Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Король истребителей,

или красные звёзды Николая Поликарпова

Николая Николаевича Поликарпова называли королём истребителей. Он прожил всего 52 года, но успел спроектировать 80 самолётов разных классов: У-2 (ПО-2), более известный по прозвищу «кукурузник», Р-5, И-16, И-153 «чайка»...

Выбор пути

Родился Николай Поликарпов 10 июня (28 мая по старому стилю) 1892 года в селе Георгиевское Орловской губернии в семье священнослужителя. После окончания начальной школы поступил в Орловскую семинарию. Довольно быстро юноша понял: карьера священника - это не его стезя. В 1911 году Коля Поликарпов поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт. В 1914 году у него пробудился интерес к авиации, и он стал изучать аэродинамику на кораблестроительном факультете вышеозначенного учебного заведения.

В 1916 году Поликарпов получил диплом инженера и поступил на работу в авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). Там он проработал до 1918 года. Его непосредственным начальником был никто иной, как создатель первого в мире четырёхмоторного самолёта И.И. Сикорский. После революции Сикорский настойчиво уговаривал Поликарпова эмигрировать на Запад. Николай Николаевич решил остаться в России. И, наверное, не зря. Ведь в период с марта 1918 по октябрь 1929 года под его руководством было построено и запущено в серийное производство не менее десяти типов самолётов, включая знаменитый У-2.

Истребитель-моноплан

В 1923 году в возглавляемом Поликарповым конструкторском бюро был выведен на испытания первый в мире истребитель - свободнонесущий моноплан. Первый испытательный полёт закончился неудачно. Из-за потери управляемости и отказа двигателя самолёт, парашютируя, плашмя ударился о землю. Неудача первого полёта не обескуражила Поликарпова и его помощников - начальника технического отдела завода И.М. Косткина и заведующего производством А.А. Попова. Они твёрдо оыли убеждены, что выбранная ими принципиальная схема прогрессивна, а потеря управляемости произошла по другим причинам. Выяснив их, конструкторы сместили двигатель вперёд, поставили новый радиатор, несколько увеличили размах и площадь крыльев и оперения. Профиль крыла сделали более тонким, нервюры изготовили не из дерева, а из кольчугалюминия.

Через год лётчики А.И. Жуков и А.Н. Екатов приступили к испытаниям нового истребителя в воздухе. Они прошли успешно. Правда, выяснились и некоторые недостатки. Их конструкторы учли при постройки третьего варианта самолёта, в котором обшивка крыла и оперения была фанерной. Самолёт И-1 показал очень большую для тех лет скорость - 264 км/ч. Его передали в серийное производство. Было построено 33 таких истребителя.

Взлёты и падения

В 1926 году Управление Военно-Воздушных Сил поставило перед авиационными конструкторами задачу - создать для лётных школ простой в производстве и обслуживании, надёжный самолёт первоначального обучения. Коллектив Поликарпова выпустил опытный экземпляр такого самолёта уже на следующий год. Испытания показали, что машина по своим данным не удовлетворяет предъявляемым требованиям. Конструкторы приготовили новый вариант. В 1928 году У-2 вышел на испытания. Его опробовал в воздухе знаменитый испытатель М.М. Громов, затем - ещё несколько лётчиков-испытателей. Все они были восхищены новой машиной.

В 1929 году по стране прокатилась первая волна репрессий. В число «врагов народа» попал и Поликарпов. Николаю Николаевичу вменялось в вину то, что он является сыном священника, а потому не способен проникнуться марксистко-ленинской идеологией уверовать в светлые идеалы коммунизма. Официально конструктору вменили в вину «контрреволюционный саботаж в авиационной промышленности». В декабре 1929-го Поликарпову разрешили организовать КБ в узилище Бутырской тюрьмы. Бюро получило наименование ЦКБ-39 ОГПУ. Вместе с Поликарповым там работали Д.П. Григорович, И.М. Косткин, А.Д. Надашкевич, Е.И. Майоров. Работу КБ обеспечивал завод № 39. Неудивительно, что спустя некоторое время конструкторское бюро перевели в ангар № 7 заводского аэродрома. Компания заключённых разработала очень удачный истребитель, принятый на вооружение ВВС РККА под обозначением И-5.

В марте 1931 года Поликарпову был подписан приговор - десять лет заключения. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолёта И-5, пилотировавшегося Чкаловым и Анисимовым, было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. Вернувшись к работе на свободе, Поликарпов создал в тридцатые годы целый ряд эпохальных самолётов, таких как И-15, И-16 и И-153 «Чайка». Именно тогда его стали называть королём истребителей.

«То, что красиво выглядит»...

Поликарпов всегда стремился к тому, чтобы самолёты, которые проектировал вверенный ему коллектив, были красивыми. «То, что красиво выглядит в авиации, - говорил он сотрудникам, - всегда выгодно лётчику. Лучшая форма и отделка - значит выше скорость. Кроме того, красивую машину и на земле больше берегут».

И-15 был спроектирован как истребитель-биплан для маневренного боя, и, как показала практика, действительно не имел себе равных по маневренности на горизонтали. Вираж на И-15 выполнялся всего за восемь секунд. Лётчики очень любили этот самолёт за его устойчивость на всех режимах полёта, простоту пилотирования и хорошие взлётно-посадочные качества. У земли он развивал скорость 315 км/ ч, на высоте 3 километра - 367 км/ч. На облегчённом варианте И-15 лётчик В. К. Коккинаки 21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъёма на высоту без груза - 14 575 метров.

Моноплан И-16 проектировали как скоростной истребитель. По своему внешнему виду и лётным качествам И-16 резко отличался от большинства серийных современников. Минимальные размеры, «бочкообразный» толстый фюзеляж, маленькое крыло, заголовник кабины лётчика, переходивший в вертикальное оперение. Истребитель непрерывно совершенствовался, менялся в деталях, оснащался более мощными двигателями и сильным вооружением. Но его основная схема, размеры, формы и обводы фюзеляжа, крыла и оперения оставались неизменными. Самолёты производства 1939 года, с двигателем М-62, летали на скоростях до 460-490 км/ч. Вооружение И-16 тип XXIV выпуска 1939 года состояло из двух 20-мм пушек и двух пулемётов, тогда как первые машины были оснащены лишь двумя пулемётами.

В годы войны

Самолёты конструкции Николая Поликарпова широко использовались в начальный период Великой Отечественной. На И-16 сражались и одержали немало побед дважды Герои Советского Союза Б. Ф. Сафонов, Г. П. Кравченко, С. И. Грицевец, А. В. Ворожейкин и другие лётчики. Причём «ишачки» последних производственных серий достойно противостояли даже «мессерам». И-15 и И-153 использовались в качестве лёгких штурмовиков. Р-5 летали на разведку. У-2 (По-2), способные нести до 350 кг бомбовой нагрузки, оказались на всю войну востребованными в качестве лёгких ночных бомбардировщиков. В дело порой шли даже старенькие И-5. С них снимали глушители, окрашивали полностью в чёрный цвет, и они своим натужным рёвом тоже не давали немцам спокойно спать по ночам.

В январе 1941 года взлетел поликарповский И-185 - первый отечественный истребитель по требованиям 1940 г. с двигателем воздушного охлаждения. В 1942 году он прошёл государственные и войсковые испытания на Калининском фронте. По оценке НИИ ВВС самолёт превосходил все отечественные и немецкие истребители. Однако несовершенство двигателя М-71, катастрофа, в которой погиб лётчик-испытатель В. А. Степанчонок, и отсутствие завода для его производства не позволили запустить самолёт в серию. Вокруг конструктора складывалась нездоровая атмосфера, вновь началась его травля, но снова под свою защиту его взял Сталин. Умер Николай Николаевич Поликарпов в июле 1944 года от рака желудка. Одной из последних его работ стал проект ракетного истребителя «Малютка».

Виктор БУМАГИН






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты