Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Ураганы арктических морей

Тридцатиградусный мороз, огромные волны, бушующий ветер - на северных морях внезапно, как гром среди ясного неба, налетают ледяные вихри. За всю историю мореплавания они, вероятно, загубили сотни бесследно иссчезнувших судов и унесли тысячи человеческих жизней. Исследователи пытаются подсчитать, с какой частотой образуются ураганы в высоких широтах.

Под бледно-голубым северным небом мирно сверкал и переливался арктический океан. И вдруг, ни с того ни с сего, с безоблачного неба обрушился шквалистый ветер, температура упала до минус 30 градусов. Морскую воду быстро прихватило морозом, но море не покрылось сплошным паковым льдом. Бушующие волны подбрасывали и сталкивали ледяные глыбы. Завывал ураганный ветер, всё грохотало и рушилось, а потемнело так, что почти ничего не было видно. Так описывают моряки так называемые арктические ураганы.

В северных морях довольно часто исчезают морские суда. Так было всегда, и специалисты долго искали конкретные причины их гибели. В XVII веке в Норвежском море сотни рыбаков утонули в один день из-за стремительно налетевшей ледяной бури. И только в семидесятых годах XX века спутниковые фотографии помогли понять, что происходит в такие дни в арктических морях. На снимках учёные увидели вихревые воронки облаков. Эти завихрения напоминали уменьшенную версию тропических тайфунов. Полярные циклоны - или арктические ураганы - характеризуются скоростью ветра от 54 километров в час, что соответствует силе ветра шесть-семь баллов. Тропические циклоны считаются ураганами при скорости ветра от 119 километров в час, а сила ветра при этом достигает 12 баллов.

Арктический ураган

После того, как удалось разглядеть арктический ураган на спутниковом фотоснимке, стало понятно, что многие морские катастрофы в арктических морях можно объяснить именно ледяными ураганами. Научный журнал «Tellus», посвященный изучению климата (Теллус - древнеримское божество Матери Земли), опубликовал в 1985 году исследование, в котором приведены некоторые статистические данные. Согласно этому исследованию за первые 85 лет XX века в водах арктических морей затонуло 56 судов, на которых погибли 342 моряка. Во многих случаях исчезновения судов не было никаких сведений о шторме. Среди моряков издавна ходили рассказы о снежных смерчах, которые падали прямо на голову среди ясного неба, но учёные раньше не принимали эти сообщения всерьёз и думали, что это просто байки - «моряцкая травля».

Однако, по меньшей мере, две морские катастрофы исследователи связывают с возникновением загадочного арктического урагана. У берегов Восточной Гренландии в 1954 году в течение одного дня затонуло семь судов, а в 1974 году пропало рыболовецкое судно «Гол» с экипажем из 36 человек.

Над сушей полярные ураганы обычно стихают. Но в феврале 1969 году ледяной ураган со скоростью 218 километров в час прокатился над Шотландией. Сила ветра примерно равнялась второму по силе урагану в Карибском бассейне. В январе 2003 года снежная буря парализовала в Великобритании аэропорты и железнодорожное сообщение. Из-за сильного порывистого ветра и метели нарушилось автомобильное движение на шоссейных дорогах, были закрыты школы, а во многих районах случились перебои со снабжением электроэнергией.

По целому ряду причин изучать такое опасное явление, как снежные ураганы, очень трудно. Полярные циклоны сложно обнаруживаются, поскольку очень немногие спутники наблюдения пролетают над отдаленными областями арктических морей. Измерения с самолётов и морских судов производятся тоже редко. Кроме того, воронка полярного урагана относительно невелика по размерам, обычно не более трёхсот километров в диаметре. По этой причине некоторые суда случайно попадают в этот ледяной вихрь, а моряки на других судах неподалёку от них могут ничего не знать о стихийном бедствии, постигшем их коллег. Арктические ураганы бушуют относительно недолго, 12-15 часов. Вдобавок полярные циклоны формируются по большей части зимой, когда в Заполярье круглые сутки темно.

Научный сотрудник Университета Ридинга в Великобритании Матиас Цан полагает, что многие арктические ураганы можно обнаружить. Вместе со своим коллегой Хансом фон Шторьхом из Исследовательского центра в немецком городе Геесхахт он подсчитал, что в арктических морях ежегодно, преимущественно с октября по апрель, образуется от 50 до 60 ураганов.

Мини-ураганы начинаются обычно с ледяного косого ветра при температуре около минус 30 градусов по Цельсию. Ветер дует от острова Гренландия в южном направлении. Температура морской воды вокруг Гренландии составляет примерно 8 градусов. Воздух над поверхностью моря сильно нагрет и влажен. Значительный перепад температур, около сорока градусов, создаёт мощный поток влажного воздуха вверх, где образуются облака, которые под действием вращения Земли закручиваются в спираль. Глаз вихревой воронки с большой силой втягивает внутрь воздух, что заставляет воздушные массы вращаться с ещё большей силой.

Исследования Цана и фон Шторьха показывают, что полярным ураганам часто не хватает энергии, и они затихают. С помощью компьютерных моделей учёные создают климатические прогнозы, в том числе прогноз изменений климата в арктических морях до 2100 года.

Вследствие глобального потепления климата мини-ураганов становится меньше. Если парниковые газы будут беспрепятственно выделяться в атмосферу из автомобильных двигателей, из квартир, электростанций и заводов, климат, по-видимому, будет и дальше изменяться в сторону потепления. Модели это подтверждают. Воздух нагревается быстрее, чем море. Разница температур между ледяными ветрами с Гренландии и океаном уменьшится к концу столетия почти на два градуса, а тем самым уменьшится и сила ураганов.

Вместо 50-60 ледяных ураганов, по мнению исследователя Цана, под конец столетия будут формироваться 20-30. Но в наше время в зимние месяцы в арктических морях следует ожидать образования примерно десяти полярных циклонов в месяц. Эрик Вильхельм Кольстад из Университета в Бергене, который занимается изучением последствий арктических ураганов, считает, что следует организовать своевременное оповещение о ледяных ураганах. Судоходство в Норвежском море оживлённое, вдобавок там немало плавучих платформ для подводного бурения. Несмотря на спутниковое наблюдение, мореплавание на севере по-прежнему представляет собой большой риск, и моряков, как сотни лет назад, в ясную погоду застают врасплох коварные ледяные вихри.

Галина СИДНЕВА







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты