Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Солнечный самолёт

20 июля 1981 года странного вида лёгкий самолёт неспешно вырулил на взлётную полосу, расположенную вблизи французской деревеньки Кормей-ан-Вексен.

Пилот Стивен Птачек помахал провожающим рукой и взял курс на пролив Ла-Манш. Спустя 5 часов и 23 минуты, покрыв расстояние в 370 километров, летательный аппарат приземлился на базе британских ВВС в городе Манстоне на юго-западном побережье Британии. Если бы герой древних легенд Икар узнал об этом путешествии, он бы сгорел от зависти, ибо этот исторический (и рекордный по дальности) перелёт воздушный аппарат «Челленджер» совершил, используя только солнечную энергию.

На гостеприимной британской земле его встретил пятидесятилетний инженер Пол Маккриди. Именно он сконструировал уникальный самолёт, который назвал «Челленджер» («Посылающий вызов»).

В этом проекте Пол применил пятнадцать тысяч фотоэлементов, преобразующих солнечные лучи в электроэнергию. Фотоэлементы он расположил на поверхностях несущих плоскостей размахом четырнадцать метров. Фотоэлементы разрабатывались для космических спутников и были получены Полом от специалистов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства. Во время полёта они вырабатывали примерно две тысячи семьсот ватт, то есть меньше четырёх лошадиных сил, что составляет одну тринадцатую мощности маленького самолёта с бензиновым двигателем. Однако этой энергии хватило для питания электрического мотора, вращавшего винт. Фюзеляж самолёта был выполнен из лёгких пластических материалов. Масса аппарата составляла сто килограммов, а сам пилот весил на сорок килограммов меньше.

Маккриди заявил корреспондентам СМИ, что полёт «Челленджера» доказал широкие возможности и огромный перспективы солнечной энергии.

Правоту Маккриди подтвердило бурное развитие солнечных летательных аппаратов. В 1990 году американец Эрик Реймонд пересёк Соединённые Штаты с запада на восток на самолёте, который он назвал «Искатель солнца». Эрика не смутило, что в пути ему пришлось сделать двадцать остановок, а сам перелёт длился более двух месяцев. Вес «Искателя солнца», оснащённого кремниевыми солнечными панелями, составлял девяносто килограммов.

В 2001 году солнечный беспилотник под названием «Гелиос», разработанный специально для NASA и имевший размах крыла более семидесяти метров, сумел подняться на высоту тридцать километров.

В 2005 году небольшой беспилотный летательный аппарат с размахом крыла пять метров впервые осуществил полёт длительностью пятьдесят часов. За счёт энергии, накопленной аккумуляторами в дневное время, летательный аппарат был способен продолжать свой полёт и ночью.

В 2008 году был построен и испытан солнечный самолёт, который пролетел восемьдесят часов. Аппарат весил тридцать килограммов, размах крыла составлял двенадцать метров, а высота полёта превышала восемнадцать километров.

В развитии летательных аппаратов, использующих энергию нашего светила, огромную роль сыграл врач, путешественник, бизнесмен и авиатор-рекордсмен Бертран Пикар. Свои успешные эксперименты в деле освоения воздушного пространства и неистовую жажду адреналина он объяснял генами.

Его дедушка - знаменитый физик Огюст Пикар - был близким другом Эйнштейна и Марии Кюри. Он слыл ярым поборником развития авиации и построил уникальный стратостат. Кроме того, изоорёл глубоководный батискаф. В начале тридцатых годов он поднялся на воздушном шаре собственной конструкции на высоту пятнадцать километров и стал первым человеком в мире, собственными глазами увидевшим кривизну поверхности земного шара.

Затем Огюст устремился в глубины океана и совершил несколько погружений в батискафе. Его сын Жак продолжил семейное дело и стал покорителем Марианской впадины, погрузившись на глубину одиннадцать километров в батискафе конструкции отца.

Родившийся в 1958 году Бертран ещё в детстве увлёкся летательными аппаратами. В двадцать лет стал чемпионом Европы в парашютном спорте и первым перелетел швейцарско-итальянские Альпы на мотодельтаплане.

Незаметно «воздушное» хобби стало для него ещё и профессиональной лабораторией. Заинтересовавшись поведением людей в экстремальных ситуациях, Пикар получил диплом психолога и защитил диссертацию на тему поведения людей в экстремальных ситуациях.

Затем его снова властно позвало небо. Он участвовал в престижных гонках на воздушных шарах и стремился к новым рекордам. Его не останавливали неудачи и проблемы.

В марте 1999 года он стартовал на воздушном шаре в Цюрихе, а приземлился через двадцать суток в Египте, побив при этом ряд мировых рекордов. После этого Бертран написал три книги о своих приключениях и стал желанным гостем на многочисленных конференциях и семинарах.

В начале 2003 года неутомимый исследователь объявил о новом амбициозном начинании. Он решил создать пилотируемый самолёт на солнечных батареях, способный облететь земной шар. Так появился проект Solar Impulse.

Партнёром Пикара стал швейцарский пилот и бизнесмен Андре Боршберг. Дипломированный инженер, он получил лицензию профессионального пилота и участвовал во многих рискованных предприятиях.

В ноябре 2003 года Пикар и Боршберг провели предварительные исследования, подтвердившие принципиальную инженерную возможность реализовать концепцию Пикара. В июле 2010 года Андре Боршберг совершил исторический круглосуточный полёт на новой модели солнечного самолёта.

После приземления он выразил уверенность, что в ближайшие годы их модель подвергнется доработке и будет способна облететь земной шар. А Бертран Пикар заявил: «Мы уверены, что развитие солнечных самолётов приведёт к тому, что в будущем авиапассажиры будут летать не на керосине, а на энергии нашего светила!»

Владимир ПЕТРОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты