Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












На вёслах - под воду

Наши предки делили всю природу на четыре стихии: землю, воздух, воду и огонь. Каждую из стихий населяли свои существа: на земле жили люди и животные, воздух был отдан птицам, воду населяли рыбы и, наконец, в огне существовали саламандры. Однако среди этих обитателей один был самым неугомонным, стремящимся проникнуть во все остальные сферы, - это, конечно же, человек. Он хотел летать в небесах, как птица, не гореть в огне, как саламандра, и не тонуть в воде, как рыба. Недостатки в строении тела наши предки возмещали техническими приспособлениями: крылья подняли человека в воздух, асбест помог не гореть в огне, а лодка - передвигаться по поверхности воды.

Но человеку этого было мало - он стремился проникнуть в самую глубь стихий! Так начались работы по созданию подводной лодки, призванной уподобить человека рыбам...

Первые подлодки

Первым подводным аппаратом следует признать, пожалуй, бронзовый водолазный колокол, который упоминает Аристотель и который его ученик, Александр Македонский, собирался применить в 332 году до н. э. при взятии Тира. Долгое время водолазный колокол оставался единственным техническим средством, позволявшим погружаться на глубину. Однако технический прогресс вскоре дал человечеству другое, более удобное и управляемое средство - подводную лодку.

Впервые идея подобного транспортного средства родилась у англичанина Вильяма Бурна. Вот что сам изобретатель писал о своем детище в 1587 году: «Есть возможность построить корабль, который бы по нашему желанию мог погружаться в воду до самого дна, а затем возвращаться снова на поверхность. В своей книге «Клад путешественников» я уже выяснил, что всяк предмет тонет, раз он тяжелее равного ему объема воды, и плавает на поверхности, если весит меньше этого объема. Раз это так, то, значит, всякое находящееся в воде тело, имеющее неизменный вес, если только есть возможность менять его объем, может по нашему желанию стать либо плавающим на поверхности воды, либо тонущим. Для получения такого результата необходимо сделать бока аппарата или лодки кожаными и устроить в середине винты для растягивания и сжимания их, что вызовет, конечно, изменение объема всего аппарата. Чтобы заставить такую лодку потонуть, надо при помощи винтов втянуть кожаные станки внутрь; объем лодки уменьшится, и она пойдет ко дну. Для того чтобы лодка всплыла, надо теми же винтами раздвинуть стенки наружу и увеличить таким образом объем настолько, чтобы вытесняемый в таком положении с лодкой объем воды весил больше, чем она сама.

Для постройки маленького подводного судна или лодки следует поступать так: на дне лодки надо помещать достаточное количество балласта и поверх его, возможно ниже настилать настолько плотную палубу, чтобы через нее не могла проникать вода; на достаточной высоте от первой палубы настилается вторая, точно такая же плотная и не пропускающая воды; в боках между двумя палубами затем надо просверлить большое количество отверстий. Далее надо изготовить два щита таких размеров, как бока барки, возможно плотно их пригнать внутри лодки, параллельно бокам, и прикрепить их при помощи плотно прибитой и взятой в достаточном количестве кожи. Щиты эти при помощи винтов или других подобных приспособлений должны в середине лодки передвигаться, сближаясь или удаляясь друг от друга».

Как мы можем видеть, на подводной лодке применялся единственный тип движителя, возможный в то время, - мускульная сила гребцов. На протяжении столетий в этом плане ничего меняться не будет, - для движения будут использоваться либо весла, либо винты, вращаемые вручную.

Впрочем, до нас не дошли сведения, испытывал ли Бурн свою лодку и каковы были результаты этих испытаний. Так или иначе, первый работающий образец подлодки удалось построить голландскому врачу Корнелиуссу ван Дреббелю (1552-1634), который работал в Англии в должности придворного врача короля Якова I. «Современный ван Дреббелю писатель Гарсдоффер говорит, что на мысль об устройстве подводной лодки ван Дреббеля навело наблюдение за движущимися по Темзе рыбачьими лодками, ведущими на буксире корзины с рыбой, - писал в 1905 году в петербургском «Новом журнале литературы, искусства и науки» ученый К.И. Дебу. - Ван Дреббель, пишет Гарсдоффер, подметил, что лодки при этом довольно сильно погружены в воду, но что они всегда несколько приподымаются, всплывают, как у только по той или иной причине ослабевает натяжение веревки, к которой привязаны корзины с рыбой. Наблюдение это позволило ему заключить, что при помощи подобной системы может быть удерживаема под водой лодка, приводимая в движение веслами или шестами».

В 1620 году ван Дреббель построил первую небольшую лодку. Опыты с ней были настолько удачны, что в следующие годы им были построены еще две лодки, уже значительно большей величины. На одной из них опускался и плавал под водою (по Темзе) сам король Яков. Известный английский химик Роберт Бойль, описывая это подводное плавание короля Якова, говорит, что лодка вмещала 12 гребцов и до восьми пассажиров и в продолжение нескольких часов плавала под водою, на глубине 15 футов (4,6 метра). Описания лодки Дреббеля не существует; известно, что она была построена из дерева и для водонепроницаемости обтянута снаружи промасленной кожей. Каким именно способом вызывалось погружение лодки в воду, неизвестно, а движение она получала от весел, пропущенных в плотно завязанные кожаные рукава.

В России первое «потаенное судно» было построено по приказу Петра I плотником из подмосковного села Покровское Ефимом Никоновым в 1721 году. После успешных испытаний Ефим приступил к постройке «потаенного судна большого корпуса», и в 1724 году уже затребовал... вооружение на него - «огненные трубы»! Однако стать первой в мире державой с подводным флотом России не довелось - после смерти Петра I работы были прекращены, опытные образцы сгнили в сарае, а слава (незаслуженная, как мы видим) изобретателя первой военной подлодки перешла к американцу Буншелю, предложившему в 1775 году аналогичный проект.

Кручу, кручу, кручу, педали кручу

Даже сегодня, в XXI веке, от идеи мускульного движителя для подводных плаваний трудно отказаться. Плюсов тут много: он экологичен, помогает здоровью, не требует топлива и очень прост в изготовлении. Так что неудивительно, что изобретатели из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета сконструировали Blue Space - эдакий подводный двухместный велосипед.

- Существующие подводные аппараты сухого типа (с незатопляемой кабиной. - Прим. авт.) используют традиционные винтовые и водометные движители, которые требуют наличия аккумуляторных батарей достаточно больших размеров и имеют относительно малое время работы, - делится своими соображениями лидер проекта Blue Space Владимир Тарадонов. - Практически после каждого погружения эти батареи необходимо перезаряжать на берегу или судне обеспечения, стоимость которого на несколько порядков выше стоимости плавательного аппарата.

Подводный велосипед

По словам изобретателя, подводный велосипед будет способен изменять плавучесть благодаря 50-литровым цистернам, расположенным в прочном корпусе, а перемещаться вверх и вниз на ходу сможет как за счет горизонтальных рулей, так и за счет реализации эффекта Коандэ. С последним мы сталкиваемся почти каждый день, например, пытаясь медленно налить чай из чашки в блюдце. Тот, вместо того чтобы литься нормальной струей, «липнет» к чашке и в итоге оказывается на столе.

- Корпус изготавливается из специального акрилового стекла, - продолжает Владимир Тарадонов. - Причем подводный аппарат имеет наружный (проницаемый) и внутренний прочный (непроницаемый) корпуса. Эти корпуса крепятся на металлические или углепластиковые шпангоуты.

Теоретически предельная глубина погружения такого аппарата зависит только от толщины акрилового стекла. За рубежом есть отдельные сферические акриловые подводные аппараты с толщиной стенок 90 мм, которые погружаются на 600 метров. Данная модель рассчитана на использование до глубины 30 метров.

Безусловно, проработаны пути спасения при аварии.

- На плавательном аппарате предусмотрен механизм с датчиком давления, который при достижении аппаратом определенной глубины автоматически сбрасывает аварийный балласт, - утверждает Владимир. - Этот балласт можно также сбрасывать и вручную.

При аварии аппарата туристы, имеющие личные небольшие баллоны воздуха высокого давления с загубниками, открывают крышку плавательного аппарата и самостоятельно всплывают на поверхность моря. Это как бы парашют наоборот.

Ну что ж, это не может не радовать. Кроме того, по словам изобретателя, в проекте предусмотрен вариант совмещенного мускульного и электрического привода, то есть педали может помогать крутить электродвигатель, а совсем ленивым не надо будет вообще работать ногами - за них все сделает электричество.

Посмотрим, будет ли такой амбициозный проект сравнительно дешевых подводных аппаратов (стоимость, по словам Владимира Тарадонова, вряд ли будет превышать 25 тысяч долларов) воплощен в жизнь. В любом случае, ждать осталось недолго.

Евгений ВАСИЛЬЕВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты