Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Телефот комсомольца Грабовского

Так уж получилось, что «отцом» электронного те-левидения считается американский инженер русского происхождения Владимир Кузьмич Зворыкин. Его таланту изобретателя и предпринимательской жилке США обязаны тем, что уже в тридцатые годы минувшего века голубые экраны зажглись во многих домах. При этом явно несправедливо долгие годы замалчивалось известное радиоэлектронщикам - первое в мире подвижное изображение удалось передать по эфиру и получить другому русскому самородку Борису Павловичу Грабовскому.

Состоялось это без преувеличения эпохальное событие в 1928 году в Ташкенте, что подтверждает выданный тогда патент № 5592 и заявочное свидетельство, полученное тремя годами ранее за № 4899. Причем, не будучи монополистом, изобретатель приборов «электрической телескопии» разделил лавры первооткрывателя с другими участниками сложнейшего проекта - Пискуновым, Поповым, Белянским. Но, как позже отмечал Грабовский, не будь хорошей технологической базы петербургского завода «Светлана», не будь теоретической и практической поддержки знаменитого ученого Бориса Львовича Розинга, признавшего, что разработка «юного комсомольца» существенно превосходит его собственную, аппарат дальновидения, телефот - так назвали первую советскую систему электронного телевидения - остался бы в виде схем на бумаге. Не воплотился бы в работоспособные конструкции.

Прежде, чем обратиться к автобиографии Грабовского, в которой он рассказывает о том, «что тому предшествовало, как было, что из того вышло», напомним, что изначально телевидение развивалось в двух направлениях - чисто электронном и электронно-механическом. От механического ТУ, как от бесперспективного для массового зрителя, вскоре отказались. Над усовершенствованием его, впрочем, вплоть до 1943 года успешно работал талантливый российский инженер А. А. Полумордвинов. Работал не напрасно. Системы механической развертки изображения широко применяются в космических исследованиях, например, для получения панорамных снимков планет солнечной системы, с последующей передачей полученных изображений на землю. К слову, и Грабовский, «зачитывая до дыр брошюры Циолковского», предрекал оснащение лет этак через пятьдесят усовершенствованными телефотами «ракетных крейсеров, осваивающих дальние уголки Вселенной». Пророчество сбылось. Но коснемся биографии изобретателя. Грабовский приводит о себе следующие сведения:

- Я родился в Тобольске 21 мая 1901 года в семье ссыльных революционеров. Мой отец - украинский поэт Павел Арсеньевич Грабовский - умер, когда мне было всего полтора года, и его, естественно, я не помню, а знаю по рассказам матери Анастасии Николаевны Гутовской и тети Анны Николаевны Туголуковой, а также сестры матери Сусанны Николаевны Семененко. Начало революции застало меня в Токмаке, недалеко от Пишпека (Фрунзе). Я сразу же вступил в комсомол, пошел добровольцем в Первую, затем Четвертую легкую туркестанскую батарею, отслужил около года и был командирован в Ташкентскую совпартшколу. Ночью у каждой кровати стояла винтовка с патронами. По окончании школы служил рядовым в Пишпекском ЧОНе. После демобилизации уехал в Ташкент. Некоторое время работал в Таштраме обмотчиком проводов, затем поступил лаборантом в САГУ.

В 1923 году я изобрел катодный коммутатор, причем мне удалось осуществить его. Опыты, проводившиеся в присутствии проф. Златоврацкого и Попова, дали положительные результаты.

То что самоучке-лаборанту удалось придумать катодный коммутатор, над созданием которого с переменным успехом бились дипломированные конструкторы, отнюдь не случайно. Просто в Грабовского от природы было заложено то, чем природа награждает избранных. «Избранный» же понимал, что инженерных глубоких знаний у него «в натруску, что надобно учиться». Потому-то на время оставил Ташкент, весной 1924 года уехал в Саратов, где посчастливилось познакомиться и подружиться с талантливым физиком и математиком Н. Г. Пискуновым, не только выступившим в роли репетитора, но сведшего с молодым инженером-радистом В. Н. Поповым. Попов помог разработать телефот.

П.Б. Грабовский

Осенью 1925 года Грабовского и Попова командировали в Ленинград, где прообраз современного телевизора был доработан и теоретически, и практически, а также была написана работа о фосфенной светочувствительности кожи человека и «начертан» аппарат для слепых - упрощенный аналог телефота - камертонный телефот «Гном». Осенью 1926 года друзья вернулись в Ташкент. В Ташкенте с помощью соавторов удалось изготовить и телефот, и «слепецкий» аппарат, что подтверждено публикациями в местных газетах на русском и арабском языках. Удалось передать движущиеся изображения людей и предметов. В Государственном архиве Узбекистана сохранились соответствующие документы. Труд не пропал даром. Первым мужчиной в мире, изображение которого было передано телефотом по эфиру, был И. Ф. Белянский. Первой женщиной - жена изобрететеля Л. А. Грабовская.

Самая важная часть биографической записки Грабовского категорична:

- Период с 1923 по 1925 годы - несомненное время рождения электронного телевидения. Это наше отечественное достижение, которым нельзя не гордиться...

Приборы эти - необходимо подчеркнуть - будучи весьма сложными, являлись предтечей телевизионных систем, которые служат человечеству сегодня. Поэтому не лишне обрисовать то, что они из себя представлял в сугубо техническом смысле. Человек, исключительно много сделавший и делающий для популяризации «отечественных телевизионных приоритетов», Ю. Рубченко, о них пишет следующее: «В патентной заявке Б. П. Грабовского и его соавторов впервые в истории дано подробное описание всего комплекса электронной системы телевидения. Кроме передающей и приемной трубок, заявители предусмотрели усилители сигналов на радиолампах, генераторы развертывающих напряжений, устройство синхронизации, основанное на делителях частоты, принципиально не отличающееся от современных аналогичных устройств. Для излучения в эфир сформированного телевизионного сигнала предусматривался передатчик с модулятором. В телевизионном приемнике предусматривались возможности высокочастотного и низкочастотного усиления сигналов и разделения синхроимпульсов, а также генераторы развертки луча приемной трубки». И далее: «Б. П. Грабовский, В. И. Попов, Н. Г. Пискунов за 3-4 месяца работы составили чертежи, по сути дела, передающего телевизионного центра и телевизионного приемника, показав невиданные темпы проектирования. Оценивая их труд, надо учитывать, что изобретатели шли неизведанным путем и впервые спроектировали сложный комплекс аппаратуры, который в блок-схеме был близок к первым центрам электронного телевидения, введенным в эксплуатацию во 2-й половине 30-х годов, то есть десятилетие спустя».

Говоря о поразительных успехах Грабовского и группы, нельзя умолчать о том, что дорогостоящие исследования, изготовление деталей аппаратуры обошлись почти даром - всего в пять тысяч рублей. В то время, как работавший в Америке на фирме КСА В. К. Зворыкин, на изготовление работоспособной системы электронного телевидения потратил пятьдесят миллионов долларов - по тогдашнему курсу валют сумму трудновоооразимую. Результаты же были получены на удивление аналогичные. С той лишь поправкой, что группа Грабовского провела свои первые телевизионные трансляции значительно раньше, о ходе которых в Ташкенте Ю. Рубченко приводит такие сведения: «Приближались сроки испытаний. Летом 1928 года специальная комиссия под председательством профессора Златоврацкого (СГТУ) в официальном протоколе записала, что 26 июля 1928 года в 13 часов был произведен опыт с приборами для передачи изображений движущихся предметов на расстояние. Что на экране приемника появилось изображение человека, который снимал и надевал фуражку, брал в руки разные предметы. И хотя изображение было низкокачественным, все же можно было узнать одного из изобретателей, а именно Ивана Филипповича Белянского. 4 августа 1928 года, несколько изменив схему, опыты повторили еще раз, и на зеленоватом экране диаметром 12 сантиметров все увидели перекресток улиц Ленина и Карла Маркса с прохожими и проезжающим вдали трамваем. Этот опыт был снят местной киностудией». Вывод из сказанного однозначен. Первый в мире телевизионный репортаж под открытым небом был проведен тоже в СССР.

Субъективно и объективно обстоятельства сложились так, что Грабовский, как сам признал, был вынужден отойти от модернизации телефота, подарив стране другие блестящие изобретения - новый принцип несущих хлопающих крыльев, воплощенный в модели орни-автожира, винтовку, стрелявшую пулями, с начальной скоростью 400 метров в секунду, кумулятивный винтовочный патрон, прожигающий броню. В 1961 году кто-то из друзей принес Борису Павловичу роман американского писателя Митчелла Уилсона «Друг мой, враг мой», по словам жены изобретателя, подкосивший его. Лидия Грабовская вспоминала:

- Муж крикнул мне, что сейчас сообщит такое, что я представить не могу.

Я привыкла за долгую совместную жизнь к «чудачествам» мужа, поэтому спокойно спросила:
Опять что-нибудь придумал сверхъестественное?
- Я прочел книгу!
- Ну и что?
- Необычную. В ней содержится точное описание наших опытов по дальновидению в Ташкенте.
- Не может быть!
- Не может быть? Прочти сама. Вот здесь, - и он протянул мне раскрытую книгу. Я прочла: «На экране появились очертания человеческой руки. Пальцы на ней были чуть пригнуты к ладони, потом быстро распрямились, и движение это было бесконечно женственным. Рука на экране повернулась, секунду помедлила и исчезла из виду. И снова перед его глазами мерцал пустой экран...». Да, в действительности так и было. Это я тогда протянула руку перед передатчиком, стала сгибать пальцы, а на экране в другой комнате было получено отражение этого зображения..

Владимир Кузьмич Зворыкин несколько раз наведывался в СССР, гостил в Ленинграде у двоюродной сестры - блокадницы. До него дошли слухи о «неверно расставленных акцентах в романе, которым зачитывался весь мир» Вернувшись в США, он публично высоко оценил заслуги группы Грабовского, подтвердил, что ташкентская документация была выкрадена, попала в Америку, в частные руки, затем в некую крупную фирму, занимающуюся проектированием радиоустроиств. Надолго переживший Грабовского, внесший большой вклад в цветное телевидение, Зворыкин, которого Британская энциклопедия называет «непревзойденным отцом ТУ», в собственном доме никогда не имел телевизионного приемника, считая досуг у экрана праздным занятием, расточительным укорачиванием и без того короткой жизни.

Александр ДМИТРИЕВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты