Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Насирэддин Туси из Марагинской обсерватории

Абу Джафар Мухаммед ибн Мухаммед ибн Хасан Насирэддин ат-Туси (1201-1274) великий азербайджанский математик, механик и астроном XIII века, чрезвычайно разносторонний ученый, автор сочинений по философии, географии, музыки, оптике, медицине, минералогии. Знаток греческой науки, комментатор трудов Евклида, Архимеда, Автолика, Феодосея, Менелая, Апполония, Аристарха, Гипсикла, Птолемея и др.

Н. Туси родился в городе Хамадане в 18 февраля 1201 году. Там же в раннем возрасте он начал учебу, изучив Коран, хадисы, шиитскую юриспруденцию, логику философию, математику, медицину и астрономию. Первым его наставником был отец, а затем образованием Туси стали заниматься учителя школы Бахманияра аль-Азербайджани и Абу Али ибн Сины. Полученные Туси всесторонние и глубокие знания позволили ему в скором времени завоевать авторитет в научной среде.

Еще в раннем возрасте Туси пристрастился к чтению. Обладание феноменальной памятью позволяло ему запоминать все, что он прочел, увидел и услышал. Глубокий интеллект помогал ему выделить самое главное, суть вопроса, и избавляться от бесполезного и ненужного. Его любимыми занятиями были придумывание новых шарад, составление теорем, конструирование и изготовление всяческих приборов и инструментов… Он интересовался решением трудных научных вопросов.

Абу Джафар Мухаммед ибн Мухаммед ибн Хасан Насирэддин ат-Туси

Наследие Туси является сокровищницей энциклопедических знаний как для всего Ближнего и Среднего Востока, так же в равной степени и для Азербайджана, составной части Восточного мира, поскольку оно сыграло особую роль в формировании и развитии образа мышления Азербайджанского народа. Его научно-художественное наследие, относящееся к эпохи Ренессанса в Азербайджанской культурной истории можно рассматривать, как неотъемлемую составляющую народной духовных ценностей и позволяет предъявить законные права на их наследование. Ведь еще до обретения статуса общечеловеческой ценности, его богатейшее научно–художественное творчество генерировалось на основе азербайджанских культурно-исторических традиций национального менталитета, служило одним из источников его последующего развития, опираясь на принадлежность к тюркскому этносу… Своим духовно-чувственным восприятием, уровнем логического мышления он сыграл важнейшую роль в развитии азербайджанской научной мысли.

Важнейшими особенностями мышления Туси являются научная глубина, энциклопедическая разносторонность и объем знаний.

С его творчеством неразрывно связано развитие ренессансных черт в азербайджанской культуре XIII-XVI вв свойственная им устремленность к свободомыслию и свободолюбию, идеалу человеколюбия и справедливости, глубокая вера в неисчерпаемые силы человеческого разума, научного познания, в великие возможности творческой, практически-преобразующей деятельности человека – все это от Туси, как и от других титанов азербайджанского ренессанса.

Благодаря своему научному творчеству Туси обрел известность и славу во всем восточном мире и встал в один ряд с такими гениальными учеными как Абу Али ибн Сина, Абу Рейхан Бируни и Хамид аль-Ходженди.

Авторы многотомной энциклопедии «Кембриджская история Ирана» проделали огромную работу по изучению наследия Туси. Б. Байли (манчестерский университет), А. Баузе (Неапольский институт Востоковедения), Я. Рыпка и другие ученые в своих статьях дали высокую оценку разносторонней научной деятельности Туси и широко осветили научные достижения созданной им марагинской обсерватории.

Об энциклопедических познаниях Туси знали все окружающие. По этой причине руководитель Кухистанских исмаилитов Насирэддин Мохташам пригласил его как почетного гостя. В свой дворец и предложил молодому ученому перевести с арабского языка на персидский, популярную тогда книгу «Техзибул Эхлаг» («Чистота морали») (другое название «Ат-тахара») ученого из Академии Мамуна (Хорезм) Абу Али ибн Мисгявеха. Она считалась лучшей из книг по этике, написанной на арабском языке, т. е. обладала глубоким содержанием и привлекательным стилем. К тому времени Туси уже переехал в провинцию Кухистан Ирана, где и получил заказ на написание книги от представителей религиозного направления исмаилизма. Туси отказался от этого предложения, добавив, что на эту тему сможет написать произведение лучше, чем Мисгявеха.

Туси, к тому времени успевший разработать многие проблемы этики, философии, логики, получил хорошую возможность выразить свои уже созревшие взгляды по политике, философии, этике и т.д. Чтобы не вызвать недовольство религиозного лидера, заказавшего ему этот перевод, Туси предложил не просто перевести эту книгу, но и добавить туда разделы о строительстве городов и жилищ, дать комментированный обзор всех нравственных качеств, раскрытых автором книги, причем сделать это доступным большинству читателей языком, оригинальным и совершенным. Туси добился поставленной задачи: книга по нравственности, написанная им, служила учебником по этике во многих медресе и моллаханах на Ближнем и Среднем Востоке. При написании книги Туси учел все доступные ему в то время источники, в том числе произведения Платона, Аристотеля, ибн Сины, Газали, Бируни, использовал идеи книг «Калила и Димна», «Ардашир Бабекан», «Заветы Ануширвана» и др. В сборник были включены идеи народного фольклора, дастанов, таких произ-ведений, как «Сиясетнаме» («Учение о политике», автор – Низамульмульк), и др.

Своим произведением «Эхлаги-Насири» он вошел в историю восточных народов, как научный просветитель, педагог и теоретик морали.

Выполнив обещание, Туси в 1235 году написал книгу «Эхлаги-Насири» завоевавшую славу на всем Востоке и представил властителю. За короткое время произведение распространяется по Кавказу, в Иране, Средней Азии, Индии и в других странах. В последующие годы один экземпляр книги попадает к ханам Менгу и Хулагу. Прочитав ее, они выразили Туси свое уважение и благодарность.

Произведение «Эхлаги-Насири» состоит из «Ведения и причин написания книги», «Первых заметок и разделов науки», «трех статей и тридцати глав».

Ради справедливости стоит отметить, что если мировую славу ему принес такой труд по математике и астрономии как «Зидж Ильхани», и основание марагинской обсерватории, то всем восточным народам он полюбился благодаря произведению «Эхлаги-Насири». Затронутые в ней вопросы по общественному устройству, экономике, политике, морали, философии и воспитанию придают труду особое значение. Этим и объясняется его успешное использование на протяжении более семи ста лет в качестве учебника по морали в школах Среднего и Ближнего Востока. Множество экземпляров этой книги распространилось среди населения.

Образно говоря «Эхлаги-Насири» явилось итоговым для всех господствовавших ранее на Ближнем и Среднем Востоке морально-филосовских и педагогических идей. По мнению исследователей за последние 700 лет, второго оригинального труда, подобно написанного на фарсидском языке «Эхлаги-Насири» не существует.

В этом произведении Туси проявил себя искусным педагогом и талантливым воспитателем. Говоря о врожденных способностях человека, о влиянии окружающей среды на его формирование и развитие, автор отмечает важнейшую роль в этом деле учебы и воспитания.

Только из под пера человека наделенного незаурядные интеллектом, в высшей степени образованного, воспитанного, талантливого обладающего ораторскими способностями, могло выйти такое бессмертное произведение по этике и эстетике, философии и воспитанию, как «Эхлаги-Насири». Подобным гражданином должны гордиться не только его единомышленники или соотечественники, но и все человечество.

Вскоре после написания книги Туси арестовывают и ссылают в ассасинскую крепость «Аламут» (Орлиное гнездо). Указываются несколько причин его заключения под стражу, но только одна из них выглядит достоверно: «Озлобление мусульманских духовных лиц, вызванное бросающимися в глаза прогрессивными идеями произведения «Эхлаги-Насири»».

Туси пишет: «после победы, естественно, не надо поголовно истреблять побежденных, потому что они уже находятся в статусе рабов и низкого сословия».

Спустя через несколько лет Туси написал по логике книгу «Эсасул-игтибас». Это произведение считается вторым по логике, после книги ибн Сины «Шифа».

В крепости «Аламут» ученый ведет жизнь изгнанника. Лишенный права покидать крепость он за свое более чем двадцатилетнее пребывание в исмаилитском окружении, несмотря на невыносимое моральное давление, написал несколько научных произведений: «Эхлаги-Насири», «Шерхул-Ишарет» (Заметки филосовской рукописи «Ишарет» Абу Али ибн Сины), «Тахрир Маджести» (Almagest), «Тахрир Оглидис» (первая редакция). Последняя из указанных выше книг была написана в 1248 году, а затем в свет вышла вторая редакция этой книги (состоящая из 13-ти частей).

Внук Чингиз хана Хулагу хан приближается к границе Азербайджана и берет в осаду крепость «Аламут». В 1256 году его воины взяли приступом неприступную крепость и выпускают на свободу Туси и других ученых.

После освобождения из крепости Туси назначают советником монгольского правителя. С первых дней вступления на эту должность ученый берет на себя ответственность за проведения намеченных Хулагу ханом политических мероприятий. По свидетельству Рашид-ад-дина Туси был личностью свободной от религиозных суеверий и способной на правильный анализ и оценку происходящих событий. Все его мысли подкреплялись наукой.

После взятия Багдада 1258 году власть Хулагу хана в 1260 году распространяется и на Азербайджан. Новое государство возглавили Ильханиды.

Писаталь-исследователь Рамиз Дениз
член Союза Писателей Азербайджана,
«Общественного Объединения Помощи Развитию Науки» АГРА
Географического Общества Азербайджана,
лауреат «Золотого пера» и Президентский стипендиат по литературе.







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты