Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Кто сказал, что гоблины не летают?

Ещё как летают! Если сошли с чертёжной доски конструкторского бюро фирмы «МакДоннел», Сент Луис, штат Миссури, США. Несмотря на свой несуразный вид и, в целом, коммерческий неуспех, микроистребитель ХР-85 не только исправно летал, но ещё и поднял «МакДоннел» на верхнюю орбиту среди авиастроительных фирм США.

Уроки, полученные американской стратегической авиацией в ходе воздушной битвы за Германию в 1943-45 гг., говорили однозначно: никакие бортовые пулемёты не помогут бомбардировщикам, не прикрытым истребителями сопровождения, выполнить задачу и при этом избежать тяжёлых потерь. А тем временем в штабе Стратегического командования ВВС США вызревали планы «крестового похода на СССР», один амбициознее другого. Они подразумевали проникновение бомбардировщиков с атомными бомбами на борту глубоко на территорию СССР, где ни один истребитель в силу ограниченного радиуса действия сопроводить их не мог. Логичным решением проблемы виделось оснастить бомбардировщики собственными, перевозимыми с собой истребителями. В зоне советской ПВО такой истребитель должен был отцепиться, отбить атаки русских и вернуться в бомбоотсек носителя.

Конструкторская команда

Ознакомившись с задумкой генералов из ВВС, инженеры авторитетных авиаконцернов крутили пальцем у виска: совсем спятили военные! Примерно так же отреагировал маститый конструктор солидной фирмы «Кертис» Герман Берки. Однако, когда фирма «МакДоннел Эркрафт» начала дополнительный набор сотрудников для работы над подвесным истребителем, Берки бросил насиженное место и... ушёл к МакДоннелу. Ну, есть вот такие люди - хлебом не корми, дай порешать нерешаемую задачу...

Он и возглавил команду, рискнувшую осуществить проект ХР-85 «Гоблин» - подвесной истребитель для вооружения перспективного, ещё ни разу не летавшего, супер-бомбардировщика В-36 «Писмейкер» - «Миротворец». Компания «МакДоннел» на тот момент была, что называется, никто и звать её никак - ни единой собственной разработки в активе, выпускала по лицензии всякую учебно-тренировочную мелочь. Возможно, именно это и придало главе фирмы Джеймсу МакДоннелу и главному конструктору Гаррету Ковингтону этакой ухарской решимости - а почему бы не рискнуть? В случае неудачи фирма своим авторитетом не рискует, потому что его просто нет, а в случае успеха сразу его приобретает! Утрём-ка нос авторитетам!

«Изделие», как на жаргоне конструкторов что в СССР, что за океаном, называется боевая техника, требовалось вписать в цилиндр 4,57x1,7 м, по размерам переднего бомбоотсека В-36.

Перед кабиной предусмотрели место для установки 4 крупнокалиберных пулемётов и, что самое главное, смонтировали мощный убирающийся крюк для подцепки к выдвижной трапеции бомбардировщика. Никакого шасси машинка по техзаданию не имела, по умолчанию подразумевалось, что она без проблем вернётся на свой летающий авианосец, но инженеры предусмотрительно оснастили опытный экземпляр посадочной лыжей - на всякий случай. Оказалось, не зря!

Родео Эдвина Шо

То, что сошло со стапелей сборочного цеха, у любого нормального пилота вызывало оторопь. «Это» летать, по определению, не могло! Бочка с куцыми крылышками и причудливым хвостовым оперением. Но то у нормального пилота, а в испытателях нормальных не держат. 23 августа 1948 года лётчик-испытатель Эдвин Шо отцепил малютку от носителя и попытался на ней полетать. Вдумайтесь: шасси аппарат не имеет, откуда стартовал - туда и должен, по идее, вернуться. А если не получится? В мужестве американскому пилоту не откажешь - палубный лётчик-истребитель, в боях над Тихим океаном сбил 4 японских самолёта.

На удивление Шо, самый маленький в мире реактивный истребитель совершенно нормально полетел! Машина послушно реагировала на движения рулей, но вот попытка вернуться на борт носителя - бомбардировщика В-29 «Суперкрепость» прибавила пилоту не один десяток седых волос. Эдвин и оператор стыковки на В-29 Лестер Иш изощрялись изо всех сил, пытаясь поймать друг друга самолётным крюком и подвижной «лапой» трапеции.

Однако турбулентные потоки, срывающиеся с фюзеляжа огромного бомбардировщика, и неумолимый закон Бернулли, говорящий, что два тела в потоке газа будут притягиваться друг к другу, сильно осложняли им жизнь. «Гоблина» беспощадно мотало во все стороны, стыковка никак не удавалась. На третьем заходе Шо не удержал машину и крепко приложил её остеклением кабины о трапецию. Колпак разлетелся вдребезги, а с пилота сорвало шлем.

«Всё, отлетался парень, - подумал Иш, глядя в иллюминатор. - Похоже, ему оторвало голову!» Не дождётесь! - Эдвин Шо сумел сохранить управление «Гоблином» и даже посадить его «на брюхо» на дно высохшего озера Мюрок, да так аккуратно, что самолётик нуждался только в косметическом ремонте.

У лётчиков-испытателей голова устроена как-то по-особому. Половина предохранителей в ней сгорела ещё до рождения, а остальные заменены полупроводниковыми схемами, допускающими запредельные перегрузки. Короче, Шо снова сел в кабину «Гоблина».

Реалии войны

Шо выполнил ещё б полётов, и ему даже трижды подряд удалось успешно состыковать «Гоблина» с носителем. Увы, ещё три вылета закончились на поверхности гостеприимного озера Мюрок. Правда, удалось замерить максимальную скорость ХР-85, оказавшуюся равной 503 км/ч, что было на 100 км/ч меньше, чем у его носителя - четырёхмоторного винтового бомбардировщика!

«М-да, - мрачно вздохнули дяди с широкими лампасами. - Против МиГ-15, как бы это сказать помягче... маловато будет». Стало ясно то, что было ясно с самого начала: сделать из микроистребителя полноценного защитника «крепостей» не получится. И программу ХР-85 закрыли.

Однако авиаторам хватило ума не упрекать конструкторов за неуспех «Гоблина»; инженеры выжали из металла всё, что могли, и не их вина, что техзадание на подвесной истребитель изначально было нереальным. Более того, после работ над ХР-85 «МакДоннел Эркрафт» приобрела среди авиационных генералов репутацию команды, которая если за что-то берётся, то уж делает! С тех пор компания стабильно входит в обойму ведущих поставщиков ВВС США.

Эдвин Шо умер смертью лётчика-испытателя - погиб в сентябре 1951-го при испытаниях истребителя F2H3 «Баньши». А его «конёк-горбунок» пережил своего пилота; оба экземпляра «Гоблина» сегодня экспонируются в авиационных музеях США, вызывая изумление посетителей: «Неужели «такое» летало?!»

Сергей ДУНАЕВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты