Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




Страшные "сюрпризы" мирового океана

Трёхсотметровый корпус британского балкера «Дербишир» величественно разрезал бирюзовые волны Тихого океана, направляясь в японский порт Кавасаки. Погода стояла чудесная, и для огромного судна ничто не предвещало беды.

Внезапно возникшая по правому борту гигантская волна — выше двенадцатиэтажного дома, казалось, взялась ниоткуда. Экипаж не успел опомниться, как сотни тонн воды обрушились на «Дербишир», титанической рукой вжимая судно в глубину и заливая трюмы. Грузовоз пошел ко дну утюгом, даже не успев подать сигнал SOS. Из 44 моряков на борту не спасся никто.

Они возникают ниоткуда

Долгое время история исчезновения балкера муссировалась любителями сенсаций — авария судна вдвое больше «Титаника» сама по себе потрясает, а его бесследная пропажа — еще больше. Но семьи погибших моряков год за годом требовали от властей провести расследование причин гибели грузовоза, и спустя 14 лет после трагедии корпус «Дербишира» наконец был найден на глубине двух миль в семистах милях к юго-западу от Токио. Была названа и причина его гибели.

Однако выяснилось, что возникновение «ниоткуда» гигантских водяных гребней представляет собой не меньшую загадку, чем бесследное исчезновение кораблей в Мировом океане. Волны-убийцы не рыщут в поисках жертв — они могут появиться рядом с судном даже при мертвом штиле, обрушиться на плавсредство и тут же исчезнуть. «Непонятно, откуда она взялась, и непонятно, куда она делась», — говорят про этот феномен природы те, кому посчастливилось выжить после встречи с гигантской волной.

Жертв становится все больше

Поначалу само существование подобных водяных гребней в научных кругах отрицалось. Например, когда в 1840 году французский мореплаватель Дюмон Дюрвиль рассказал о наблюдении волны высотой около 35 метров, члены Французской академии наук просто подняли его на смех. Однако по мере развития судоходства отмахиваться от наблюдений очевидцев ученым становилось все сложнее, ведь свидетелями становилось все больше и больше авторитетных людей.

Так, утром 7 февраля 1933 года на корабль ВМС США «Рамало», следующий из Манилы в Сан-Диего, обрушилась волна высотой 34 метра, причем вахтенный офицер успел провести точное измерение. 5 февраля 1963 года «нападению» сразу нескольких волн- убийц подвергся учебный крейсер ВМС Франции «Жанна д'Арк». Серия редких вертикальных волн высотой 15-20 метров, ударивших корабль в левую скулу, практически положила его на правый борт с креном 35 градусов. Правда, три волны, чуть было не утопившие крейсер, исчезли так же быстро, как и появились, поэтому французские моряки отделались лишь несколькими смытыми за борт аварийными буями.

В морской пропасти

После того как с 1969 по 1994 год в Тихом и Атлантическом океанах 22 супертанкера были потеряны или серьезно повреждены при встрече с волнами-убийцами (еще 12 подобных случаев произошло в Индийском океане), о проблеме начали говорить во весь голос. Например, данной теме были посвящены несколько статей в популярном американском журнале New Scientist.

А тем временем гигантские волны не щадили и морские платформы: так, 15 февраля 1982 года в районе Большой Ньюфаундлендской банки буровая вышка компании Mobil Oil в результате удара гигантской волны перевернулась и затонула, унеся жизни 84 буровиков. 1 января 1995 года в Северном море так называемая «январская волна» высотой более 25 метров обрушилась на газодобывающую платформу «Дропнер» компании Statoil, повредив находящееся там оборудование. Наконец, 9 ноября 1998 года в результате удара волны-убийцы была сильно повреждена морская платформа «Шихапьон» компании ВР Amoco.

Ученые сняли табу с изучения подобного явления только после инцидента в конце зимы 2001 года с двумя круизными атлантическими лайнерами — Bremen и Caledonia Star. Тогда пассажиры с экипажем в один голос утверждали, что суда на какое-то время попали буквально в пропасть между двумя волнами, гребни которых возвышались над лайнерами. Что самое интересное, именно в этот момент Европейское космическое агентство с помощью двух спутников вело мониторинг поверхности Мирового океана, и две волны-убийцы были прекрасно видны на снимках. Тогда, к счастью, катастрофы не произошло — многотонная масса воды всего лишь выбила несколько стекол в иллюминаторах судов.

Когда Нептун гневается

После начала широких исследований на данную тему из архива Британского национального центра океанографии была извлечена уникальная видеозапись, проведенная в феврале 2000 года в Атлантическом океане с борта океанографическогo судна. На пленке была видна самая большая из официально зафиксированных приборами в открытом море волн — от основания до гребня она составляла 30 метров.

Однако это были еще цветочки — вскоре в прессу просочилась шокирующая информация, что Канарские острова могут стать источником еще более громадной волны-убийцы — высотой до 50 метров. Причина зарождения волны — отколовшийся 500-кубометровый склон вулкана Кумбре Вьеха, который вызовет огромный оползень и, как следствие, — титаническую волну высотой 900 метров, разбегающуюся по всему Атлантическому океану от побережья Африки со скоростью 800 километров в час. Правда, с пройденным расстоянием высота гребня волны-убийцы снизится до нескольких десятков метров, но все равно такое цунами способно смыть все с лица Земли на расстоянии 2-10 километров от береговой линии.

По прогнозам ученых, меньше всего от предполагаемой гигантской волны пострадают Великобритания, Испания, Португалия и Франция (к ним в гости заглянет «морская разбойница» высотой уже около 12 метров), а более всего — восток Североамериканского континента и северная часть Бразилии — на них обрушится 50-метровая масса воды. Утешаться европейцам и американцам можно только тем, что в ближайшие 100 лет подобная катастрофа вряд ли случится — ведь для того, чтобы вызвать оползень, нужно несколько последовательных извержений вулкана, которых пока не предвидится.

Программа MaxWave спасет мир!

Если волны-убийцы представляют смертельную опасность даже для супертанкеров, у которых длина палубы втрое больше длины футбольного поля, то что уж говорить о более скромных судах? Океанскую парусную яхту, например, подобный природный феномен может перевернуть через борт на 360' либо опрокинуть вверх килем через нос.

Еще недавно предварительные расчеты показывали, что волны-убийцы могут пробегать по поверхности Мирового океана не чаще одного раза в 10 000 лет, однако последние данные Европейского космического агентства по программе MaxWave («Максимальная волна») обескураживают — только за три недели наблюдения со спутников были зарегистрированы более десяти волн 25-30 метров в высоту. Поэтому неудивительно, что данная проблема стала предметом внимания для многих международных организаций, занимающихся безопасностью судов и морских сооружений. Помимо поддержанного Еврокомиссией и Европейским космическим агентством проекта MaxWave, тематика данного феномена продолжает горячо обсуждаться на специально организованных совещаниях.

И такой массированный мозговой штурм дал результаты. Не так давно группа ученых из шведского Университета Умеа и немецкого Рурского университета объявила, что нашла причину возникновения гигантских волн. По словам исследователей, подобные волны могут возникать при суперпозиции обычных волн, накладывающихся друг на друга под определенным небольшим углом. При этом происходит нелинейный рост амплитуды, подобно росту амплитуды колебаний при резонансе.

Ну что же, раскрытие загадки волн-убийц теперь поможет нам отделять пропавшие в результате подобной катастрофы суда от действительно загадочно исчезнувших...

Евгений ВАСИЛЬЕВ








Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта:










скидки в Санкт-Петербурге, голосовой аппарат .