![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Антоний Печёрский - глава всех российских монарховКиево-Печерская лавра является одним из древнейших монастырей Русской земли. Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основан же монастырь был еще в 1051 году, во времена Ярослава Мудрого, святым Антонием Печерским. С благословения Святой горы![]() Преподобный Антоний родился в 983 году в местечке Любече, что близ Чернигова. Еще в детские годы он мечтал стать иноком. В юношеские годы он отправился в паломничество в Византию, посетил Константинополь, а оттуда ушел на святой Афон - в центр иноческой жизни греческого Востока. Обходя монастыри на Святой горе и наблюдая за их жизнью, Антоний пожелал принять постриг именно там. Один из игуменов исполнил его желание и взял в свой монастырь. На Афоне Антоний прожил несколько лет. И вот однажды игумен позвал его к себе и с напутствием сказал: «Иди обратно в Русскую землю - пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобой благословение Святой горы!» По возвращении на Русь Антоний решил поселиться в окрестностях Киева. Он обошел несколько монастырей, которые устроили иноки-греки, пришедшие вместе с князем Владимиром Красное Солнышко для крещения Руси. Однако ни одна обитель ему не понравилась, поскольку в них не содержали чина и устава совершенного общежития. Поэтому Антоний решил жить отдельно. Он стал ходить по лесам и горам и так дошел до княжеского села Берестова. Близ него он нашел пещеру, когда-то выкопанную варягами, и поселился в ней. После смерти равноапостольного князя Владимира, последовавшей в 1015 году, на Руси начался период смут. Антоний вновь удалился на Афон. После того как в 1019 году благодаря помощи новгородцев в Киеве утвердился князь Ярослав Мудрый, на Руси вновь воцарился мир. Тогда Антоний решил вернуться к месту своего подвижничества, на покрытый вековыми лесами холм близ Берестова. Незадолго до этого там ископал пещерку для молитв пресвитер Илларион, будущий митрополит Киевский. То место очень полюбилось Антонию; он поселился в пещере Иллариона и молил Бога, чтобы тот утвердил его вселение на этом месте. Несколько лет прожил Антоний один в непрестанной молитве, вкушая лишь сухой хлеб и утоляя жажду умеренным количеством воды, да и то через день. Порой он и вовсе не ел ничего целую неделю, пребывая день и ночь в молитвенном бдении. Узнав о подвигах преподобного Антония, к нему стали приходить некоторые христолюбцы. Они испрашивали совета и благословения, а некоторые хотели поселиться поблизости от его пещеры. Антоний всех принимал и постригал. В числе первых его учеников были Никон и Феодосий, уроженец села Васильева, что близ Киева, еще в раннем детстве обнаруживший самое благочестивое настроение души и пришедший к Антонию в 1032 году. Когда собралось 12 братьев, они общими усилиями выкопали большую пещеру, в которой устроили церковь и кельи. Антоний во всем подавал пример братии. Он, к примеру, очень скромно питался: одной зеленью, да и то без масла. Но едва жизнь общины наладилась, как в 1051 году однажды Антоний собрал монахов и сказал им: «Бог вас собрал, братья, а я вас постриг по благословению Святой горы... Да пребывает на вас... благословение от Бога и от Пресвятой Богородицы. Живите одни - я поставлю вам игумена; я же хочу жить один, как привык к тому в прежние годы». Вскоре он поставил им игуменом Варлаама, а сам, избегая мятежа и молвы, сначала затворился в одной из келий здесь же в пещере, а потом переселился на другой холм, где начал копать новую. Антоний, впрочем, ушел туда не один, а с небольшой группой учеников, желавших посвятить себя строгому отшельничеству. У Антония, вследствие его святой жизни, открылся тогда дар чудотворца. Многих болящих, обращавшихся к нему за помощью, он исцелял зеленью, которой питался сам. Обитель разрастаетсяВ 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, на киевский престол воссел его сын Изяслав. Сей князь был человеком вспыльчивым, но набожным. К этому времени преподобный Антоний уже прославился по всей Русской земле своей добродетельной жизнью, подобно тому, как в Египте прославился Антоний Великий. Сам князь Изяслав приходил к нему со своей дружиной, прося молитв и благословения. Многие историки полагают, что духовной дочерью святого Антония была и супруга Изяслава - полячка Гертруда, которая умела благотворно влиять на мужа, сдерживая его гневливость. За прошедшие годы число братии так умножилось, что они уже не могли помещаться в подземной церкви. Тогда по благословению Антония монахи начали строить над пещерой небольшой деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Едва работа была окончена, Изяслав Ярославич взял Варлаама игуменом в основанный князем Дмитровский монастырь. Тогда Антоний по просьбе монахов поставил игуменом преподобного Феодосия, известного своей глубокой набожностью и смиренным нравом. При Феодосии число черноризцев быстро умножилось до сотни. Видя под своим началом столь большое количество монахов, Феодосий, посоветовавшись с Антонием, решил основать настоящий монастырь. Князь Изяслав по первой просьбе Антония с великой радостью отдал во владение будущего монастыря плато над пещерой. Там вскоре была построена большая церковь. Вокруг нее поставили кельи, а сам монастырь обнесли оградой. Не позднее 1062 года монахи переселились туда из пещер. Новая обитель, тем не менее, продолжала именоваться Печерской в память о том, что прежде черноризцы жили в пещерах. Здесь был принят строгий устав, списанный с устава Студийского константинопольского монастыря. Согласно ему в Печерской обители вводилось строгое общежитие; монахам не позволялось иметь ничего своего, даже иголки. Антоний благословил все эти нововведения. ГоненияПод конец жизни святому Антонию пришлось пережить гонения. В 1067 году князь Изяслав обманом, нарушив крестное целование, захватил в плен своего дальнего родственника полоцкого князя Всеслава и держал его в заточении. За это Антоний не раз корил и обличал его. Из Киево-Печерского патерика известно, что в 1068 году, во время нашествия половцев на Русь, трое князей Ярославичей - Изяслав, Святослав и Всеволод - накануне выступления в поход пришли к Антонию за благословением и молитвой, однако старец предсказал им поражение. И действительно, в битве на реке Альте русские войска потерпели жестокое поражение. Изяслав вместе с Всеволодом бежал в Киев. Святослав же отступил к Чернигову и в ноябре разгромил половцев. Киевляне восстали против Изяслава, изгнали его и посадили киевским князем освобожденного ими Всеслава. Во время своего недолгого княжения тот несколько раз ездил к Антонию и беседовал с ним. Через год Изяслав при помощи польского князя Болеслава II Смелого вернул себе Киев и стал сильно злобиться на Антония как за прежние обличения, так и за близость его к Всеславу. Пришлось Антонию искать убежища в соседнем Черниговском княжестве у князя Святослава Ярославича. Тут ему полюбилось одно место на Болдиных горах. Антоний выкопал пещерку и жил там. И здесь рядом с ним стали селиться выбравшие отшельничество люди. Позже на этом месте возник Успенский монастырь. Вскоре Изяслав раскаялся в своей горячности и стал присылать к Антонию людей с просьбами вернуться к печерской братии, что тот и сделал. Святослав Черниговский продолжал, тем не менее, покровительствовать святому. Сделавшись в 1073 году киевским князем, он подарил Антонию поле, прилегающее к пещере. Здесь еще при жизни святого было начато строительство каменной церкви Пресвятой Богородицы. Скончался Антоний уже глубоким стариком в мае 1073 года. Местное почитание преподобного в Киево-Печерском монастыре началось, по-видимому, вскоре после его кончины. Время установления его церковной памяти неизвестно. Ныне же преподобный Антоний Печерский почитается как один из отцов русского монашества. Его церковная память празднуется 10 июля, а также 2 и 28 сентября. В годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, но так как они были не официальными, то подтвердить документально результаты этих поисков не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся откопать предполагаемое место погребения преподобного Антония, помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок. Андрей ЧИНАЕВ Предыдущая     Статьи     Следущая |
|