Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Любимые линкоры дуче

Готовясь к большой войне, возглавляема Бенито Муссолини Италия строила много кораблей самых разных классов: крейсеров, эскадренных миноносцев, торпедных катеров. Но особую гордость дуче составляли три новейших линкора: «Витторио Венето», «Литторио» и «Рома». Впрочем, судьба их ждала нелёгкая.

Мощные броненосцы итальянцы строили еще в XIX веке. Такими, например, были вступившие в строй в 1876 году «Дуилио» и «Дандоло» водоизмещением 12 265 тонн. Они были вооружены четырьмя орудиями калибра 450 мм, находившимися в башнях, а борта их прикрывала броня толщиной до 550 мм. Далее последовало еще несколько типов броненосцев, таких как «Андреа Дориа», «Сарденья» и «Бенедетто Брин», тоже вполне достойно смотревшихся при сравнении с броненосцами ведущих военно-морских держав. Когда наступила эра дредноутов, итальянские корабелы снова смогли принять вызов времени. В 1910 году со стапелей сошел вооруженный двенадцатью 305-мм пушками «Данте Алигьери», способный развивать скорость до 23 узлов. В ближайшие годы ряды итальянского флота пополнили шесть линкоров типа «Джулио Чезаре». Их водоизмещение достигло рекордной для итальянского флота величины - 25 086 тонн, а главный калибр состоял из тринадцати 305-мм пушек, размещенных в пяти башнях: трех трехорудийных и двух двухорудийных. После этого строительство новых линкоров для итальянского флота надолго прекратилось. Ведь итальянским кораблестроителям с началом Первой Мировой войны пришлось переориентироваться на строительство более актуальных эсминцев, катеров и подводных лодок.

Приход к власти Бенито Муссолини долгое время в этом плане ничего не менял. Сначала дуче был озабочен укреплением личной власти, затем грянул экономический кризис. Лишь в начале тридцатых годов итальянские фашисты принялись за модернизацию линкоров тина «Джулио Чезаре». У них убрали одну трехорудийную башню главного калибра, разместив на кораблях современную для того времени зенитную артиллерию, а также увеличили мощность главной энергетической установки с 31 ООО до 93 ООО л. с., что позволило увеличить максимальную скорость с 21,5 до 28 узлов при росте водоизмещения на три тысячи тонн. Но этого было слишком мало для того, чтобы превратить Средиземное море в «маре наструм» - внутреннее итальянское море. Чтобы сделать претворение в жизнь этой заветной мечты Муссолини более реалистичным, требовались новейшие сверхдредноуты.

Детища эпохи сверхдредноутов. Таковыми должны были стать линкоры типа «Витторио Венето».

Они были разработаны «Комитетом по проектированию кораблей» под руководством Умберто Пульезе и отражали последние достижения итальянской науки и техники. Это были настоящие исполины: их водоизмещение превышало 45 ООО тонн, а длина достигала 237,8 м. Итальянские сверхдредноуты были вооружены девятью 381-мм пушками в трех трехорудийных башнях, которые дополняли двенадцать 152-мм пушек в четырех трехорудийных башнях, двенадцать 90-мм зенитных автоматов в одноорудийных башнях со стабилизацией, то есть способных сохранять вертикальное положение даже при качке - уникальное конструктивное решение для того времени, а также 20 зенитных автоматов калибра 37 мм. На этих кораблях также базировалось по три гидросамолета, стартовавших с помощью катапульты. Толщина вертикального бронирования достигала 360 мм, а горизонтального - 169 мм. Мощность главной энергетической установки достигала 140 000 л. с. на форсаже, что позволяло достигать скорость до 30 узлов. Дальность плавания достигала 4 700 миль при скорости 14 узлов, что делало досягаемым практически любой уголок Средиземного моря.

В конце октября 1934 года на верфях в Генуе и Триесте заложили два первых линкора этой серии: «Литторио» и «Витторио Венето». Однако фашистское правительство Италии вело крайне агрессивную внешнюю политику, которая до предела обострила военно-политическую обстановку в Средиземноморье и привела к существенному наращиванию военно-морских сил Франции и Великобритании в этом регионе. Поэтому в 1938 году по решению Муссолини было заложено еще два линкора этой серии: «Рома» и «Имперо», которые строились по несколько улучшенному проекту. Последний так и не был достроен. Остальным трем довелось принять участие в боевых действиях.

Линейный кораболь «Витторио Венето»

Наиболее удачливым оказался, пожалуй, «Витторио Венето». За время активных боевых действий этот линкор выполнил 56 боевых заданий, пройдя с боями 17 970 миль и израсходовав 20 288 тонн горючего. Его первый боевой выход состоялся 31 августа 1940 года, когда крупнейшая за все годы Второй Мировой войны группировка итальянских дредноутов и сверхдредноутов - «Витторио Венето», «Литторио», «Джулио Чезаре», «Кавур» и «Дуилио» - в сопровождении 10 крейсеров и 34 эсминцев бросила вызов средиземноморскому флоту Великобритании, базировавшемуся в египетском порту Александрия. Английские самолеты вовремя обнаружили итальянскую армаду, и британские корабли повернули назад.

Ночью с 11 на 12 ноября 1940 года английский авианосец «Илластриес» приблизился на расстояние 170 миль к Таранто. Поднявшиеся с его палубы торпедоносцы атаковали находившиеся в этой базе итальянские корабли. Примерно час спустя порт атаковала еще одна группа торпедоносцев с «Илластриеса». В результате «Литторио», «Дуилио» и «Кавур» получили попадания торпед и надолго вышли из строя. Эта дерзкая атака изменила соотношение сил на Средиземном море в пользу британцев. Впрочем, «Витторио Венето» остался невредимым.

В дальнейшем этот сверхдредноут совершил несколько боевых выходов в море на перехват британских конвоев и несколько раз открывал огонь по кораблям сопровождения противника. Выход, совершённый в конце марта 1941 года едва не стал для него последним.

В тот раз этот линкор в сопровождении шести тяжёлых крейсеров и 13 эсминцев должен был нанести удар по британским конвоям, следовавшим из Александрии в греческие порты. Элемент внезапности был утрачен из-за того, что соединение обнаружила английская летающая лодка «Скандерленд». Военные корабли британцев, среди которых было три линкора и авианосец «Формидэбл» решили контратаковать. 28 марта английские палубные торпедоносцы неоднократно атаковали итальянские корабли. Кроме того, с авиабаз в Греции дважды на бомбёжку итальянской эскадры вылетали английские бомбардировщики «Бленхейм».

В 15:19 британский палубный торпедоносец «Альбакор» добился попадания в «Витторио Венето» 450-мм торпедой. При этом торпедоносец сам был сбит зенитной артиллерией линкора и рухнул в воду в километре от корабля, но это служило слабым утешением. В течение буквально нескольких минут сверхдредноут принял в кормовую часть 3 500 тонн забортной воды, к тому же из-за близких разрывов бомб с «Бленхеймов» у него вышла из строя рулевая машина главного руля. С большим трудом «Витторио Венето» добрался до базы в Таранто. Ремонт корабля занял четыре месяца.

Еще один четырехмесячный ремонт этому кораблю пришлось пережить после того, как 14 декабря 1941 года в Мессинском проливе его торпедировала английская подводная лодка «Урге». «Литторио» везло еще меньше. Он получал повреждения по меньшей мере пять раз. После того, как «Литторио» был поврежден авиаторпедой в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года в Таранто, ему довелось пережить попадание 120-мм снаряда с британского эсминца в марте 1942 года, попадания торпедой и авиабомбой 6 июня 1942 года, а также близкий разрыв авиационной бомбы во время массированного налета союзной авиации на порт Специя 19 апреля 1943 года. Уже после переименования в «Италию», последовавшего за падением режима Муссолини, ему пришлось 9 сентября 1943 года во время перехода морем пережить попадание двух немецких радиоуправляемых авиабомб «Фриц-Х», сброшенных бомбардировщиками «Дорнье-217». Все это, однако, не помешало «Литторио» за время активных боевых действий пройти 13 583 мили, выполнив 46 боевых заданий.

Для линкора «Рома», вошедшего в строй в июне 1942 года, атака управляемыми бомбами с «Дорнье-217» во время перехода для капитуляции на Мальту, приведшая к повреждению «Литторио», стала и вовсе смертельной. В «Рома» тоже попали две авиабомбы. Уже после попадания первой в считанные минуты вода затопила машинное отделение и электростанцию. Это вызвало многочисленные возгорания электрооборудования в кормовой части корабля. Спустя примерно десять минут в носовое машинное отделение попал еще один «Фриц-Х» Начавшийся большой пожар вскоре вызвал взрыв в пороховых погребах носовых башен главного калибра. Столб пламени вырвался на десятки метров вверх, и вторая башня 381-мм орудий была отброшена далеко за борт. После серии новых взрывов линкор переломился пополам и ушел на дно, унеся жизни 1 253 человек.

После войны «Витторио Венето» и «Литторио» были интернированы союзниками в большом Горьком озере в зоне Суэцкого канала. Уже в пятидесятых годах американцы дали согласие на их разделку на металлолом в Специи. Таков был конец линкоров, на которые Бенито Муссолини возлагал столь большие надежды.

Виктор БУМАГИН







Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: