Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Призрак Оперы

Парижская Гранд-опера до 1973 года была самым большим оперным театром в мире {затем пальму первенства перехватил Сиднейский оперный театр). Именно здесь происходили события романа, а потом и мюзикла «Призрак Оперы». Служители театра уверяют, что в ложе №5, куда по традиции не продают билеты, до сих пор время от времени появляется таинственная фигура в белой маске - и что в основе знаменитого романа лежит не выдумка писателя, а реальная мистическая история.

Смертельные интриги

Парижская Гранд-опера
В парижской Гранд-опере во время представлений на ложу №5 зрители смотрят не меньше, чем на сцену. И многие из них клянутся, что видели там призрака Оперы

Роман Гастона Леру (его французское название - Le Fantome de l'Opera) печатался по частям в парижской газете Le Gaulois с сентября 1909-го по январь 1910 года. Его действие происходит в оперном театре, где случилось странное явление: во время репетиции «Фауста» примадонну едва не убивает упавшая декорация. По театру разносится слух, что это проделки живущего в здании призрака Оперы, который запрещает занимать ложу №5, поскольку навечно зарезервировал ее для себя. Он влюблен в хористку Кристину и хочет, чтобы та стала новой примадонной. Бывшая солистка Карлотта напугана и отказывается выступать, Кристина с успехом исполняет ее партии - к радости своего возлюбленного, аристократа и красавца Рауля. Призрак, появившийся перед Кристиной, тоже говорит о своей любви, но его лицо скрывает маска. Он увлекает хористку на прогулку по парижским подземельям, соединенным с подвалами театра. Герои пересекают подземное озеро и оказываются в жилище призрака. Фантом предлагает Кристине остаться с ним навсегда. Девушка срывает с него маску, открывая уродливое лицо, при виде которого падает в обморок. Призрак возвращает хористку в театр и посылает его владельцам письмо с требованием отдать ей лучшие роли. Но те не верят угрозам. Главные партии снова исполняет Карлотта - и однажды во время спектакля ее голос превращается в лягушачье кваканье, а на зрителей, неся смерть, падает огромная люстра. Больше никто не сомневается в существовании влюбленного фантома. Но Рауль и Кристина все равно решают обручиться. На устроенном в честь помолвки костюмированном балу призрак похищает девушку, но все заканчивается благополучно: Кристина и Рауль соединяют свои судьбы, потому что фантом, растроганный любовью девушки, больше не мешает им и исчезает, взяв с собой кольцо хористки.

Мистический сюжет и динамика повествования сделали роман шедевром мировой литературы, а здание парижской Гранд-опера стало культовым для любителей острых ощущений. Но оказалось, что сюжет романа основан на реальных событиях.

Скелет с кольцом для помолвки

В 1908 году, еще до появления романа, в подвалах здания Парижской оперы, где располагались механизмы для подъема декораций, проводились ремонтные работы. Задача была непростой - театр, построенный под руководством архитектора Шарля Гарнье в 1860-1875 годах, располагался над знаменитыми городскими катакомбами, и рядом с его фундаментом находилось большое подземное озеро, соединенное с рекой Сеной. Архитектор спроектировал подвалы Гранд-опера многоуровневыми, а в гидравлических машинах для управления декорациями использовал силу подземных вод. До сих пор расположенные под зданием каменные проходы до конца не обследованы, и все работы в них приходится вести с величайшей осторожностью, чтобы не произошло обрушения фундамента.

Строители, делавшие ремонт в 1908 году, наткнулись на непонятную стенную кладку и доложили об этом главному администратору театра. Тот приказал разрушить стену - и выяснилось, что она закрывала просторную нишу, в которой находился человеческий скелет.

Администратор попытался предотвратить газетный скандал, который нанес бы урон репутации театра. Он срочно вызвал знакомого журналиста Гастона Леру и попросил его написать о случившемся так, чтобы не оттолкнуть, а наоборот, привлечь зрителей.

Журналист обратил внимание на две детали. Во-первых, череп скелета был сильно деформирован еще при жизни данного человека - это говорило о том, что он обладал уродливой внешностью. А во-вторых, на мизинце скелета было женское кольцо, изготовленное в середине XIX века, - такие обычно преподносили, делая предложение.

Красавица и чудовище

Гастон Леру опросил людей, чьи предки работали на строительстве здания, и узнал у них любопытную историю. Оказывается, одним из помощников Шарля Гарнье был молодой архитектор по имени Эрик с безобразным лицом, из-за чего этот человек носил маску. Он не хотел лишний раз показываться людям и добился разрешения жить в подвалах театра.

Ходили слухи, что мать зачала его от неизвестного отца и до последних дней пыталась скрыть беременность, утягивая живот корсетом, что и отразилось на внешности ребенка.

В дальнейшем родительница отдала малыша цыганам, а те продали его какому-то восточному правителю, который, когда мальчик подрос, определил Эрика в ученики к зодчим. После курса обучения юноша приехал в Париж и принял участие в строительстве Гранд-опера.

Когда здание было возведено, Эрик остался работать в нем в качестве смотрителя подвалов и оборудования. Через некоторое время он страстно влюбился в молодую хористку, но та не ответила ему взаимностью. Архитектор предпринял отчаянную попытку - он похитил девушку и две недели держал ее в подвалах здания. Но хористка, у которой был красивый и богатый покровитель, не пожелала выйти замуж за бедного и уродливого поклонника. Эрик отпустил ее, не причинив никакого вреда, а после этого исчез. Старожилы театра считали, что он покончил с жизнью, замуровав себя в одной из комнат подвала.

Именно с этого времени, по словам работников Гранд-опера, в коридорах здания и ложе №5 стала появляться полупрозрачная фигура в белой маске, свободно проходящая сквозь стены. Чтобы избежать встреч с призраком, хористка уволилась из театра и куда-то уехала - возможно, вместе со своим покровителем.

Роман и мюзикл

Гастон Леру написал большую статью, в которой рассказал эту романтическую историю. В газете также поместили изображение кольца и просьбу откликнуться всех, кто хоть что-то о нем знает. Администратор театра не ошибся в журналисте - находка скелета заметно подняла популярность парижской Гранд-опера.

Но и сам Гастон Леру увлекся данным сюжетом, в котором любовная линия переплеталась с мистикой. Он развил повествование и превратил газетную статью в большой роман, где Эрик стал призраком, влюбленным в юную хористку и готовым любыми средствами добиваться того, чтобы к ней пришел успех. А вместо богатого покровителя у Кристины появился знатный и красивый жених Рауль.

Роман получил название «Призрак Оперы». Поначалу читатели отнеслись к нему довольно равнодушно, но в 1925 году появилась первая экранизация произведения (всего их было восемь), и оно на долгие годы стало бестселлером.

В 1986 году американский композитор Эндрю Ллойд Уэббер представил мюзикл «Призрак Оперы», действие которого построено на сюжетных линиях одноименного романа. Это шоу было поставлено в 151 городе 30 стран, общая стоимость сборов превысила шесть миллиардов долларов и позволила мюзиклу войти в тройку самых кассовых постановок всех времен.

Аномальная зона

Многие исследователи паранормальных явлений не сомневаются, что призрак Оперы действительно существует.

Дело в том, что место, на котором стоит здание Гранд-опера, обладает всеми признаками аномальной зоны. Во-первых, тут из-под земли выходят грунтовые воды, отчего энергетика, как принято считать, обладает негативным воздействием. Во-вторых, в катакомбах под театром в 1871 году, во время Парижской коммуны, расстреливали монархистов, и их тела замуровывали в пещерах. Как любое место массовой гибели, эти подземелья отмечены необычными явлениями - таинственными огнями, странными звуками и т.п.

Французский театральный критик мадам де Вейль исследовала здание театра вместе с его подвалами и в 1994 году опубликовала результаты своей работы. Они почти полностью совпадают с версией Гастона Леру о пропавшем архитекторе, влюбленном в хористку.

В частности, документально подтвердилось, что эпизод с падением люстры основан на реальном событии - в 1896 году в партер действительно обрушился ее 700-килограммовый противовес, убив одну из зрительниц, консьержку мадам Шомет. Трагический случай произошел после окончания оперы «Гелла» композитора Дювернуа, когда примадонну Розу Карон вызвали на бис.

А встречи с призраком Оперы в стенах старинного здания, по многочисленным свидетельствам, продолжаются до сих пор. Иногда фигура в маске появляется в коридорах или фойе - и останавливается около молодой девушки. Считается, что таким образом фантом показывает, что она недавно прошла мимо чистой и бескорыстной любви.

Во время представлений на ложу №5, куда можно попасть только по личному разрешению директора театра, зрители смотрят не меньше, чем на сцену. И многие из них клянутся, что видели там призрака Оперы.

А еще с данной мистической историей связан обычай, когда девушки, чтобы встретить суженого, кладут красную розу на решетку вентиляционного люка, ведущего в подвалы здания Гранд-опера - туда, где, по преданию, живет призрак человека, который пытался бороться за свою любовь.

Маргарита КАПСКАЯ






Предыдущая     Статьи    







Интересные сайты