только тем и занималась, что донимала своих граждан различными поборами и обязанностями.

Сам себя Пес Диоген называл «гражданином мира» (космополитом) и требовал «переоценки ценностей». Он отвергал цивилизацию со всеми ее порождениями, вроде государства, культуры, семьи. Все эти понятия казались ему насилием над человеческим существом, и он требовал возврата к первобытному состоянию. Диоген отрицал необходимость законов, проповедовал общность жен и детей, отвергал многобожие, а вместе с ним и все религиозные культы, считая их человеческими изобретениями. Свобода и счастье, по мысли Диогена, могут быть доступны лишь тогда, когда человек независим. Цель жизни он видел в добродетели, а добродетель - в аскетизме.

Слава об учении Диогена, рассказы и анекдоты о его странной жизни перешагнули пределы Греции. Познакомиться с мудрецом в Коринф приезжал воспитанник Аристотеля, великий полководец Александр Македонский. Легенда гласит, что он застал философа греющимся на солнце у своей бочки. Поприветствовав Диогена, Александр высказал готовность немедленно удовлетворить любое его желание. На что мудрец спокойно ответил: «Тогда отойди в сторону и не заслоняй мне солнце».

В 146 г. до н.э. Коринф был разрушен войском римского полководца Луция Муммия, а его жители проданы в рабство. Через сто лет восстановлен Юлием Цезарем в качестве римской колонии и заселен вольноотпущенниками - людьми разных национальностей и культур. Городская жизнь была сосредоточена вокруг торгового порта. На торговле, как и сотни лет назад, сколачивались большие состояния. Обилие увеселительных заведений привлекало в город толпы туристов и матросов, приезжавших сюда сорить деньгами. По всей Греции Коринф был знаменит своими блудницами. Здесь вошло в обычай жертвовать жриц любви храму Афродиты. Историк Страбон (I в. до н.э.) вспоминает, что этот храм владел тысячью блудниц, отдававших ему свои доходы. Развращенность коринфян давно вошла в поговорку, поэтому, когда в 51 г. н.э. в Коринф засобирался апостол Павел, он не ожидая от них ничего доброго, шел туда «в немощи и в страхе и в великом трепете».

В начале Святой Павел проповедовал в местной синагоге, но евреи упорно отвергали его учение. Тем не менее, ему удалось обратить в христианскую веру самого руководителя синагоги, Криспа, вместе с родными и домочадцами, а также уважаемого члена общины Юста, в доме которого гостил апостол. Но не зря трепетал Павел, ибо возмущению еврейской общественности не было предела. Новоизбранный начальник Сосфен обратился с жалобой к римскому проконсулу Люцию Галлиону, заявив, что Павел сеет смуту, ибо «он учит людей чтить Бога не по закону». В ответ представитель власти образованный сановник брат философа Сенеки отказался разбирать дело Павла, мудро заявив: «Иудеи! Если бы какая-нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайтесь сами...»

Галлион велел разогнать толпу, сопровождавшую Сосфена и с криком требовавшую казни проповедника. Разъяренная толпа выместила злобу на Сосфене, изрядно его поколотив. Павел же спокойно остался в Коринфе, решив уделить все свое внимание гражданам города других национальностей. Апостол поселился в доме римлянина по имени Гай, которого сам крестил, а также крестил Стефанаса, первого грека, обращенного в Коринфе. Стефанас был избран Павлом в качестве руководителя маленькой церковной общины. О составе ее свидетельствуют слова апостола: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». Впрочем, появились вскоре и знатные люди, например, городской казначей и начальник общественных работ Эраст, имя которого сохранилось на одной коринфской надписи.

Полтора года прожил Святой Павел в Коринфе, окормляя первую христианскую общину. Покинув ее, он продолжал пристально следить за ее жизнью.

Весной 57 г., когда Павел находился в Эфесе, он написал коринфянам послание, в котором предостерегал от соблазнов, распущенности и от участия в языческих празднествах. Тревога за общину оказалась не напрасной.

Вскоре из Коринфа приехали люди и сообщили о распрях среди верующих, ибо одни, отшатнулись от Павла, другие стали последователями Святого Петра (с ним Павел имел столкновение), третьи объявили себя приверженцами красноречивого христианского учителя из Александрии, Аполлоса. Были и такие, кто вообще отвергал авторитет наставников и называл себя «Христовыми». Кроме того, Павлу стало известно, что один член общины взял в жены свою мачеху, вопреки всем иудейским и римским законам.

Эти и другие факты заставили апостола Павла написать коринфянам ряд посланий, «со многими слезами». В конце концов, они пробудили совесть коринфян - христиан, которые каялись и выражали надежду еще раз увидеть у себя апостола.

В 521 г. произошло грандиозное землетрясение, которого древний город не пережил. От него остались руины. Но и развалины привлекают немало паломников, приезжающих сюда, чтобы побродить по местам, где, по преданию, проповедовал апостол Павел и грелся на солнышке философ Диоген.

Ирина СТРЕКАЛОВА






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты