Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Голубой крейсер

Лидер «Ташкент» был одним из лучших в мире кораблей своего класса. Всего за один год боевой службы он оставил за кормой 27 тысяч огненных миль, отконвоировал 17 транспортов, перевез 19 300 человек и 2 538 тонн грузов, отразил десятки атак вражеской авиации, сбив 9 и повредив 4 фашистских самолета, потопил торпедный катер противника и провел около 100 стрельб по береговым целям, уничтожив 6 артиллерийских батарей и значительное количество живой силы противника. Из-за необычной для советского флота окраски он получил прозвище «голубой крейсер». Иногда его называли еще и «голубым призраком». Но создавался этот великолепный корабль отнюдь не для перевозки войск и обстрелов береговых позиций противника. В судьбе же его было много удивительного, а то и парадоксального.

Интенсивное строительство суперэсминцев или лидеров, как стали называть эти корабли в СССР, началось в начале тридцатых годов XX века. В первую очередь такие корабли были предназначены для того, чтобы возглавлять атаки эскадренных миноносцев на эскадры противника. Первый корабль такого класса был спущен на воду в 1930 году в Великобритании. Это был развивший на испытаниях скорость 40 узлов «Кондринтон». На этом строительство лидеров в Англии почему-то завершилось, но зато много кораблей этого класса стало сходить со стапелей в целом ряде других стран: Японии, США, Франции, Италии и СССР. Особенно высокими скоростными качествами отличались французские и итальянские корабли. Французские «Кассар», «Террибль» и «Ла Фантаск» преодолели скоростной рубеж 45 узлов. Сравнительно небольшие и слабо вооруженные итальянские лидеры типа «Лука Тариго» еще в 1930-1933 гг. развивали скорость более 44 узлов.

В СССР в 1936 году вступил в строй лидер «Ленинград», заложенный на стапелях четырьмя годами ранее. Он был оснащен отечественной энергетической установкой, позволившей развить ему скорость 42 узла.

Было построено еще несколько кораблей этого типа, но еще в 1933 году для советских ВМС в Италии был заказан еще более скоростной лидер. Строительство должно было развернуться в Ливорно на одном из стапелей фирмы «Одеро-Терни-Орландо», также известной как ОТО.

Итальянцы обещали поставить готовый корабль с машинами и оборудованием, но без вооружения, которое должны были установить в Советском Союзе.

Окончательная разработка и согласование проекта заняли весьма долгое время, зато воплощен в металле столь крупный корабль был всего за 11 месяцев. Он был заложен 11 января и спущен на воду 28 декабря 1937 года. При длине 139,8 метров водоизмещение лидера, получившего имя «Ташкент», составило при испытаниях 3 422 тонны. Поскольку в Италии производство корабельных турбин было сконцентрировано в руках фирмы «Ансальдо» - основного конкурента ОТО, - на лидере были установлены турбины английской фирмы «Парсонс». При проектной мощности 102 тысячи лошадиных сил на испытаниях они неожиданно показали мощность 130 тысяч лошадиных сил.

Лидер «Ташкент» - Голубой крейсер

Весной 1939 года «Ташкент» пришел в Николаев, где на заводе имени Марти на него установили временное вооружение. Командовать кораблем был назначен капитан Василий Николаевич Ерошенко. Позже он вспоминал: «Этот кораоль привлекал особое внимание. Им нельзя было не любоваться. Слегка отодвинутые назад мачты и трубы, первая из которых как бы срослась с крыльями мостика и обтекаемой рубкой, острый форштевень и «зализанные» обводы высокого полубака - все это словно подчеркивало стремительность корабля, говорило о большой скорости его хода. А возвышавшиеся над палубой орудийные башни и торпедные аппараты давали представление о его ударной мощи». Вскоре моряки прозвали окрашенный итальянской зеленовато-голубой краской «Ташкент» «голубым красавцем», а мало сведущие в корабельной классификации гражданские лица стали называть его «голубым крейсером». Впрочем, его размеры были воистину близки к некоторым крейсерам.

Ещё в Италии на испытаниях корабль легко развил скорость 43,5 узла. Когда на его палубы ступили советские моряки, то он стал проявлять еще более завидную ретивость. Кроме того, лидер стал проявлять странный норов. Ходили упорные слухи, что во время испытаний в Черном море «Ташкент» преодолел скоростной рубеж 50 узлов. Это выглядит, пожалуй, все-таки маловероятным, но факт остается фактом. Порой он не хотел слушаться командира и его помощников. Мог после выполнения команды «стоп» идти полным ходом, словно никто не ставил ручки телеграфа на стопор. Атеистически настроенные моряки - от матросов до командира корабля - стали побаиваться чертовщины. Многие даже отказывались служить на этом чуде техники. Пока на командирский мостик не взошел Ерошенко, которому уже не раз и не два являлся во снах этот корабль. И тогда установилось удивительное взаимопонимание между лидером и его командиром.

Перед самым началом войны на «Ташкенте» вместо одноорудийных 130-мм артустановок установили новейшие двухорудийные башенные установки Б-2ЛМ с пушками того же калибра. Все шесть устаревших 45-мм зениток были заменены новейшими 37-мм автоматами. Остальное вооружение оставалось прежним: шесть крупнокалиберных пулеметов ДШК, три строенных торпедных аппарата калибра 533 мм, два бомбомета и до 110 мин на минных рельсах. Так он и пошел в бой. Во время героической обороны Одессы, например, 29 августа 1941 года «Ташкент» в ходе полуторачасовой артиллерийской дуэли подавил четырехорудийную батарею 155-мм пушек нацистов, державшую под обстрелом подходы к порту.

Буквально на следующий день лидер атаковали три немецких бомбардировщика. Они шли на высоте 4 километра, вне зоны досягаемости его зенитной артиллерии. От близкого разрыва одной из бомб корпус корабля был частично деформирован, в правом борту образовалась большая пробоина. Тем не менее, «Ташкент» продолжал активно маневрировать, уклоняясь от атак стервятников. Когда лидер пришел в Одессу, его осмотрели водолазы. Стало ясно, что нужен большой ремонт. Той же ночью в сопровождении эсминца «Смышленый» лидер ушел в Севастополь, где на Морском заводе его незамедлительно поставили в док. По меркам мирного времени на ремонт должно было уйти пять месяцев. Но рабочим завода и морякам «Ташкента» удалось сделать невозможное - через 45 суток «голубой крейсер» вновь вышел в море. Помимо устранения повреждений, корабелы установили на корме лидера новейшую спаренную 76-мм зенитную артиллерийскую установку, позволявшую поражать воздушные цели на высоте до 6 километров.

Настоящей легендой «Ташкент» стал во время боев за Севастополь. Защитникам города из Новороссийска постоянно морем подвозили подкрепления, оружие, боеприпасы, горючее и продовольствие. «Голубой призрак», даже перегруженный на 700 тонн сверх предела, выполнял эту задачу со скоростью железнодорожного экспресса. Назад, из Севастополя, он успел вывезти до 20 тысяч раненных красноармейцев и эвакуированных жителей города.

Особенно памятным стал последний рейс 26-27 июня 1942 года. Прорываясь в героический город, «Ташкент» сбил два атаковавших его немецких самолета и отразил атаку торпедных катеров. Поздним вечером корабль принял на борт более 2 тысяч человек и громадный рулон знаменитой Севастопольской панорамы. Маневрировать в бухте было нельзя, но Василий Николаевич вывел лидер на чистую воду задним ходом. В ночной мгле стремительной тенью «Ташкент» устремился к Новороссийску. Когда стало светать, его атаковала армада из 86 вражеских бомбардировщиков. За четыре часа боя на виртуозно маневрировавший лидер фашисты сбросили 336 бомб, но так и не добились ни одного прямого попадания. Однако от близких разрывов корпус дал течь, и «Ташкент» принял более 1 000 тонн забортной воды. Вопреки всем законам плавучести, малым ходом он продолжал идти в Новороссийск. К вечеру на буксире у эсминца «Бдительный» и спасательного судна «Юпитер» корабль сумел дойти до порта.

1 июля лидер посетил командующий Кавказским фронтом маршал Семен Михайлович Буденный. Выступая перед экипажем, он сказал, что «такими бойцами может гордиться вся наша армия», и обещал ходатайствовать о присвоении «Ташкенту» гвардейского звания. Но отважному кораблю не суждено было стать гвардейском. Назавтра, в полдень, стоявший у Элеваторного причала лидер атаковало около 30 зашедших со стороны суши «Юнкерсов». «Ташкент» получил два прямых попадания и лег на фунт. Из находившихся на борту 344 человек экипажа 76 погибли и 77 были ранены. Немецкий летчик со сбитого нашими истребителями бомбардировщика сообщил, что «голубой крейсер» был одной из главных целей налета. В открытом море «Ташкент» так и остался непобежденным.

Рассказывают, что после смерти контр-адмирала в отставке В. Н. Ерошенко, последовавшей в мае 1972 года, его давно повзрослевшие дети пришли к отцовской могиле. Вдруг они явственно увидели, как через все кладбищенское пространство, наплывая на гранитные памятники, на торчащие ввысь кресты и деревья, движется огромный силуэт лидера «Ташкент», а на командирском мостике стоит командир и отчетливо отдает приказы. «Голубой призрак» унес в мир призраков и своего любимого командира, на миг показавшись тем, кто свято чтит их память.

Виктор БУМАГИН






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты