Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Симеон Верхотурский - главный святой Сибири

В 1692 году жители села Меркушино Верхотурского уезда, что в Сибири, стали свидетелями удивительного: на сельском кладбище, расположенном возле Михайло-Архангельской церкви, из осевшей земли вдруг показался гроб, сквозь ращелившуюся крышку которого просматривались нетленные останки.

Обретение мощей

Между тем возле могилы безымянного святого сразу начались чудеса и исцеления, в основном, связанные с излечением кожных заболеваний и глазных с помощью земли, взятой из могилы святого. Церковь, всегда острожная по отношению к чудесам, не могла оставить без внимания факт появления очередного, хотя и безымянного, но чудотворца, и уже в 1693 году для проверки сообщений о чуде в Меркушино сибирским архиереем был направлен клирик Матфей.

Присланный на место Матфей с должным внимание изучил выходящий из земли гроб с нетленными останками и уверился, что слухи о нём вполне правдивы, о чём и написал в своём сообщении митрополиту. Над могилой чудотворца соорудили голбчек - деревянный сруб. На этом внимание церкви к чуду села Меркушино на время иссякло.

Симеон Верхотурский

Освидетельствование чудотворных мощей произошло позже, и связано оно с именем митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова).

И снова встал вопрос об имени захороненного праведника. Стали спрашивать: вдруг кто вспомнит? Среди жителей нашёлся 70-летний старик Афанасий Чашегоров, который сообщил, что имени покойного «невозможно памятовать (вспомнить), но помнит, что покойный «христолюбец», прилежный к Богу и часто ходивший в церковь, был болен «чревом» и первым похоронен рядом с новопостроенным храмом».

И всё-таки потерянное имя нашлось. Согласно житию, случилось чудо. Отъехав от села Меркушино, митрополит Игнатий погрузился в дремоту, и во сне представилось ему множество народа, вопрошавших об имени праведника. И среди голосов преосвященный внезапно услышал глас: «Симеоном его зовут». Потом снова повторили: «Симеоном зовут его», и в третий раз прозвучало то же имя, но уже в уменьшительно-ласкательной форме.

Так безымянный чудотворец обрёл имя. Кем он был при жизни - на этот счёт существуют туманные данные. Считается, что большую часть жизни Симеон провёл в селе Меркушино. Здесь он объявился в 1624 году. Был бродячим портным, зимой шил шубы из овчины для крестьян Верхотурского уезда, а летом перебивался рыбной ловлей. Отличался нестяжанием, и чтобы не получать платы, он оставлял одежду чуть недошитой и уходил из села. Скончался он в 1642 году в Меркушине и был похоронен на кладбище при Михайло-Архангельской церкви, являясь, очевидно, инициатором и активным участником её постройки. Отсюда и почётное место для погребения мирянина.

12 сентября 1704 года мощи Симеона были перенесены в Николаевский монастырь и поместили в монастырскую церковь. В 1716 году церковь сгорела, но рака с мощами не пострадала.

Босоногий и Романовы

К началу XX века святой праведный Симеон Верхотурский стал в России одним из почитаемых святых. Особое отношение к Симеону было у Григория Распутина. В Верхотурье он, как и многие паломники, ходил пешком, с посохом. В 1912 году Распутин рассказывал: «Когда мне было 20 лет, у меня разные такие мысли лезли, да в этом время грудь очень болела. .. Я пошёл к святым мощам в Верхотурье... Крепко там молился... Легко стало».

Распутин уговорил императрицу отвезти к святым мощам наследника Алексея. В 1914 году Распутин на пожертвованные средства построил в Верхотурском Николаевском монастыре «дворец-терем», возведённый без единого гвоздя, где должен был жить до полного исцеления цесаревич. Однако начало первой мировой войны помешала этим планам.

Летом 1918 года, когда погибла царская семья, мощи святого Симеона тоже подвергнутся первому надругательству. Увы, их будет слишком много.

И, что самое поразительное, после последнего вскрытия мощей в 1935 году их отдали на хранение в... Ипатьевский дом, где тогда располагался антирелигиозный музей местного отделения безбожников.

Возвращение чуда

Вообще, после октябрьского переворота в 1917 году рака с мощами святого претерпела множество испытаний. В 1918 году чрезвычайная следственная комиссия первый раз вскрыла мощи праведника.

В сентябре 1920 года, в день памяти Симеона Верхотурского, в монастыре собралось до 15 тысяч паломников, и в этот день в рамках советской антирелигиозной кампании состоялось новое вскрытие мощей. И если в первый раз на мощи лишь просто взглянули, то сейчас их уже вытащили из гроба и дотошно рассматривали на столе. Правда, потом положили обратно. Драгоценную же раку изъяли в пользу голодающих.

В июне 1924 года мощи обследовала уже комиссия облздравотдела и нашла обряд приложения к мощам «негигиеничным», поэтому гроб был опечатан, а доступ к нему строго ограничен.

В мае 1929 года мощи изъяли из монастыря и отправили в Тагильский музей для антирелигиозной работы.

А в 1935 году разразился страшный скандал. В журнале «Советское краеведение» был опубликован материал о состоянии этой музейной композиции, где вместо антирелигиозных постулатов делался упор на благоухание мощей и их поразительной сохранности. Ответная реакция последовала немедленно: директор музея был арестован, а мощи отосланы в Уральский антирелигиозный музей. В Ипатьевский дом...

И лишь 11 апреля 1989 года чудотворные мощи Симеона Верхотурского вернулись к верующим. Поначалу они находились в свердловском храме Спаса Всемилостивого. А 25 сентября 1992 года их перенесли в Верохотурский Николаевский монастырь, во вновь освящённый Крестовоздвиженский собор.

Авентина РОССИ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты