Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Автопланы - летающие автомобили

Почему люди не летают, как птицы? А ведь этого хотелось бы человеку, пожалуй, больше всего на свете — иначе не существовало бы множества сказок и мифов про полеты отважных героев. Да что там далеко ходить — во многих популярных фильмах присутствует летающий транспорт, взять хотя бы такси Корбена Далласа из «Пятого элемента», волшебный «Форд Англия» Гарри Поттера или фантомасовский «Ситроен» с выдвижными крыльями. Но фантазии, как известно, рано или поздно воплощаются в реальность. И если ковер-самолет уже изобрели, почему бы не появиться... летающему автомобилю?

Нам разум дал стальные две педали!

Что было одним из самых модных средств передвижения до изобретения автомобиля? Конечно, велосипед! Поэтому неудивительно, что история летающих автомобилей начинается именно с летающего велосипеда.

В 1912 году известный промышленник Роберт Пежо объявил, что выплатит 10 тысяч франков первому, кто пролетит 10 метров на аэроплане, двигаемом мускульной силой, либо тысячу тому, кто пролетит расстояние в 10 раз меньшее. Предложение вызвало живой интерес у энтузиастов, и вскоре в парижском «Парке принцев» собралось 30 велосипедистов, оснастивших своих железных коней крыльями. Но, к сожалению, Пегаса оседлать никому не удалось - как ни старались любители воздухоплавания, им даже не удалось оторваться от земли. Покорить воздушную стихию на велике удалось лишь Габриэлю Пулену девять лет спустя - на 17-килограммовом двухколесном друге он разогнался до 40 км/ч, что позволило двум большим крыльям, закрепленным на велосипеде, поднять изобретателя в воздух и пронести 11 метров 72 сантиметра. Следующая попытка принесла новый рекорд - Габриэль пролетел уже 12 метров и 30 сантиметров!

Однако в двадцатых годах умами человечества уже прочно завладел автомобиль. Тем более, что в 1916 году американец Глен Кертис, известнейший летчик и изобретатель первых авиамоторов, сконструировал автоплан (Curtiss Autoplane) - летающий автомобиль, который и испытал годом позже. Машина, смахивающая на бочку на колесиках с кабиной и тремя рядами крыльев, получилась неказистой, но она все-таки ездила и летала, что от нее и требовалось. В 1920 году автопланом заинтересовался автопромышленник Генри Форд, при его финансовой поддержке даже был создан Flying Flivver («Маленький дешевый летающий автомобиль»), но вскоре после гибели на испытаниях своего друга Форд к проекту охладел.

Впрочем, идея облетать пробки по воздуху начинала нравиться людям уже тогда, поэтому к 1930 году еще несколько изобретателей на свои летающие автомобили получили патенты и даже грант от тогдашнего президента США Франклина Рузвельта, что дало толчок к дальнейшим усовершенствованиям в этой области.

В 1937 году конструктор Вальдо Ватерман при поддержке компании Studebaker представил на суд общественности свое детище - «Стрелобиль» (Arrowbile). Так же, как и автоплан Кертиса, он имел толкающий винт, но отличался еще более дурацкой по виду трехколесной кабиной и мощным двигателем в 100 лошадиных сил. Стреловидные крылья полагалось оставлять в аэропорту, что было неудобно - получается, автомобилист-авиатор был привязан к нему. Но, так или иначе, вскоре Studebaker перекрыла финансовый кран, и проект умер.

Ездящий самолет или летающее авто?

Первый эстетически привлекательный дизайн летающего автомобиля удался компании Consolidated-Vultee | (она же Convair). Работы над ним начались в 1940 году. Однако Вторая мировая война позволила закончить ConvairCar только в 1947-ом. При проверке выяснилось, что на 72 километра полета авто расходует галлон горючего, что было весьма экономно. Двухдверный летающий седан уже собирались выпустить на рынок, как произошедшая на испытаниях катастрофа перечеркнула всю работу инженеров.

Годом ранее, в 1946 году Роберт Фултон (дальний родственник изобретателя паровой машины) продемонстрировал свою «Летающую амфибию» (Airphibian). Вместо попыток скрестить самолет с автомобилем или заставить последний летать он пошел противоположным путем и изготовил, скорее, ездящий самолет. В случае, когда пилот-водитель хотел двигаться по шоссе, он должен был снять крылья и секцию хвоста, пропеллер, уложить все это в «Амфибию» и рулить себе со скоростью до 50 миль в час. Тех, кто испугался работ по превращению машины в самолет и обратно, Фултон успокаивал: дескать, «домохозяйка может сделать это одна за пять минут».

Но, несмотря на то, что Airphibian стал первым в мире летающим автомобилем, получившим сертификат Управления гражданской авиации США, покорить рынок ему было не суждено - изобретатель не нашел для запуска производства необходимых инвестиций.

По заветам Гарри Поттера

Однако идея летающего автомобиля и не думала умирать. Знамя из рук Фултона подхватил инженер Молтон Тейлор, фанат малой авиации. «Я видел, как это летает, как сбрасываются крылья, хвост, и получается автомобиль, - вспоминал позднее Тейлор Airphibian Фултона. - И я подумал, это хорошая идея, но я могу добиться большего успеха». В общем-то, так оно и вышло.

Рассудив, что оставлять крылья в аэропорту - не самая лучшая идея, Тейлор решает возить их с собой, как и в модели Фултона. Для облегчения веса автомобиля Молтон применил стеклопластик, а также оснастил свое детище экзотическим тогда задним колесным приводом. Несколько лет построенный экземпляр «Аэрокара», также получивший сертификат Управления гражданской авиации США, не находил покупателя, пока, наконец, им не заинтересовался популярный актер Боб Каммингс, который вел на телевидении свое шоу. «Аэрокар» добавил популярности Бобу, а Боб добавил популярности «Аэрокару», и спустя еще год, в 1961-ом еще один аэроавтомобиль купила орегонская радиостанция KISN с целью информирования слушателей о ситуации на дорогах. Вскоре расходятся еще четыре машины, но ни одна из них так и не взлетела - в основном их использовали в рекламных целях.

Тем не менее, воодушевленный продажами Тэйлор договаривается с компанией Ling-Temco-Vought о производстве сразу тысячи «Аэрокаров», что было бы возможным при наличии 500 предварительных заказов. Однако, как ни старался изобретатель, дело застопорилось на цифре 278. Решающую роль в этом сыграла цена аэромобиля - 8,5 тысячи долларов, что примерно в 20 раз превышало цену среднего автомобиля. В 1970 году уже третьей по счету моделью «Аэрокара» интересуется Ford Motor Company, но, как и 50 лет назад, интерес к проекту, в конце концов, угасает - имидж компании, по мнению ее вице-президента Дональда Петерсена, может быть подпорчен столь «безрассудным устройством», да и нефтяной кризис вкупе с возросшим импортом японских автомобилей дал о себе знать.

Впрочем, безрассудных устройств тогда хватало и без «Аэрокара». Так, в 1974 году Леланд Брайен разбился на своем летающем автомобиле Roadable III, а годом ранее из-за разрушения в воздухе крыльев, приделанных к Ford Pinto, гибнет изобретатель Генри Смолински вместе с пилотом.

Какой же русский не любит?..

Молтон Тейлор прожил 83 года и умер относительно недавно, в 1995 году, так и не дожив до тех времен, когда его изобретение стало бы массовым. Возможно, успеха добьется его ученик и последователь Эд Суини, который взялся за AEROCAR 2000?

Правда, Суини отказался от принципа Тейлора «все свое вожу с собой» и вновь вернулся к проекту начала прошлого века - автомобиль отдельно, самолетные «прибамбасы», хранящиеся на аэродроме - отдельно. Автомобиль изобретатель выбрал неплохой - родстер Lotus Elise, который Эд хочет дополнительно оснастить массой электроники для обеспечения комфортного полета. Правда, пока неясно, когда же следует ожидать окончания работ - об этом молчит и сам конструктор, и его сайт. А жаль, ведь многие русские не отказались бы и прокатиться с ветерком, и полетать быстрее него...

Евгений ВАСИЛЬЕВ







Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: