Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Марагинская обсерватория и её ученые

Как писал видный азербайджанский ученый Фезлуллах Рашидаддин, в Марагинской обсерватории трудились более 100 ученых и других работников. Большинство из них были студентами Насирэддина.

Примечательно, что в будущем эти люди стали известными и уважаемыми людьми в своих странах и большинство из них служили при дворцах государей. Некоторые из этих ученых даже обращались к своим монархам с тем, чтобы построить в своих странах обсерваторию, похожую на Марагинскую. Однако все проекты оказались невостребованными из-за высокой дороговизны для их осуществления.

Марагинская обсерватория

Более десяти лет работавший заведующим Марагинской библиотеки аль-Фувати в своем произведении «Тазкире маи гаседа аль-реседхана», указывал свыше тысячи местных и зарубежных сотрудников и ученых которые работали в обсерватории. Этот фундаментальный труд в полном объеме сохранился до нашего времени. В этом произведении указаны несколько азербайджанских ученых, чьи имена до сих пор не были неизвестны миру. Также несколько неизвестных имен указывается и в книге Ас-Сафади «Аль-Фави билва-файат».

Восточные ученые своими рукописными копиями размножавшие созданные в древности научные работы, тем самым продлевали их жизнь и всесторонне развивали их. Они совершили в науке подлинную революцию. Поэтому мы не ошибемся, заявив, что культурное возрождение началось на Востоке.

Указывая на Италию (XIV–XVI вв.) в качестве Родины Ренессанса или в целом на Европу (XV–XVI, и далее в XVII в.), некоторые идеологи оспаривают роль Востока в этом процессе и предпринимают очередную, уже порядком набившую оскомину, попытку протолкнуть идею о первенстве западной культуры и тенденциозную формулу «Европейского центризма».

Споры о восточном Ренессансе между западными учеными разгораются в основном на почве разногласий в определении принципов слагающих само понятие культурного Возрождения, некоторые из западных оппонентов полагают, что культурный Ренессанс исламского Востока не отвечает всем основополагающим принципам культурного Возрождения.

Однако, не все на Западе разделяют эту точку зрения. Именитый швейцарский востоковед Адам Мец написал книгу об изучении им исламской культуры IX–X вв. под названием «Мусульманский Ренессанс», в которой отмечал, что данный культурный процесс, получивший на Востоке название «Интибах» («Возрождение») начался там гораздо раньше, чем на Западе…

Главным и важнейшим отличительным признаком итальянского и в целом европейского Ренессанса является обращение той же Италии к античной культуре, сформировавшейся еще в период рабовладетельства в Древней Греции. С этой точки зрения Восток намного опережал Запад. Ведь еще в VII-XII веках в Китае, Индии и Персии, а в XII–XIII в Азербайджане уже существовали сильная гуманистическая философская школа, литература, а также астрономия, математика, минералогия и др. естественные науки, которые благодаря привнесённым в них Туси важным новшествам отвечали мировому уровню.

В эпоху азербайджанского Ренессанса обращение к античности было ничуть не слабее того, что проявляли к ней позднее европейцы во времена своего культурного возрождения. Яркими примерами тому служат гениальная поэма Низами Гянджеви «Искандернамэ» и книга Н. Туси «Эхлаги-Насири», прославившая автора на весь Восток, особое место в которой, занимает 30 глава.

Также, как Низами в своем произведении для более глубокого раскрытия гуманистических идеалов используя образы Александра Македонского, заложившего фундамент эллинизма и окружавших его исторических личностей, в первую очередь его учителя Арастуна (Аристотеля – Р. Д.), Н. Туси свою рукопись завершает более чем 40 афоризмами и наставлениями, данными великими древнегреческими философами Афлатуном (Платон – Р. Д.) своему ученику Аристотелю. Этот факт сам по себе доказывает, что Туси не только сохранил все богатство античной мысли и её воспитательное значение, но так же подтверждает ее высокую актуальность для совершенствования и развития человека.

Несколькими историками науки было выдвинуто предположение о том, что восточные астрономы IX-XIV веков играли роль «архивариусов», т.е. их функции ограничивались доведением до мировой науки древнейших астрономических трудов.

Автор произведения «Роль Марагинской обсерватории в развитии исламской астрономии: «Научная революция до Ренессанса» ученый Колумбийского Университета (США) Дж. Салиба отметил, что вплоть до 50-х годов XX века подобное отношение к восточным астрономам считалось вполне уместным. Причина в том, что до того времени практически не были известны научные работы созданные представителями «Марагинской школы» в XIII веке. Ученый справедливо полагает, что учитывая научные разработки, проводившиеся в течение 50 летней деятельности «Марагинской школы» можно сделать вывод, что пора избавиться от стереотипа «архивариуса» в отношении развития астрономии в арабскую эпоху.

Кроме того в 1957 году американский ученый В. Робертс показал, что модель Вселенной, представленная восточными астрономами, послужила толчком для дальнейшего развития этой модели Коперником.

Авторы многочисленных статей, посвященных «Марагинской революции» заявляли, что в совершении Коперником научной революции человечество обязано деятельности марагинцев. В том, что научное наследие марагинской обсерватории тщательно изучалось Коперником не вызывает сомнений. Совершенно определенно надо заявить, что польский ученый был «самым лучшим и талантливым представителем» марагинской обсерватории.

Туси написано много книг и трактатов по астрономии. «Зидж Ильхани», «Техрир Маджести», «Трактат об Астролябии», «Воспоминания б астрономии», «Тридцать глав» и т.д.

Академик Ф. Максудов и Г. Мамедбейли пишут о «Трактате об астрономии»: Астролябия это переносной астрономический инструмент. С его помощью можно было установить географические координаты места наблюдения. Эта книга Туси получила широкое распространение. Другое астрономическое произведение Туси называется «Тридцать глав». «Воспоминания об астрономии» - важный теоретический труд, посвященный теории планетарных движений…

Есть еще один существенный момент заслуживающий внимания. Все теоретические вопросы Н. Туси рассматривал сквозь призму теории гелиоцентризма и его астрономические работы не потеряли своего значения даже после объявления Коперником о создании гелиоцентрической системы».

Хочу рассказать о некоторых ученых Марагинской обсерватории, прославившихся своими астрономическими исследованиями. Их научные труды в самое короткое время распространились по всему Ближнему Востоку, а оттуда и по юго-восточной Европе, приводили в изумление специалистов в разных областях знаний. Таким образом, имена многих талантливых ученых Марагинской обсерватории стали знакомы далеко за пределами Азербайджана. Таким результатом мог бы гордиться каждый научно-учебный центр.

Руководитель Шемахинской астрофизической обсерватории академик Гаджибек Султанов верно заметил, что астрономическая и математическая школа Марагинской обсерватории впоследствии оказала значительное влияние на развитие физико-математических наук Западной Европы, Китая, Средней Азии и Индии.

Махмуд бен Масуд Гутбетдин Ширази (1236-1311) родился и провел молодые годы в г. Ширазе. Знания об астрономии и математики он получил от своего учителя Н. Туси. До 1282 года Гутбетдин работал в Мараге, а потом в качестве монгольского посла был направлен в Египет, где составил первую карту Средиземного моря с прилегающими к нему землями. На арабском языке Гутбетдин сочинил бесценное произведение «Конец знаний», где нашли отражение научные достижения тех времен по астрономии и географии. После этого им была написана книга, а по существу – энциклопедия под названием «Дюретюл тадж» («Драгоценные камни короны»).

Одним из ученых обсерватории был Иоганн Григорий Абуль Фарадж Бар Эбрей (1226-1286) родившийся в г. Малатья. В 1246 году Абуль Фарадж был посвящен в епископы Губаса (близ Малатьи) и принял имя Григорий. В 1253 году был переведен с тем же чином в Халеб. В 1268 году он совершил поездку в Тебриз, затем в Марагу, где в якобитском монастыре читал лекции об Эвклиде. Здесь он начинает работать под руководством Туси. Написал на сирийском языке труд, с кратким изложением основ астрономии и географии.

В средневековой Европе приобрел известность как автор очень популярной книги на арабском языке «История династий» или «Краткая история государств». В этой книге получили широкое отражение образ жизни многонационального коллектива Марагинской обсерватории.

Главным инженером, конструктором Марагинской обсерватории был видный ученый Муайидеддин Урди. Биографических данных о нем почти нет. Осталось лишь два экземпляра его рукописи на арабском языке «Трактат об астрономических инструментах Марагинской обсерватории». Один из них хранится в Париже, другой в тегеранской Национальной библиотеке. Первый экземпляр был найден в начале XIX века и переведен на французский язык А. Журденом, преподавателем Парижской национальной школы восточных языков. Первое издание книги состоялось в 1810 году в Париже, а в 1811 году книга переводится на немецкий язык. В этом произведении содержится описание сложных астрономических приборов сконструированных М. Урди.

Анализ данных, изложенных в трактате М. Урди, приводит многих исследователей к выводу, что приборам и инструментам обсерватории в мире не было аналогов. Известно, что некоторые приборы, изготовленные самим Урди, впоследствии успешно применялись во многих обсерваториях мира. А большинство астрономических приборов и инструментов, созданных в дальнейшем, совершенствовались на основе открытий Урди.

В 1279 году из рук этого замечательного мастера вышел первый в мире небесный глобус. Положение звезд на его поверхности указывалось с большой точностью.

В XVI веке в немецком городе Дрездене, некий богач создает музей под названием «Физико-математический салон», одним из самых ценных экспонатов которого и стал тот самый глобус, изготовленный из бронзы, серебра и золота.

После смерти отца Садрэддин Туси еще долгое время руководит работой обсерватории. Его брат Асилэддин, автор одного экземпляра рукописи произведения «Зидж Ильхани» хранящегося в Парижской Национальной Библиотеке.

Махиеддин Магриби - один из сотрудников обсерватории по происхождению был испанским арабом. Он прибыл в Халеб еще до строительства обсерватории и занимался там астрономией. При вхождении в Халеб войск Хулагу хана, не видевший другого пути к спасению Махиеддин кричит, что он астроном. Туси, искавший повсюду астрономов, просит Хулагу хана избавить этого человека от печальной участи и отправить его в Марагинскую обсерваторию.

Известные ученые Фао Мун-Чи был из Китая, Иса Монгол из Монголии, Фахраддин Ихлати из Тифлиса.

В Марагинской обсерватории бок о бок трудились ученые разных вероисповеданий мусульмане, христиане, буддисты, насранисты и последователи других религий; и национальностей азербайджанцы, фарсы, арабы, евреи, узбеки, китайцы, турки, монголы и др. Независимо от такого разнообразия, все относились друг к другу с большим уважением. Благодаря подобной атмосфере эмансипации, Марагинская обсерватория обрела статус международного культурного центра, где ученые, отбросившие все надуманные национальные и религиозные барьеры, и противоречия объединили деяния для достижения более высоких целей, ради изучения науки и совершенствования знаний.

В 80 годы XIII века астроном по имени Го Шу-Чинг строит в городе Ханбалыке (Пекин) обсерваторию. Судя по сведениям, содержащимся в произведении «История Юаньских династий», написанном на китайском языке, и по свидетельству азербайджанского историка Рашидаддина, Менгу хан еще до Хубилай хана попросил Хулагу хана, чтобы после взятия Ассасинской крепости, освобожденный из плена Туси был направлен в Китай для строительства обсерватории. Однако, ученый, намеревавшийся построить обсерваторию в Азербайджане, в Китай не поехал. Тогда Пекин, не отказавшийся от планов строительства собственной обсерватории с целью набора необходимого научного и практического опыта, посылает к Туси астронома Фао Мун-Чи. В 1265 году Фао Мун-Чи, накопивший достаточно знаний и опыта в Марагинской обсерватории, вместе с астрономом Джамаледдином аз-Зейди Бухари, возвращаются в Китай и два года спустя, они добираются до Пекина.

Правитель огромной Юаньской империи Хубилай хан, благоволивший наукам и культуре, надеялся, что с помощью азербайджанцев, китайские мастера смогут построить в Пекине комплекс, подобный Марагинской обсерватории. После начала работы пекинской обсерватории наблюдение за небесными телами осуществлялось, привезенными из Марагинской обсерватории астрономическими приборами (Вращающимся квадрантом и Армилляром). Вообще, изобретенные под руководством Туси астрономические приборы и инструменты для своего времени и еще на протяжении 200 лет считались самыми точными среди всех остальных, применяющихся в других обсерваториях. Эти приборы и инструменты и сейчас хранятся в целостности и сохранности в Пекинской обсерватории.

Дело в том, что еще до Марагинской обсерватории, астрономические наблюдения уже производились в некоторых обсерваториях и научных центрах. Широкую известность получил труд Фахреддина Ширвани «Таблицы Фаридеддина», подготовленные в стенах Ширванской Академии «Даруль-Улум» и «Даруль-Адаб». На достаточно высоком уровне велись астрономические работы в обсерваторияхСреднеазиатской «Академии Мамуна», египетской Александрии, Иракского Багдада, персидских Рея и Исфахана. Однако, в результате исторических процессов научная деятельность этих очагов была прекращена.

Хочу коснуться еще одного вопроса. В Марагинской обсерватории для проведения научных опытов и наблюдений использовались десять приборов и инструментов. Интересно, что пять из этих приспособлений уже были известны до конца XIII века, но остальные пять были изобретены в Марагинской обсерватории под руководством Туси. После начала исследований в обсерваториях: китайской в Пекине, самаркандской Улугбека, датской Тихо Браге и индийской в Джайпуре стали использоваться и усовершенствоваться приборы и инструменты, изобретенные непосредственно в Марагинской обсерватории. Несмотря на наличие определенных сведений о работе этих обсерваторий, я все же вынужден раскрыть некоторые факты.

Писаталь-исследователь Рамиз Дениз
член Союза Писателей Азербайджана,
«Общественного Объединения Помощи Развитию Науки» АГРА
Географического Общества Азербайджана,
лауреат «Золотого пера» и Президентский стипендиат по литературе.







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты