Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Всесокрушающий «Тигр» и несокрушимый ИС-2

В ночь на 13 июня 1944 года 2-я рота 101-го тяжелого танкового батальона СС под командованием гауптштурмфюрера Михаэля Виттмана, в которой на тот момент оставалось шесть боеспособных машин, вышла на позиции у нормандского городка Виллер-Бокаж. Утром немцы услышали шум приближающейся британской бронетехники. Когда машины полка «Йомены города Лондона» остановились и их экипажи отправились позавтракать, Виттман на своем «Тигре» внезапно устремился в атаку.

Первыми его жертвами стали 12 полугусеничных бронетранспортеров М3 американского производства и три легких разведывательных танка М5, которые были расстреляны из пушки и пулеметов. После этого «Тигр» вернулся к своему подразделению, для того чтобы ближе к полудню вновь атаковать англичан.

К этому времени на дороге у Виллер-Бокажа выстроилась большая колонна, в которой были танки «Кромвелл» и «Шерман Файерфлай», самоходные орудия и бронетранспортеры. Избиение возобновилось. Экипаж Виттмана сжег головную машину англичан, после чего германский танк, продвигаясь в 100 метрах от застрявшей колонны, принялся истреблять подходящие цели. Когда с колонной было покончено, 58-тонные немецкие машины ворвались в городок, где начали крушить все и вся. Метким выстрелом британцы повредили ходовую часть танка Виттмана, но он пересел в другой «Тигр» и продолжил бой.

К вечеру англичане были вынуждены отойти от Виллер-Бокажа. В ходе боя они потеряли 25 танков, 14 самоходок и 14 бронетранспортеров, десятки автомобилей и сотни пехотинцев. 21 танк был на счету экипажа Виттмана. Правда, и немцы понесли весьма чувствительные для их небольшого отряда потери.

Программа по созданию нового тяжелого танка Pz.VI начала осуществляться в нацистской Германии еще в 1937 году. Было разработано несколько проектов и построен ряд опытных машин, но фюрер счел их неудачными. В мае 1941 года во время совещания в Бергхофе, опираясь на опыт столкновения с британскими «Матильдами», Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка. В свете его предложений фирмы «Порше» и «Хеншель» получили заказ на создание к весне 1942 года машин с 88-миллиметровой пушкой. Столкновение в России с новейшими танками Т-34 и КВ показало, что на сей раз фюрер проявил дальновидность.

20 апреля 1942 года, как раз в день рождения Гитлера, близ ставки «Вольфшанце» в Восточной Пруссии ему продемонстрировали оба танка. Более получаса он осматривал машину Фердинанда Порше и беседовал с ее создателем.

«Тигру» фирмы «Хеншель» он уделил всего две минуты, задал ее создателю Эрвину Адерсу единственный вопрос и отошел. Но когда члены комиссии увидели танки в движении, детище Адерса буквально повергло их в восторг. Дальнейшие сравнительные испытания убедили их в превосходстве машины фирмы «Хеншель».

В августе выпустили первую опытную партию хеншелевских «Тигров». Танки были вооружены 88-мм пушкой KwK 36 производства завода «Вольф», что в Магдебурге, и двумя пулеметами калибра 7,92 мм. Толщина лобовой брони достигала 100 мм, бортовой - 80. Двигатель «Майбах» HL 210 мощностью 700 л. с. позволял Pz.VI(Н) развивать на шоссе скорость до 40 километров в час.

В сентябре 1942 года несколько «Тигров» опробовали в районе станции Мга под Ленинградом. Продвигаясь гуськом по узкой дороге, танки попали под фланговый огонь советской противотанковой артиллерии. Одна машина была сожжена, а три остановились из-за повреждений. Поврежденные машины удалось эвакуировать, а четвертую спустя месяц взорвали по личному указанию Гитлера.

Зимой 1942-1943 годов на стыке Ленинградского и Волховского фронтов сражалось уже десять «Тигров». Согласно некоторым данным, еще несколько машин были опробованы под Сталинградом. В массовом же порядке эти танки впервые приняли участие в боях на Курской дуге.

К тому времени были сформированы десять тяжелых танковых батальонов вермахта и четыре роты для эсэсовских дивизий «Великая Германия», «Рейх», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и «Мертвая голова». Немецкие танкисты, используя мощное орудие и толстую броню «Тигра», всякий раз старались навязать советским бой на больших дистанциях, когда Pz.VI(Н) оставался неуязвимым.

Нашим куда более маневренным «тридцатьчетверкам», напротив, был выгоден ближний маневренный бой. Во время танкового сражения под Прохоровкой до 30% советских машин было потеряно именно во время сближения с шедшими впереди немецкими «Тиграми». Когда же началась свалка, потери германцев резко возросли. А на Западном фронте, где танки союзников в основной массе не отличались ни мощной броней, ни хорошей маневренностью, превосходство «Тигров» было еще более значительным. Чтобы иметь равные шансы на победу против каждого Pz.VI(Н), нужно было бросать в бой 5-8 «Шерманов».

Советские конструкторы сумели дать «Тигру» достойный ответ, каковым стал тяжелый танк ИС-2. Уже к концу 1941 года советское военное руководство стало считать, что тяжелый танк КВ имеет избыточный вес и недостаточно мощное вооружение. Как облегченные были разработаны КВ-1с, пошедший в серию, и экспериментальный КВ-13. Однако появление на фронте «Тигров» поставило на повестку дня вопрос о создании тяжелых машин с 85-мм, а затем и 122-мм пушками. В конце июля 1943 года на испытания вышли КВ-85 и ИС-85, которые вскоре были на Красной площади осмотрены товарищами Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, Берией и другими.

В октябре началось серийное производство ИС-85, позже переименованного в ИС-1, а в ноябре на испытания вышел ИС-122 (ИС-2), спустя месяц тоже пошедший в серию. Во время опытных стрельб, проходивших в присутствии К.Е. Ворошилова, ИС-2 с дистанции 1500 метров поразил трофейную «Пантеру» в борт повернутой вправо башни. Пройдя насквозь, 122-мм снаряд оторвал по сварке противоположный броневой лист и отбросил его на несколько метров. Праздник несколько испортило то, что в ходе испытаний разорвало Т-образный дульный тормоз пушки А-19, в результате чего Климентий Ефремович едва не погиб. После этого дульный тормоз заменили на другой, двухкамерный.

46-тонные ИС-2 имели мощное бронирование. Лоб корпуса имел толщину 120 миллиметров, борт - 90, башня вкруговую была прикрыта 100-мм броней. 12-цилиндровый двигатель В-2ИС мощностью 520 л. с. позволял разгоняться на шоссе до 37 км/ч. ИС-2 впервые пошли в бой во время Корсунь-Шевченковской операции. Эффект от их применения превзошел все ожидания. Немецкие танкисты получили приказ в открытый бой с ИС-2 не вступать, а пытавшиеся вырваться из «котла» толпы гитлеровских пехотинцев сотнями гибли под осколками их мощных осколочно-фугасных снарядов.

За время войны было отмечено не более десяти случаев боевых столкновений ИС-2 с «Тиграми». ИС-2 имел более сильную броню, у «Тигра» были более скорострельная пушка и совершенная оптика. В итоге ни тот, ни другой танк не получали решающего превосходства. Что практика и подтвердила. При этом снаряды ИС-2 имели куда более значительную разрушительную мощь при стрельбе по укреплениям и живой силе противника. Недостатком советской тяжелой машины следует признать небольшой боезапас - всего 28 снарядов. Если сравнивать количество произведенных танков, то соотношение получится 14392:1354 в пользу ИС-2. К этому еще можно добавить 3242 самоходки ИСУ-152 и 2860 ИСУ-122/ИСУ-122С, которые строились на базе ИС-2, и 18 «Штурмтигров», сделанных на базе Pz.VI(Н).

После Великой Отечественной войны ИС-2 еще долгое время верой и правдой служили Советской армии. С 1954 по 1957 год они прошли программу модернизации. Из боевого состава их начали выводить в середине шестидесятых годов, а Официальный приказ министра обороны о снятии модернизированных ИС-2М с вооружения российской армии был отдан только в 1995 году! Кроме того, несколько десятков ИС-2 во время Корейской войны сражались в составе китайских добровольческих формирований. Часть машин китайцы позже передали вьетнамцам, и те использовали их в боях с французскими колонизаторами. Куба два полка ИС-2 получила в шестидесятых. По сообщениям иностранной печати, эти машины все еще находятся в эксплуатации в кубинской береговой обороне в качестве огневых точек.

Что же касается Михаэля Виттмана, то он погиб 8 августа 1944 года в бою с превосходящими силами то ли английской Нортамптонширской дивизии, то ли канадской 4-й дивизии, то ли польской 1-й танковой бригады - право считать себя победителем величайшего танкового аса до сих пор оспаривается. Танк «Шерман Файерфлай» дважды поразил его машину в правый борт. Боеприпасы сдетонировали, уничтожив весь экипаж. Останки Виттмана и его экипажа были перенесены из необозначенной могилы в поле на воинское кладбище Ла-Камбре в Нормандии в 1983 году. Он до конца оставался человеком чести и долга, сражавшимся за самый бесчеловечный в истории XX столетия режим. Ко дню гибели на счету его экипажа было свыше 140 уничтоженных советских и союзнических танков.

Виктор БУМАГИН






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты