Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




Солнцелёт

Ученые всего мира бьют тревогу. Запасы природных невосполнимых источников энергии (нефти, газа, угля и т.д.) не безграничны. По самым оптимистичным подсчетам, при современных темпах потребления нефть закончится через 50 лет, газ - через 60. Поэтому нужно искать альтернативные источники энергии. Какие-то шаги в этом направлении уже делаются. К примеру, создаются электромобили, которые вполне могут в будущем потеснить традиционный «бензиновый» транспорт. А 26 июля 2016 года завершил кругосветный перелет самолет Solar Impulse 2, работающий на солнечных батареях.

Неиссякаемая энергия Пиккаров

Как случилось, что Бертран Пиккар загорелся идеей создать самолет, использующий исключительно энергию солнца? Наверное, гены виноваты. Мужчины из швейцарского семейства Пиккар всегда отличались неиссякаемой энергией, неуемной страстью к изобретательству, приключениям, путешествиям. Огюст, дед Бертрана, знаменитый физик, друг Эйнштейна и Марии Кюри, в начале 30-х годов прошлого века изобрел стратостат, поднялся на нем на 15-километровую высоту и стал первым человеком, собственными глазами увидевшим кривизну поверхности земного шара. Поднявшись выше всех, Огюст подумал, что неплохо бы и опуститься глубже всех, - и создал батискаф.

Исследование глубин Мирового океана оказалось столь увлекательным делом, что вскоре к отцу присоединился и Жак Пиккар. Именно он одним из первых побывал на дне Марианской впадины - самого глубокого места на планете (11 километров). Впоследствии Жак, взяв за основу проекты отца, построил первую в мире субмарину для туристов, а также мезоскаф - подводный обитаемый аппарат для исследования Гольфстрима.

Неудивительно, что и сын Жака Бертран с детства узнал, что такое бурление адреналина в крови. В этом ему немало поспособствовали выдающиеся люди из окружения его отца. Вместе со знаменитым швейцарским пилотом-спасателем Германом Гейгером он совершил перелет через Альпы. Дайвер-рекордсмен Жак Майоль давал Бертрану уроки погружения во Флориде. В 16 лет Бертран открыл для себя дельтаплан. Он несколько раз становился чемпионом Европы в этом виде спорта, был первым, кто перелетел Альпы на мотодельтаплане. Бертран занимался парашютным спортом, воздушной акробатикой.

Увлечение экстремальными видами спорта не помешало Бертрану поступить на отделение психиатрии медицинского факультета Университета Лозанны и получить докторскую степень. Предметом особого интереса для него стали поведение людей в экстремальных ситуациях, а также техника медицинского гипноза.

В 1992 году Бертран Пиккар вместе с бельгийским авиатором Вимом Верштратеном выиграл первую в истории трансатлантическую гонку на воздушных шарах, преодолев за пять дней пять тысяч километров. В марте 1999 года он стартовал на воздушном шаре из Швейцарии и через 20 суток приземлился в Египте, пролетев 45 тысяч километров и установив семь мировых рекордов.

Но главной мечтой Пиккара было создание пилотируемого самолета на солнечных батареях, способного облететь весь земной шар. И в 2003 году он вместе со швейцарским пилотом и бизнесменом Андре Боршбергом запустил проект Solar Impulse

Первый блин - не комом

Этот проект финансово поддержали несколько частных компаний и фондов, часть средств выделило швейцарское правительство. Из авиационных фирм проявила интерес только Dassault Aviation, остальные сочли это дело абсолютно бесперспективным.

Тем не менее изготовление солнечного самолета началось. В 2009 году Solar Impulse был готов к испытательным полетам. Перед конструкторами стояла задача максимально уменьшить вес самолета, поэтому планер (корпус, крылья и пр.) был изготовлен из легкого углепластика. Самым тяжелым компонентом машины оказались солнечные батареи (четверть ее веса). Они покрывали всю поверхность крыла размахом более 60 метров и стабилизатор. Всего было смонтировано 12 тысяч ячеек. Максимальный КПД выбранных фотоэлементов достигал 22,5%. Полученная энергия поступала на четыре электродвигателя мощностью 10 лошадиных сил и заряжала аккумуляторные батареи. Аккумуляторы были необходимы, поскольку полет должен продолжаться и в пасмурную погоду, и ночью.

Ранним утром 7 июля 2010 года необычного вида одноместный самолет поднялся с аэродрома в Пайерне (Швейцария). За штурвалом сидел Андре Боршберг. Он совершил 26-часовой полет по полному циклу использования солнечной энергии. Пилот постарался поднять солнцелет на максимальную высоту (8500 метров), что обеспечивало максимальный КПД солнечных батарей. После захода солнца Solar Impulse сначала летел как планер, постепенно снижаясь до 1500 метров, а потом продолжал полет на аккумуляторных батареях, чтобы вновь подняться ввысь после восхода.

- Это был самый удивительный полет в моей жизни, - заметил Боршберг после приземления. - Я просто сидел и смотрел, как уровень заряда батареи поднимается с каждым часом, и гадал, хватит ли емкости на всю ночь. А в результате пролетал 26 часов без единой капли топлива и какого-либо загрязнения окружающей среды!

В 2013 году Solar Impulse совершил перелет через все Соединенные Штаты (в шесть этапов). И хотя в конструкции самолета были выявлены некоторые недостатки (к примеру, после каждого приземления приходилось убирать конденсат с поверхности крыла), да и скорость невелика - всего 70 километров в час, но первый опыт следовало все же признать удачным.

Есть кругосветка!

9 марта 2014 года на аэродроме в Пайерне состоялась презентация Solar Impulse 2. Поскольку этот самолет был предназначен для трансконтинентальных и трансокеанских перелетов продолжительностью 5-6 суток, на нем установлены более совершенное навигационное оборудование, автопилот и обеспечено поддержание постоянного давления в салоне. Кабина пилота стала больше и комфортнее. Полностью переработаны конструкция и эргономика пилотского кресла, спинка которого переводится в горизонтальное положение и позволяет спать прямо на борту. Размах крыла - 72 метра, ненамного меньше, чем у Airbus А380, самого большого пассажирского самолета в мире, а общий вес 2,3 тонны. Оборудование салона, в том числе кислородное, обеспечивает полет на высоте 12 тысяч метров. Реально самолет способен подняться на 8500 метров, а мощность его электродвигателей составляет 70 лошадиных сил.

9 марта 2015 года Solar Impulse 2 начал кругосветный полет, стартовав из Абу-Даби. Изначально маршрут был разбит на 12 участков с посадками в Маскате, Ахмадабаде, Варанаси, Мандалае, Чунцине, Нанкине, Нагое, на Гавайях, в Финиксе и Нью-Йорке. Вели самолет по очереди, сменяя друг друга, Пиккар и Боршберг. Самым сложным оказался перелет через Тихий океан из Нагои на Гавайи, совершенный за 117 часов 52 минуты. Боршберг закончил его на пределе своих физических сил. И неудивительно: каждый день этого перелета время сна пилота постоянно сокращалось - с пяти часов в первый день до трех в последний. Режим работы был выматывающий - цикл включал два часа пилотирования и 20 минут сна. Как пилоты поддерживали себя в рабочем состоянии? Боршберг занимался йогой, а Пиккар - аутотренингом.

Самолет тоже завершил этот этап на пределе своих возможностей. Практически вышли из строя аккумуляторы - якобы из-за просчета с высокой температурой на маршруте перелета. В батареях начал выделяться газ, и их раздуло (возможно, их просто перезарядили). К моменту посадки на Гавайях емкость батарей снизилась до 10% от номинальной. Пришлось их ремонтировать, из-за чего «солнцелетчики» задержались в этом райском месте на полгода. Впрочем, спешить им было некуда. 21 апреля 2016 года Solar Impulse 2 под управлением Бертрана Пиккара стартовал с Гавайев и через трое суток приземлился в Маунтин-Вью (США). Америку друзья пересекали короткими перелетами. Очевидно, хотели извлечь максимум выгоды из рекламной кампании.

В дальнейшем кругосветка солнцелета проходила без особых происшествий и завершилась 26 июля 2016 года там же, где и началась, - в аэропорту Абу-Даби.

Есть ли будущее у солнцелетов? В ближайшей перспективе - вряд ли. Впрочем, в 1903 году братья Райт были уверены, что пересечь Атлантику на самолете невозможно. Время показало, как они ошибались.

Николай ВАЛЕНТИНОВ








Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: