Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Трактора, которые сражались за родину

Тракторостроение в России имеет давнюю историю. Возможно, ее следует начинать с далекого 1791 года, когда знаменитый механик-самоучка Иван Петрович Кулибин изобрел трехколесную «коляску-самокатку» с двумя ведущими и одним направляющим колесами. В этой «коляске» изобретатель применил целый ряд механизмов и устройств, которые встречаются в современных тракторах: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик. Известно также, что в 1879 году крестьянин Федор Абрамович Блинов получил патент на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Речь шла об изобретении гусеничного движителя. В 1888 году тот же Блинов построил гусеничный трактор, приводимый в движение двумя паровыми машинами. Он демонстрировал его на Саратовской ярмарке в 1889-м и на Нижегородской ярмарке в 1896 году.

К сожалению, массовый выпуск тракторов в царской России так и не был налажен. В 1913 году в нашей стране насчитывалось всего 165 машин. Куда больше внимания развитию тракторостроения стало уделяться при советской власти. 1 апреля 1921 года Совет Народных Комиссаров издал Декрет о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. Вскоре отечественная промышленность уже осваивала серийный выпуск тракторов. В 1922 году появился сконструированный Е. Д. Львовым «Коломенец-1», годом позже - «Запорожец» инженера Л. А. Унгера, а в 1924-м Харьковский паровозостроительный завод освоил производство тяжелых гусеничных тракторов «Коммунар». «Коммунар» был скопирован с трактора WD-50 немецкой фирмы «Ганомаг», той самой, которая позже, в годы Второй Мировой войны, будет поставлять вермахту полугусеничные бронетранспортеры. Тогда же в Ленинграде по американской лицензии стали производить трактор «Фордзон - Путиловец».

Гусеничные трактора имели двойное назначение: для сельского хозяйства и для армии, где они могли бы буксировать по бездорожью артиллерийские орудия. Для того чтобы провести индустриализацию сельского хозяйства и моторизацию Красной Армии требовались новые производственные мощности. Поэтому было начато ускоренное строительство новых тракторных заводов. В 1930 году заработал тракторостроительный гигант в Сталинграде, в 1931-м - в Харькове и в 1933-м - в Челябинске. Все они были оснащены импортированными из США производственными линиями. Несмотря на то, что между страной Советов и Соединенными Штатами еще не были установлены нормальные дипломатические отношения, заокеанский бизнес охотно пошел на деловое сотрудничество, поставляя в СССР новейшие по тому времени станки. С первой половины тридцатых годов история советского тракторостроения, военного и гражданского, вступила в период массового производства.

Самым массовым тогда стал трактор С-60, представлявший собой несколько измененный американский «Катерпиллер» модели «Sixty». Двигатель на «тяжелом бензине» недостаточно хорошо воспринимал большие нагрузки, поэтому советские конструкторы создали доработанный вариант машины - трактор С-65, оснащённый отечественным дизель-мотором М-17. С 1937 по 1941 годы челябинцы построили 37 626 таких улучшенных тракторов. При этом свыше 20 тысяч С-60 и С-65 были переданы РККА. Гусеницы полуметровой ширины позволяли этим 11-тонным машинам в любую распутицу буксировать даже 203-мм гаубицы Б-4 и 280-мм мортиры Бр-5. С помощью специалистов Научного Авто-Тракторного Института (НАТИ) челябинцы сконструировали и гусеничный артиллерийский тягач С-2. Он имел совершенно иную компоновку с расположенной спереди кабиной и кузовом, в котором могли размещаться артиллеристы и боеприпасы к орудию. Кроме того, если сами трактора развивали максимальную скорость 7,5 км/ч, то С-2 мог разогнаться до 22,5 км/ч. ЧТЗ произвел в период 1939-42 гг. 1275 таких «артиллерийских тракторов», к сожалению, не отличавшихся особой надежностью.

Сталинградские тракторостроители, взяв за основу английскую танкетку фирм «Виккерс» и «Карден-Ллойд» и американский трактор «Интернешнл» ТА-40, создали свою оригинальную конструкцию - гусеничный трактор СТЗ-3. При меньших, чем у «Сталинцев» размерах, он мог разгоняться до 20 км/ч. Одновременно был разработан и «артиллерийский трактор» СТЗ-5, который при массе 6,0 тонн мог буксировать прицепы массой до 4,0 тонн или орудия массой до 12 тонн, а в кузове перевозить до 8-10 военнослужащих либо до 1,5 тонн груза. Максимальная скорость этого тягача достигала 25 км/ч. Чуть ли не единственным существенным его недостатком было то, что из-за расположенного под кабиной двигателя, летом температура в ней могла достигать 50 градусов. Порой из-за нехватки автомобильного транспорта СТЗ-5, словно грузовики, использовали для переброски пехоты. Производство СТЗ-3 и СВ-5 началось в 1937 году. К производству СТЗ-3 подключился также Харьковский тракторный завод. В итоге к началу войны было произведено свыше 16 тысяч таких тракторов. Серийный выпуск тягачей СТЗ-5 продолжался вплоть до августа 1942 года, когда в Сталинграде уже шли уличные бои. Всего с конвейера сошло 9944 «артиллерийских тракторов».

Помимо созданных на базе сельскохозяйственных тракторов машин, были в Рабоче-Крестьянской Красной Армии и специально спроектированные тягачи и «скоростные трактора». Первым в их ряду стал спроектированный под руководством Б. Н. Воронкова тяжелый тягач «Коминтерн». Его создали на базе шасси забракованного военными специалистами среднего танка Т-24. Эта могучая машина была способна не только буксировать артиллерийские орудия, но и могла использоваться для эвакуации с поля боя подбитых средних и тяжелых танков.

Максимальная скорость «Коминтерна» достигала 30,5 км/ ч. В 1936 году инженеры НАТИ спроектировали легкий артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Его конструкция базировалась на шасси плавающего танка Т-38. «Комсомолец», правда, плавать не мог, зато максимальная скорость его достигала 50 км/ч. Он с легкостью мог буксировать 37-мм и 45-мм противотанковые пушки, перевозя при этом шесть артиллеристов и боеприпасы. Этот тягач был прикрыт противопульной броней, а в лобовом листе его в шаровой установке монтировался пулемет ДТ. С 1937 по 1941 год на трех заводах было произведено 7 780 таких машин. Самым же мощным в этом ряду был «скоростной трактор» «Ворошиловец», спроектированный на оригинальном шасси и оснащенный 375-сильным дизельным двигателем В-2В. Его максимальная скорость составляла 42 км/ч. В кузове он мог перевозить 16 человек, а на прицепе буксировал груз массой до 22 тонн.

В годы войны советская промышленность почти полностью отказалась от выпуска тракторов и артиллерийских тягачей в пользу максимально возможного наращивания производства танков. Единственной запущенной в серию новинкой стал тягач Я-12 Ярославского автомобильного завода, на котором был использован американский двигатель СМС-4-71 мощностью 110 л. с. При этом многие произведенные еще до войны машины прошли ее от начала и до самого конца. Особенно этим отличились «Ворошиловцы» и «Коминтерны», которые на передовой не использовались. Так, из 1123 произведенных с 1939 по 1942 гг. «Ворошиловцев», до конца войны дошли 336. А из 1798 построенных в 1934-40 гг. «Коминтернов» в 1945-м в строю было 568.

Трофейные трактора и тягачи охотно использовал германский вермахт. Особой популярностью там пользовались С-65 и «Комсомолец». Часть «Комсомольцев» даже оказалась во Франции и использовалась там на завершающем этапе войны против англо-американских войск. Несколько тысяч «Сталинцев» в 1943-44 гг. Советская Армия отбила у немцев назад и вновь включила их в свои ряды. Существенную помощь в обновлении тракторного парка оказали американцы, отправившие по ленд-лизу в СССР свыше семи с половиной тысяч тракторов фирм «Катерпиллер», «Интернешнл» и «Эллис-Чалмерз». Уже в 1944 году советское тракторостроение стало вновь переходить на мирные рельсы, возобновив выпуск СТЗ-З в Сталинграде, Харькове и на Алтайском тракторном заводе. Спустя многие годы, при Леониде Ильиче Брежневе, в СССР производилось порядка полумиллиона тракторов самого разного назначения и самых разных весовых категорий в год.

Виктор БУМАГИН






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты