Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




Подводные камикадзе

В последние годы Второй мировой войны англичане, итальянцы, японцы и немцы делали ставку на новые секретные виды оружия для ведения войны на море. Все воюющие страны надеялись, что именно новинки обеспечат им перевес, приблизят победу. Конструкторы, работавшие в секретных лабораториях, создали мини-субмарины и пилотируемые торпеды. Противник практически не мог обнаружить эти виды оружия даже у себя под носом, так что опасные «малютки» действительно могли незамеченными добраться до поставленных целей и доставить туда боезаряд. Мини-подлодки и пилотируемые торпеды имели трудно устранимый недостаток: они несли гибель не только врагу, но и своим экипажам.

.....Незваные «гости» появились оттуда, откуда их никто не ожидал. Они смирно стояли на палубе, понурые и насквозь мокрые. «Ты уже видел англичан?», - спросил немецкий моряк у своего товарища. - «Вон они стоят».

Утром 22 сентября 1943 года четыре английских диверсанта вскарабкались на борт немецкого линейного корабля «Тирпиц», однотипного судна с линкором «Бисмарк». Оба линкора были гордостью немецкого военно-морского флота. Четверо английских моряков подобрались к линкору «Тирпиц» на крошечной подводной лодке «Х-6». Они затопили свое плавсредство и оказались в воде после того, как установили под днищем «Тирпица» две мины.

Маленькая подлодка «Х-6» незаметно миновала патрульные катера, подводные микрофоны, минные заграждения и заградительные сети, преграждавшие вход в норвежский Каа-фьорд, где стоял «Тирпиц». Английским коммандос удалось преодолеть все преграды и ловушки. Через несколько минут еще один экипаж провел через заграждения вторую мини-подлодку.

В 10 часов 12 минут по судовым часам сработал дистанционный взрыватель, и прогремел взрыв. Он произвел огромные разрушения: металлические переборки лопнули, в машинном отделении все сдвинулось с мест, покорежилось. На палубе силой взрыва снесло тысячетонную орудийную башню 38-сантиметрового корабельного орудия. Линкор стоял на ремонте в течение шести месяцев, на ремонтных работах трудились сотни немецких рабочих и специалистов.

Английское Адмиралтейство торжествовало эту локальную победу — удачную атаку мини-субмарины «X-Gentlemen» на грозный линкор: официальные власти объявили эту операцию «самым отважным подвигом за все времена». Бесспорно, боевые действия экипажей пилотируемых торпед или мини-подлодок в ходе Второй мировой войны характеризовались беспримерным героизмом и самоотверженностью.

Во время Второй мировой войны оружие такого типа применяли четыре воюющих страны: Италия и Япония надеялись, что подводные диверсии помогут им бороться с превосходившими силами военно-морских флотов Великобритании и США, а Великобритания и гитлеровская Германия последовали их примеру. После того, как Королевский военно-морской флот испытал на собственной шкуре удары итальянских подводных «коммандос» в Средиземном море, англичане тоже использовали для поражения в норвежском фьорде непобедимого гиганта «Тирпиц» незаметные и неуловимые мини-субмарины. Нападение мини-подлодок на линкор «Тирпиц» побудило руководство немецкого военно-морского флота в 1944 году принять решение о создании и применении аналогичных подводных аппаратов, к которым немцы раньше относились с полным пренебрежением.

Для экипажей пилотируемых торпед каждая боевая операция означала экстремальные физические и психические нагрузки. Люди проводили в стальных «консервных банках» много часов, неудобно скорчившись в тесном отсеке, иногда даже несколько суток в боевых походах, в окружении вражеских судов. Спать можно было только сидя, подогнув колени под подбородок, или свернувшись калачиком на боку. На мини-подлодках пользовались клозетом с насосом, например, на английских минисубмаринах класса «X», но клапан часто не срабатывал, и содержимое клозета разбрызгивалось внутри подлодки, а не выбрасывалось через клапан наружу в воду.

Длительное пребывание в мини-подлодке или на торпеде было само по себе мучительным испытанием, но ведь нужно было еще провести операцию и потом всплыть. Конструкция английского аппарата «Charoit» предполагала, что подводных диверсантов, находившихся на управляемых торпедах, защищал на глубине только водолазный костюм. Эти костюмы элитные солдаты называли с юмором висельников «сырая смерть». Для предохранения тела от переохлаждения служило шелковое нижнее белье. А для рук ничего подходящего не придумали, только смазывали кисти рук вазелином, чтобы под слоем вазелина пальцы не так быстро коченели от холода.

Награды и слава доставались в удел только немногим подводным диверсантам, а смерть подстерегала их всех. В Италии, в Японии и Великобритании отряды подводных диверсантов формировали из элитных подразделений и специально тренировали. У немцев уже не было возможности набирать в аналогичные команды хорошо подготовленных солдат из отборных частей. Немецкие подводные диверсанты на карликовых подлодках, плохо обученные и, по большей части, очень молодые солдаты, осуществляли свои операции почти без шансов вернуться с задания, остаться в живых. Гросс-адмирал Карл Дениц, сыгравший главную роль в формировании подводного флота нацистской Германии, называл своих диверсантов-подводников «камиказде», поскольку они действительно редко возвращались на базу.

Наиболее успешно использовали свои управляемые торпеды итальянцы.

К сентябрю 1943 года подводные диверсанты из элитного подразделения «10 флотилии МАС» («Decimia MAC») потопили в Средиземном море между Гибралтарским проливом и Александрией 4 военных корабля и 27 гражданских судов общим водоизмещением 265 352 брутто-регистровых тонн. Успехи итальянских коммандос из «10 флотилии МАС» высоко ценили в гитлеровском Рейхе. Летом 1942 года капитан второго ранга Джулио Валерио Боргезе, командир «10 флотилии МАС», участвовал в обучении немецких подводных диверсантов и дал уничтожающую оценку: «У них не было ничего, что можно сравнить с нашими пилотируемыми торпедами».

Перед лицом грозящего поражения в войне командование ВМС гитлеровского Рейха решило не пренебрегать малым подводным флотом. Инженер Рихард Мор в Экернферде (земля Шлезвиг-Гольштейн) сконструировал немецкую управляемую торпеду, которую назвали «Негр». На судоверфях северной Германии в срочном порядке построили целый ряд карликовых подлодок («Саламандра», «Куница», «Щука», «Бобер», «Морской черт», «Тюлень»), рассчитанных на экипажи из одного или двух человек.

Эти малые подводные боевые суда не соответствовали основным критериям: они не обладали достаточной скоростью для перемещения под водой, а также дальностью действия для скрытного преследования врага.

Первые отряды «Куниц» ввели в боевые действия после высадки западных союзников в Нормандии в июне 1944 года. Вряд ли можно признать их операции успешными, и потери были очень высокие. В июле 1944 года 21 «Куница» вышла в боевой поход в проливе Ла-Манш, и ни одна из них не вернулась назад. Англичане сообщили о потере только одного тральщика.

Предшественница «Куницы» мини-подлодка «Негр» тоже пошла в серийное производство. В марте 1944 года на вооружение поступило 200 «Негров». Они топили малые военные суда, а в июне 1944 года серьезно повредили польский крейсер «ORP Dragon». За скромные успехи в боевых действиях 80 процентов экипажей «Негров» заплатили жизнью.

В конце 1944 года «Бобры» и «Саламандры» должны были сеять смерть и устрашать противника в Северном море и проливе Ла-Манш. Одноместными мини-субмаринами управляли молодые, неопытные и плохо обученные моряки. Руководство флота открыто именовало этих диверсантов «смертниками». За считанные недели флот потерял 52 «Бобра», а единственным их успехом можно считать только потопление грузового судна. Последним «чудо-оружием» на море стали с января по 28 апреля 1945 года так называемые «Тюлени». В техническом отношении они были совершеннее всех предыдущих немецких мини-подлодок, и им удалось затопить 142 катера, девять кораблей водоизмещением 18 451 брутто-регистровых тонн. Экипажи 35 «Тюленей» погибли.

Историки определяют использование немецких подводных диверсантов как полный провал. «Потери человеческих жизней можно сравнить только с гибелью японских «камикадзе», - писал видный британский историк Пол Кемп.

Галина СИДНЕВА








Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: