Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Вакуумный экспресс

Дёшево и экономично

В последние годы США и Китай форсированными темпами ведут проектирование вакуумных экспрессов, способных развивать скорость более тысячи километров в час. На Западе технология перемещения по вакуумной трубе получила название EvacuatedTubeTransport (ЕТТ).

Предполагается, что будут проложены две трубы под землёй или над землёй, по которым будут курсировать поезда в двух направлениях. Из труб откачан воздух, поэтому мчащийся болид не испытывает сопротивления. В пассажирских экспрессах предусмотрены купе-кабины (они рассчитаны на двух-четырёх человек) с мягкими креслами. Экспресс перемещается по трубе либо на тонких стальных колёсах, либо на магнитной подвеске. При этом трение практически отсутствует.

Значительная часть энергии, используемой для разгона экспресса, возвращается в сеть, когда экспресс начинает «торможение», так как он оборудован обычным электрическим двигателем/генератором.

Благодаря эффективности ЕТТ, транспортировка будет довольно дешёвой. Предполагается, что билеты будут в четыре раза дешевле, чем на обычном поезде.

Если продолжить сравнивать ЕТТ с существующими поездами и авиалайнерами, то стоит упомянуть о безопасности - автоматизированный вакуумный поезд фактически исключает возможность столкновения, ибо движется в автономной трубе. Ещё одним преимуществом ЕТТ будет то, что он функционирует независимо от погодных условий.

За один километр вакуумный поезд, по расчётам, выбрасывает всего лишь один процент от количества парниковых газов, которые выбрасываются в атмосферу автомобилями и самолётами.

Система ЕТТ долговечна, требует минимального обслуживания и может использовать возобновляемые, не загрязняющие окружающую среду источники энергии - солнечные, ветряные или гидроэлектрические.

Приятное путешествие

В августе 2013 года калифорнийский инженер Элтон Мак продемонстрировал свой проект ЕТТ. Предполагается, что он свяжет Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Энергия для его проекта (по замыслу Мака) будет вырабатываться солнечными батареями. «Не зря наш штат называют самым солнечным, поэтому сам бог велел использовать энергию светила на все сто процентов!» - заявил мистер Мак и продолжил: «Поездка на ЕТТ будет похожа на приятное путешествие в очень тихом самолёте. В зависимости от преодолеваемого расстояния, скорость ЕТТ может достигать 800 - 1ООО километров в час для междугородних поездок. Если же речь идёт о международном путешествии, скорость может развиваться до 6000 километров в час, что позволило бы добраться из Вашингтона в Пекин примерно за два с половиной часа. Разработчики уверены, что со временем вакуумные экспрессы постепенно вытеснят авиалайнеры и гремящие по рельсам поезда. Пассажирам не надо будет сутками сидеть в аэропортах в ожидании лётной погоды. ЕТТ-терминалы будут представлять собой аккуратные минипавильоны.

Уже в ближайшее время американские и китайские инженеры предполагают строительство маленькой тестовой системы ЕТТ для перевозки документов. После проверки её в практических условиях можно будет приступить к строительству испытательной ветки вакуумных экспрессов для транспортировки людей в пределах десяти километров. Стоимость такого проекта оценивается в миллион долларов.

Специалисты говорят, что стоимость ЕТТ может составить приблизительно пятьдесят процентов от стоимости четырехполоснои автомагистрали, а стоимость обслуживания труб составит менее двадцати процентов от стоимости обслуживания хайвеев. Вместимость ЕТТ превысит вместимость автомагистрали на 8 полос в каждом направлении. Вакуумный поезд будет поглощать 0,2 процента энергии, которая затрачивается на обеспечение работы автомобилей и самолётов. В будущем ЕТТ будут как пассажирскими, так и грузовыми.

После того как система будет окончательно разработана и испытана, строительство быстро распространится по всему миру.

Российская идея

Ни американцы, ни китайцы не скрывают, что позаимствовали идею вакуумного экспресса у великого российского учёного Бориса Петровича Вейнберга. Он родился 20 июня 1871, в Петергофе в семье известного поэта Петра Исаевича Вейнберга. С детства интересовался физикой. Окончил гимназию и физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1909 году Борис переехал в Томск, где до 1924 года заведовал кафедрой физики в Томском технологическом институте, одновременно читал курсы лекций в Томском университете и на Сибирских высших женских курсах.

В конце 1909 года блестящий физик Вейнберг совместно с коллегами (профессорами В.П. Алексеевым и В. Л. Малеевым) предложил создать в технологическом институте кафедру воздухоплавания. Однако чиновники Министерства народного просвещения отвергли проект, сославшись на недостаток средств.

Но учёные не сдались, и в 1910 году Вейнберг возглавил аэротехнический кружок. В феврале 1911 года двухместный летательный аппарат, разработанный Вейнбергом и коллегами, взмыл в небо над Томском. В рамках кружка в 1913 году была создана первая в мире действующая установка электрической дороги на магнитной подушке. В 1914 году, выступая с лекцией на берегах Невы, Борис Петрович предложил детально разработанный проект вакуумного транспорта.

В 1923 году он возглавил Институт изучения Сибири (ныне Сибирский физико-технический институт). В 1924 году Вейнберг стал директором Главной геофизической обсерватории в Санкт-Петербурге. В послужном списке учёного более сотни публикаций в ведущих научных журналах.

Как специалист по изучению льда, участвовал в создании дороги жизни в осаждённый фашистами Ленинград. Погиб там же от голода, но спустя много лет его блестящая научная идея близка к реальному воплощению. И, к большому сожалению, не на Родине...

Владимир БАРСОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты