Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...









Интересные сайты:




Шхуна-призрак на банке Гудвина

Говорят, женщина на борту корабля - плохая примета. А если женщина поднялась на борт еще и в пятницу, которая пришлась на 13-е число, жди беды! 13 февраля 1748 года был вторник. Но в трагедии шхуны «Леди Лавибонд» переплелись сразу несколько роковых обстоятельств.

Свадебное путешествие

Саймон Рид был на седьмом небе от счастья и справедливо считал себя баловнем судьбы. Мало того что его назначили капитаном - он только-только принял под начало трехмачтовую шхуну «Леди Лавибонд» с экипажем в полсотни человек и женился на любимой девушке Аннете. Свадьбу сыграли в воскресенье, 11 февраля, а спустя два дня ему предстоял плановый рейс с грузом в Португалию. Сослаться на столь важное событие и попросить отпуск хотя бы на неделю Рид не мог - ведь только назначен капитаном, но и расставаться с молодой женой не хотелось.

Душевное смятение Саймона было понятно лондонскому владельцу судна, который сам же и предложил компромиссный вариант:

- Отправляйся в море вместе с Аннетой. Пусть этот рейс станет свадебным путешествием и моим подарком молодоженам!

Более того, хозяин судна разрешил взять на борт родственников и нескольких гостей на свое усмотрение - желающих побывать в солнечном даже в эту зимнюю пору Порту и вернуться обратно оказалось предостаточно.

К слову, сама Аннета отнюдь не обрадовалась такому подарку - прогулки по воде она не любила. Как-то отец-купец взял ее в детстве в деловую поездку через Ла-Манш, и воспоминания о морской болезни навсегда врезались в память. Но пришлось уступить настояниям мужа и родственников: разве можно отказываться от свадебного путешествия?

Оставив за кормой Лондон и пройдя устье Темзы, шхуна вечером 13 февраля вышла в открытое море. Далее путь лежал по хорошо знакомому не только Риду, но и старшему помощнику Джону Риверсу маршруту. Именно ему капитан и поручил вести судно дальше, пообещав сменить ближе к утру.

Вскоре из кают-компании раздались приветственные возгласы: Аннета и уже изрядно подвыпившие гости приветствовали появление Саймона Рида - и послесвадебное веселье закипело с новой силой. Риверс, который через приоткрытое окно иллюминатора мог расслышать обрывки тостов, мрачнел с каждой минутой. «Леди Лавибонд» приближалась к банке Гудвина.

Дамба подождет...

Дело давнее, и его можно считать преступной беспечностью или, говоря современным языком, наказанием за нецелевое расходование средств с отягчающими последствиями.

В 10 километрах от городка Дил на английском побережье пролива Па-де-Кале еще в конце XI века находился остров Ломэа, который всего за несколько лет полностью ушел под воду. При этом путь к спасению территории суши площадью 16 гектаров был прост: требовалось построить дамбу, чтобы предотвратить все усиливающееся вымывание песчаной почвы морским течением. Сооружение не столь обременительное в финансовом плане, и по призыву местного духовенства островитяне даже собрали средства на его строительство. Однако, получив деньги, святые отцы посчитали, что куда надежнее от стихии оградит не дамба, а новая церковь - ее и возвели на собранные средства. В результате примерно в 1100 году Ломэа окончательно поглотило море...

Иными словами, это место, ставшее мелью (по-морскому - банкой) и названное банкой Гудвина в честь последнего графа, чьим владением являлся остров Ломэа, изначально считалось неблагополучным. Несмотря на то что моряки, проходя его, удваивали бдительность, суда то и дело терпели здесь кораблекрушения. Считается, что всего начиная с XII века их пострадало свыше двух тысяч (!). Хотя первое официально зарегистрированное ЧП относится к 1690 году, когда на эту мель сел 90-пушечный английский линкор «Вэнгард». А в 1703 году во время Великого шторма потерпели кораблекрушение сразу пять кораблей флота ее величества.

Показания миссис Риверс

О дурной славе банки Гудвина старпом Джон Риверс тоже был наслышан и всегда обходил ее стороной, тщательно сверяя курс. Но на этот раз все обстояло иначе. Когда шхуна проходила мимо мели, Риверс отправил рулевого с мостика с каким-то поручением. Тот было запротестовал: дескать, ему не положено уходить во время несения вахты! Но со старшим помощником капитана не поспоришь - пришлось подчиниться.

Едва матрос покинул мостик, как Риверс повернул штурвал, и «Леди Лавибонд» на полном ходу врезалась в песчаную отмель. Не выжил никто!

Почему опытный моряк совершил этот поступок? Казалось бы, ответ на этот вопрос уже не получить - все свидетели на самой шхуне погибли. Промышлявшие возле банки несколько рыбаков из Дила заметили только странный маневр, но были не в курсе его причины.

Ясность в ходе разбирательства (как-никак погибли почти 70 подданных ее величества!) в суде графства Кент внесла мать старпома миссис Риверс. Оказывается, ее сын долго добивался руки Аннеты и не без оснований надеялся на взаимность. Но тут появился Саймон Рид, который отбил его девушку. В прямое противостояние Риверс не вступал и даже был приглашен шафером на свадьбу капитана. Мать надеялась, что со временем горе сына утихнет. Так оно, видимо, и случилось бы, если бы не это неожиданное свадебное путешествие с Аннетой на борту. Перед выходом в море миссис Риверс услышала от сына:

- Пусть я сам погибну, но Риду отомщу за украденную невесту!

Значит, свою угрозу он все-таки выполнил.

Таинственное явление

Печальная история постепенйо перешла бы в разряд старых морских легенд, если бы не одно обстоятельство: каждые полвека 13 февраля «Леди Лавибонд» появляется у банки Гудвина.

Впервые это произошло в 1798 году. Капитан каботажного судна «Иденбридж» Джемс Уэстлейк стоял на вахте вместе с рулевым, и незадолго до полуночи моряки увидели трехмачтовую шхуну, на полном ходу мчащуюся прямо на них. Вдвоем они налегли на штурвал и едва уклонились от столкновения. При этом со шхуны доносились веселые голоса, в том числе явственно звучал и женский.

Придя в порт Дила, Уэстлейк доложил, что капитан какой-то шхуны грубейшим образом нарушил правила судовождения. По его описанию и сообщению рулевого выходило невозможное: их атаковала погибшая полвека назад «Леди Лавибонд»! Это предположение еще более окрепло, когда о той же шхуне рассказали члены экипажа рыболовецкого судна, промышлявшего в районе банки Гудвина. По их словам, судно на полном ходу врезалось в отмель и растаяло подобно туману прямо на глазах. Рыбаки даже спустили шлюпку и осмотрели место кораблекрушения, но ничего не нашли... Все свидетели дали письменные показания, но дело закрыли - ведь виновника происшествия нет.

Еще полвека спустя - 13 февраля 1848 года - экипаж каботажного судна из Дила видел ту же картину: шхуна, подходящая под описание «Леди Лавибонд», потерпела кораблекрушение у той же банки Гудвина. Причем рассказ подтвердили еще и моряки с американского клипера, находившегося рядом. Они слышали и шум развеселой пирушки на борту! И опять никаких следов.

В 1898 году шхуну-призрак уже ждали - несколько жителей Дила собрались 13 февраля на берегу. Не напрасно: «Леди Лавибонд» опять внезапно появилась и разбилась у них на глазах. Пятеро парней неробкого десятка сели в лодку и обошли вокруг места кораблекрушения, но ничего не нашли.

Появилось мистическое судно и в 1948 году - его видели с борта торгового судна под командованием капитана Булла Прествика. «Леди Лавибонд» не только стремительно прошла рядом, но и светилась неярким зеленым светом.

Появлялась ли шхуна в 1998-м? Официальных свидетелей нет, но не исключено, что кто-то все же видел судно, но побоялся насмешек - чтобы не прослыть суеверным. К тому времени эта история обросла самыми невероятными подробностями. К примеру, якобы за штурвалом стоит сама подвыпившая Аннета и в очередной раз направляет шхуну навстречу гибели. Мстит за то, что против воли взяли ее в роковое путешествие.

...О том, что память о шхуне-убийце жива до сих пор, говорит такой факт: в прошлом году в честь «Леди Лавибонд» в Нидерландах была отчеканена серебряная монета. Она стала второй в серии «Корабли-призраки». Как и первая, посвященная паруснику «Мария Селеста», она быстро разошлась среди коллекционеров и стала нумизматической редкостью. Впрочем, сама печальная история «Леди Лавибонд» тоже по-своему уникальна и даже поучительна.

Петр НИКОЛАЕВ







Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: