Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Печать рока на полотнах

25 мая 2018 года посетитель Третьяковской галереи, воронежец Игорь Подпорин попытался уничтожить картину великого художника Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», нанеся ей серьезные повреждения. Это не первое нападение на самое мрачное полотно Репина. Оно отмечено печатью рока, как и некоторые другие картины русских художников.

«Бойтесь кисти живописца...»

Изобразительное искусство во все времена считалось тесно связанным с мистикой. Ведь любое изображение, особенно портрет, - энергетический отпечаток позирующего человека, в который вплетается и энергетика живописца. Поэтому при определенных обстоятельствах картина может стать губительной для модели, а также причинить неприятности другим людям, пришедшим посмотреть на нее. Еще в XV столетии ученый, философ, алхимик и маг Корнелий Агриппа Неттесгеймский писал: «Бойтесь кисти живописца - его портрет может оказаться более живым, чем оригинал».

Илья Ефимович Репин - один из величайших русских художников. Но еще современники прозвали его «грозой натурщиков». Многие из тех, кому выпала честь позировать ему, вскоре умирали.

Например, едва Репин взялся за портрет Федора Тютчева, как поэт скончался. Такая же участь постигла композитора Модеста Мусоргского, писателя Алексея Писемского, хирурга Николая Пирогова, итальянского актера Мерси д'Аржанто. В 1909 году Репин по заказу Саратовской городской думы написал портрет премьер-министра Петра Столыпина. Вскоре реформатор был застрелен в Киеве.

Предначертанная судьба

Но воистину губительной для натурщиков оказалась картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая нам больше знакома под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Известно, что Репин долго не решался взяться за нее. Должно быть, его «терзали смутные сомнения». Ведь только в наше время историки доказали, что Иоанн IV вовсе не убивал своего сына, а в конце XIX века эта трагедия считалась неоспоримым фактом, и лишь отдельные голоса пытались оправдать царя.

Что же произошло с натурщиками, позировавшими Репину для этой картины?

Художник Григорий Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого звали Иваном, как и убиенного царевича. Писатель Всеволод Гаршин, изображенный на картине в образе сына Ивана Грозного, через два года покончил жизнь самоубийством, бросившись в лестничный пролет. Причем смертельной оказалась страшная рана в районе левого виска, то есть именно в том месте, куда посохом ударил царь сына на злополучном полотне. Получается, что художник как бы предначертал судьбу натурщика. Более того, Гаршин покончил с собой 5 апреля 1888 года, в возрасте 33 лет, точно в день рождения Ивана, сына Ивана Грозного, родившегося 5 апреля 1554 года. Случайно ли это мистическое совпадение дат, не произошло ли некое сплетение судеб модели и персонажа картины, вызванное волей живописца?

Это полотно Репина обладает резко отрицательной энергией. При взгляде на него становится не по себе даже людям с крепкими нервами. Слишком реалистична сцена убийства, слишком много крови, которая кажется настоящей. А впечатлительные посетители перед картиной, выставленной в Третьяковской галерее, вели себя более чем странно: одни впадали в ступор, другие рыдали, с третьими случались истерические припадки. А 16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов порезал холст ножом. Парня поместили в лечебницу для душевнобольных, где он и оставался до конца жизни. Картину удалось отреставрировать.

И вот - новое покушение. Гость столицы, воронежец Игорь Подпорин разбил стекло металлическим столбиком ограждения, нанеся холсту серьезные повреждения. Полотно было порвано в трех местах на фигуре царевича. Вандал пояснил полиции, что повредил картину из-за недостоверности изображенных на ней исторических фактов.

Сейчас полотно на реставрации. Но лучше бы после ее завершения убрать картину в запасники, дабы не искушать слишком нервных посетителей.

«Красоту ее Боровиковский спас...»

Мария Лопухина позировала Владимиру Боровиковскому в 18 лет, вскоре после собственной свадьбы. Художник написал портрет по просьбе ее мужа. В тот момент красавица была здоровой, цветущей и полной сил, но через пять лет сгорела от чахотки.

По Москве поползли слухи, что в смерти очаровательной юной женщины повинен именно этот злосчастный портрет, выпивший из нее жизненные силы. Некоторые завсегдатаи салонов утверждали, что отец Марии, граф Иван Толстой, мистик и магистр масонской ложи, заключил дух дочери в картину. И если какая-либо девушка взглянет на изображение Лопухиной, то вскоре отдаст богу душу. И якобы жертвами дьявольского портрета стали не менее десятка дворянских девиц на выданье.

Известный меценат Павел Третьяков не побоялся приобрести в 1880 году «проклятую» картину. Он поместил портрет Марии Лопухиной рядом с портретом князя Куракина, также написанным Владимиром Боровиковским. Но, очевидно, такое соседство не понравилось строптивой светской красавице, и утром портрет Куракина нашли на полу с разбитой вдребезги рамой.

Заинтригованный этим происшествием, Третьяков вник в биографии обоих персонажей и обнаружил, что Мария при жизни на дух не переносила стареющего князя, который волочился за женщинами. Владелец галереи отселил неприятного соседа, и после этого портрет успокоился. Со временем слухи о проклятии поутихли.

Очарованный портретом поэт Яков Полонский написал: «Красоту ее Боровиковский спас...» Но, к сожаленью, художник не мог спасти жизнь самой модели, а может быть, даже невольно поспособствовал ее преждевременному уходу в мир иной.

«И веют древними поверьями ее упругие шелка...»

«Неизвестная» Ивана Крамского - один из самых загадочных шедевров русской живописи. Сразу же после того как художник выставил эту картину, петербургскую публику взволновал вопрос: что за красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске? Многие считали ее аристократкой. Однако в петербургских салонах такую даму никогда не встречали. Наиболее проницательные утверждали, что модное, отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Это, скорее всего, содержанка какого-то знатного или богатого человека. Сам Крамской на вопрос, существует ли его модель в реальности, только усмехался и пожимал плечами. Возможно, эта красавица была лишь порождением его творческой фантазии.

Крамской предлагал картину Третьякову. Но меценат по какой-то причине наотрез отказался приобрести ее. «Неизвестная» пошла по частным рукам - и вскоре приобрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти беды приписывали роковой картине. Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына. Потом картину продали за рубеж, но и там она приносила одни несчастья своим владельцам.

В 1925 году «Неизвестная» вернулась в Москву и все же заняла свое законное место в Третьяковской галерее. После этого портрет успокоился и перестал вредить окружающим. А может быть, даме понравилось новое название картины? В XX веке этот портрет почему-то стали называть «Незнакомкой» - возможно, под влиянием гениального стихотворения Александра Блока. Помните: «И веют древними поверьями / Ее упругие шелка, / И шляпа с траурными перьями, /И в кольцах узкая рука». Появились даже конфеты «Незнакомка» с репродукцией картины Крамского на коробке. Такое повышенное внимание не могло не польстить красавице, и она смягчила свой нрав.

«Кощей с невестой»

Картину «Неравный брак» Василий Пукирев написал в 1862 году, а через десять лет ее приобрел Павел Третьяков и поместил в своей галерее. Рассматривая полотно, на котором юная красавица венчается со стариком-сановником, дотошная публика установила, что художник изобразил на нем собственное горе: это его любимую девушку насильно выдали за богача. А что мог поделать бедный живописец? Только написать себя самого рядом с любимой в образе молодого чернобородого человека, который стоит, скрестив руки, в правом углу картины. А еще - направить весь свой гнев и обиду на соперника, очень сильно состарив его. И это подействовало - богач вскоре умер! Но месть - оружие обоюдоострое. Любимая ушла в монастырь, а сам Пукирев спился. В белой горячке его преследовала собственная картина. Окончательно опустившийся художник умер в бедности и безвестности.

Москвичи рассказывали, что картина Пукирева оказывает магическое воздействие на посетителей, особенно на стариков, решивших жениться на молоденьких. У одного начинала болеть голова, у другого - сердце, а кто-то и вовсе терял сознание. А картину прозвали «Кощей с невестой».

Николай СОСНИН









Предыдущая     Статьи     Следущая