Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




Русалки залива Импилахти

Истории о существах океанов и морей, похожих на людей, но с рыбьими хвостами вместо ног, уходят в тысячелетнюю древность. Самое старинное сказание о них существовало еще в Вавилоне. Господином вод называли бога Оаннеса. Жил он в море, но считался выходцем из космоса, принесшим с собой знания для жителей Вавилона. Боги моря фигурируют также в мифах народов Сирии, Индии, Китая, Греции, Италии. Даже те, кто не верил в этих богов, допускали существование странных морских существ. Так, римский ученый Плиний Старший писал о русалках и наядах: «Иногда их мертвые тела находили на берегу». Он утверждал, что это не досужие выдумки, а реальные факты.

Предания о русалках распространились по всему миру. В Англии моряки считали русалку предвестницей несчастья, после ее появления начитался шторм.

История хранит немало достоверных фактов встречи моряков с русалками. Так, в 1610 году несколько кораблей вошли в гавань Ньюфаундленда и увидели неподалеку от берега странное существо: лицо, шея и грудь были у него женские, а все остальное - рыбье. Моряки были так напуганы, что отказались идти к берегу, пока существо не исчезло. Английский исследователь Генри Хадсон написал в июне этого же года: «Вечером мы увидели русалку. Ее спина и грудь были женские, но она была крупнее даже обычных мужчин. Кожа белая, длинные черные волосы. Хвост — пятнистый, как у макрели». В 1723 году, чтобы положить конец разгорающимся спорам вокруг подобных наблюдений, создали Датскую Королевскую комиссию. Чиновники от науки и государства хотели, чтобы она доказала, будто истории о встречах с русалками — всего лишь вымысел. Тогда любого, кто утверждал бы обратное, можно было объявить смутьяном, желающим посеять панику. Но случилось все наоборот. Комиссия не только ничего не доказала, но и сами члены комиссии увидели недалеко от своего корабля странное существо — мужчину с рыбьим хвостом. Оно с гневом взирало на них, фыркало, затем ушло на глубину и больше не показывалось. Пришлось объявить в Дании официально, что русалки и водяные существуют. Через тридцать лет в многотомной «Истории природы Норвегии» епископ Эрик Понтоппидан писал: «Найдутся сотни очевидцев с безупречной репутацией, которые подтвердят, что видели подобных существ».

Большинство зоологов считают, что все увиденное это уже известные морские животные — моржи, дюгони, ламантины (морские коровы), превращенные в загадочных существ силой суеверного воображения. Но есть и другие ученые, которые убедительно доказали, что в 75 процентах свидетельств места событий не совпадали с теми районами, где обитают перечисленные животные. В 1986 году исследователь неизвестных животных, основатель криптозоологии (наука о неизвестных видах животных) Бернард Эйвельманс писал: «Только неизученные виды моржей, тюленей или, что невероятно, неизвестные формы приматов, приспособленных к морю, могут объяснить все свидетельства».

Но, как это ни странно, до сих пор в руки ученых, не попала ни одна русалка или же ее мертвое тело! Хотя от ученых с их современной техникой сложно ускользнуть даже самым редким животным. Мы опять в неизвестности. Где ответы? Где новые свидетели? Возможно, проблема в самих вопросах. Иногда какой-нибудь опыт бывает настолько необычен и уникален, что нельзя под него подвести не только рациональное объяснение, но даже игру воображения.

У вепсов, издавна проживающих на территории современной Карелии, древнейший мифологион выражен неполно, зато у карел он, прекрасно представлен. Принесли ли с собой в Карелию русские новгородцы представления о славянских языческих богах, вопрос более чем спорный, потому что этнографически представления о природных духах-хозяевах фиксируются у исконного населения Карелии более чем отчетливо. Это нашло отражение, прежде всего, в преданиях русского населения Карелии о происхождении духов-хозяев природных стихий и строений. Согласно одному из них, после войны Бога и сатаны нечистый увел свою дружину в ад, прочие же его союзники были сброшены на землю. Кто упал на дом, стал домовым, кто на баню — банником, кто упал в лес, стал лесным духом, а кто в воду - водяным. Согласно второму преданию, Адам и Ева завели детей без благословения Бога. Когда Бог собрался в гости к Адаму и Еве, они устыдились, спрятали своих безобразных детей, кого в подполье, кого в лесу, кого на берегу озера. Они-то и дали начало духам-хозяевам стихий и строений.

Однако представления о духах водной стихии — водяных и русалках — у вепсов, карел и русских на удивление совпадают. Водяные царствуют каждый в своем озере или реке, а русалки расчесывают волосы на камне перед приближением беды. У русских в Карелии, правда, иногда русалки появляются обнаженными во ржи на берегу озера или разгуливают по берегам в красных сарафанах. У карел, в свою очередь, водяной мог иногда иметь тело не черного цвета, как обычно, а красного.

Вообще, русалка — один из самых сложных образов в славянской мифологии, дух в облике женщины, появляющийся обычно перед мужчинами. Интересен тот факт, что в традиционных русских поверьях рыбий хвост русалки упоминается редко. Ее образ часто связывают с другими водяными и лесными духами женского пола: кикиморами, лешачихами. Поэтому в ней есть нечто и водное, и лесное — русалка обычно сидит на дереве у лесного ручья в облике обычной девушки (без пугающего рыбьего хвоста).

Итак, многие знают легенды о русалках, которыми богат фольклор европейских народов. В Карелии тоже есть свои сказки о девушках, живущих в глубинах озер и рек, и пожалуй, одна из самых красивых, но и печальных историй связана с заливом Импилахти на Ладожском озере. Название Импилахти переводится на русский язык как «залив русалки».

Предание о заливе Импилахти, на берегу которого расположена небольшая карельская деревня с аналогичным названием, как будто сошло со страниц книг немецких романтиков. Первым об этом предании в своей книге «Ладожское озеро» рассказал известный исследователь А.П. Андреев, обследовавший крупнейшее в Европе озеро в конце XIX века. Он же и приводит само предание.

«Жили в тех местах двое молодых людей, которые страстно полюбили друг друга. Парень был из бедной семьи, а девушка — из зажиточной. Ее родителям кандидат на руку дочери показался не самым подходящим, и они принялись расстраивать свадьбу. Но любовь была сильнее, привязанность молодых крепла, и тогда родители невесты пошли на крайние меры». Что именно они сделали — неизвестно. Более старинная и поэтическая версия легенды рассказывает о зловещем колдовстве с использованием заклинаний лопарских шаманов, более прозаическая и современная говорит, что парня отдали в солдаты. Как бы то ни было, жениха удалось куда-то отослать. Помешать такому развитию событий девушка не могла — ее заперли дома. Разлука разбила юное сердце. Как отмечает Андреев, «миловидное создание изнывало, таяло и в одну непогодливую ночь убежало из дому, бросилось с высокой здешней гранитной скалы в воду и превратилось в имли, в какое-то фантастическое существо вроде хорошенькой, очаровательной русалочки.

Каждые сутки, в полночь, это неуловимое создание выходило из глубины, плескалось, тешилось в воде, играя, как бы звало кого-то и потом издавало душераздирающие звуки. Эхо здешних мест далеко разносило эти звуки и наводило ужас на всю окрестность. Родители погибшей девушки сильно горевали и, тоскуя по ней, вскоре умерли. Жених пропал без вести». Залив после такого грустного события у местных жителей получил название Импилахти.

Андреев, как и всякий исследователь, приводит свое объяснение тому, из-за чего на самом деле появилось это предание. Он пишет, что вид здешних скал — угрюмый, таинственный, и в то же время исполненный скрытого очарования, навевал на созерцателей поэтическое настроение. Предание же о криках импи может быть связано либо с игрой рыб в лунную ночь, либо с перелетными птицами.

Однако и в наши дни встречаются люди (геологи, туристы, рыбаки), которые утверждают, что видели сидящую на большом камне плачущую импи.

Побывайте в Импилахти, побудьте ночной порой на берегу Ладожского озера, прикоснитесь к живой, нетронутой, практически первобытной природе — и возможно, вы убедитесь, что русалки — вовсе не плод фантазии местных жителей...

Алексей ПОПОВ








Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта:










офисные перегородки под заказ