Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Зачем танкисту парашют?

Эскизы летающей военной тележки обнаружили в 1504 году в бумагах великого Леонардо да Винчи, но воплотить идею в жизнь первым вызвался в 1919 году французский изобретатель, спортсмен и любитель техники Жюльен де Профитроль. На память потомкам осталась фотография, где изобретатель заснят возле лёгкого танка Renault FT-17, оснащённого подобием крыльев.

XX век проявил небывалую расторопность в развитии военной техники. Оно и понятно: человечество ожидали мировые войны, множество гражданских и военных конфликтов. Предстояло научиться вести войну не только на земле, но и в воздухе, и даже под водой. С развитием авиации одновременно развивалось и танкостроение.

Конструкторы поневоле вспомнили об идее Леонардо да Винчи создать «летающий танк», тот, что, минуя непроходимые естественные преграды и минные поля, нежданно-негаданно окажется в тылу противника. Работы над созданием «летающего танка» в 30-40-х годах развернулись в Германии, Франции, Англии, СССР и США.

Ревностный поборник технического перевооружения Красной Армии, маршал Тухачевский писал: «По воздуху в тыл вражеских войск будут лететь наши летающие танки, которые после приземления будут наводить разгром во вражеских боевых порядках. Это будет война, где будут сражаться телеуправляемые танки и химические броневики». Но была ли возможность «приделать танку собственные крылья»?

В 1935 году группа конструкторов во главе с М.А. Цукерманом и O.K. Портвеиновым сделала попытку «поставить на крылья» лёгкий и мощный танк БТ-7 . В августе 1937 года прошли испытания. Увы, неудачные. Это было время разгула шпиономании и маниакального поиска вредителей, разгула НКВД. Несмотря на мощность работавшей на эксперимент Краснокировской электростанции, конструкцию удалось приподнять в воздух всего на 20-30 см. Стапель оказался разрушен, конструкторы арестованы. Это был первый танк, который удалось оторвать от земли.

В конце войны Германия, бредившая созданием секретного «оружия возмездия», активно вела разработки летающего танка. В марте 1945 года у немцев появился танк Teufeltiger, который прошёл успешные испытания, поднимаясь в воздух с помощью шести стартовых твердотопливных ускорителей. Подобных одноразовых «чёртовых тигров» немцы выпустили всего 3 экземпляра. В июне 1945 года один из летающих танков переправили в СССР для изучения в КБ-28, позднее ставшего ОКБ «Ротан».

Именно там был сконструирован первый советский летающий танк Т-55ЛТО. Проблема заключалась в отсутствии мощного источника энергии. В 1968 году журнал «Наука и жизнь» рассказал о секретных разработках танка на воздушной подушке. Разработках, которые, в конце концов, зашли в тупик.

В 1932 году американский инженер Джон Уолтер Кристи сконструировал лёгкий танк на гусеничном ходу, с двигателем в 750 л.с., который, по его мнению, мог бы развивать скорость до 90 км/час, а, снявши гусеницы, превращался в бронеавтомобиль, двигавшийся со скоростью в два раза большей. Экипаж из двух человек разгонял танк на гусеницах, затем привод переключался на воздушный винт и на скорости 130 км в час происходил взлёт. Замечательно то, что танк-самолёт мог бы сесть даже на изрытое воронками поле. По приземлению пилот-механик сбрасывал крылья, и танк должен был вступать в бой. Таким представлялся Д.У. Кристи реализованный проект. Однако, уже к 1940 году стало ясно, что работы американского конструктора далее расчётов вперёд продвинуться не могут.

К созданию летающего танка, «доработанного и оснащённого крыльями Т-60», подключили ОКБ Антонова. Зимой 1941 года конструктор получил задание «объединить планер А-40 и лёгкий танк». Считается, что это единственный танк, который реально «увидел небо». Для него требовался мощный самолёт-перегонщик, а таковых в то время не было. Летающий танк построили в июне 1942 года в Тюмени, а испытания проводили в подмосковном Жуковском. Управлять планером-танком назначили лётчика-испытателя Сергея Анохина. Танк буксировал мощный бомбардировщик БТ-3. Вес конструкции составлял 7,5 тонн, из которых деревянные крылья весили 2 тонны. В планируемом танке имелась ручка управления, педали управления рулём поворота, на приборной доске - компас, спидометр и альтиметр.

M1A1 Abrams

Но через 15 минут секретного полёта, из-за сильного перегрева моторов бомбардировщика-тягача, поступила команда прекратить полёт и приземлить «летающий танк» на аэродроме «Быково». Где...Сергея Анохина и летающий танк взяли в плен местные зенитчики.

Отказаться от идеи, разработанной гением Леонардо да Винчи, оказалось не так то просто. Работы над летающим танком продолжались и в мирное время. Известно, что образец танка Т-55ЛТО СССР продал в Ирак, где танк в 1991 году «в воздушном бою» подбил более удачливый американский аналог. В 80-е годы в США появились летающие танки М1А1 Abrams (F), питание силового контура которого осуществлялось от металловодородных батарей. Не отставали и в СССР. Танк Т-80 мог непрерывно лететь в течение 15 минут со скоростью 80 км в час на высоте до 200 метров. Источником питания силового контура послужили пьезоэлектрические батареи. Танк США M1A1F мог находиться в воздухе 12 минут и лететь со скоростью до 100 км в час на высоте до 120 метров. Летающие танки США применяли в ставшей широко известной операции «Буря в пустыне».

На достижении отмеченных результатов инженерная мысль и уровень развития техники, видимо, исчерпали свои возможности. Но что на этот счёт скажут нанотехнологии?

Александр ХЕРСОНОВ







Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: